Студопедия — Психофизиология Галена
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психофизиология Галена






Представления о душе философов Милетской школы. VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного об­щества и перехода к рабовла­дельческому строю. Коренные изменения в общественном укладе жизни привели к существен­ным изменениям в области мышления. Эти изменения зак­лючались в переходе от религиозно-мифологических представлений о мире к зарождению научных знаний.

Первыми ведущими центрами древнегреческой культуры и науки наряду с другими явились города Милет и Эфес. Названия этих городов носили и первые воз­никшие философские школы. Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, сущест­вовавшей в VII-VI вв. до н.э. Ее представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им первым принадле­жит заслуга в выделении психики или “души” из материаль­ных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окру­жающего мира характеризуются единством своего про­исхождения, а многообразие мира есть лишь различные состояния единого материального начала, первоосновы или первоматерии. Это положение распространялось древними мыслителями и на выделяемую ими область психического, полагавшими, что материальное и духов­ное, телесное и психическое по своей первооснове едины; различие между ними только феноменально, а не субстан­ционально, т.е. по состоянию, проявлению и выражению этого первоначала. Различие же между взглядами ученых этой школы состояло в том, какой вид конкретной мате­рии принимал каждый из этих философов за первоосно­ву мироздания.

Фалес (624-547 гг. до н.э.) в качестве первоосновы сущего указывал воду. Поскольку из воды происходит и твердое и газообраз­ное, то, по Фалесу, разумно допустить, что вода и есть первооснова всего сущего и что все окружающее пред­ставляет собой различные переходные состояния этой первоосновы. Душа есть также особое состояние воды. Существенной характеристикой души является способ­ность придавать телам движение, она есть то, что зас­тавляет двигаться. Эта способность придавать вещам движение присуща всему. Душа приписывалась, напри­мер, и магниту и янтарю, поскольку те обладают притя­гательной силой. Распространяя психическое на всю природу, Фалес первым выразил ту точку зрения на гра­ницы психического, которую принято называть гилозоизмом. Забегая вперед, отметим, что гилозоизма будут придерживаться и некоторые другие философы древно­сти, например, стоики.

Рассматривая душу в связи с телесной организаци­ей, Фалес ставил психические состояния в зависимость от физического здоровья тела.Те, у кого тело здоровое, имеют и лучшие душевные способности и дарования, а ста­ло быть, располагают большими возможностями обрести счастье в наши дни.

Если Фалес связывал все мироздание с особыми преобразованиями и формами воды и влаги, то его согорожанин Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.) принима­ет за источник всех вещей “апейрон” - такое состояние материи, которое не имеет качественной определеннос­ти, но которое благодаря своему внутреннему развитию и сочетанию порождает многообразие мира.

Анаксимандр был первым из древних философов, кто осуществил попытку объяснить возникновение и про­исхождение человека и живых существ. Ему, пожалуй, первому принадлежит идея зарождения живого из нежи­вого. Возникновение органического мира представлялось Анаксимандру следующим образом. Под действием сол­нечных лучей из земли испаряется влага, из сгустка кото­рой возникают растения. Из растений развиваются жи­вотные, а из животных - человек. Согласно философу, человек произошел от рыб. Главный признак, отличаю­щий человека от животных, заключается в более длитель­ном сроке кормления ребенка грудью и в более продол­жительном постороннем уходе за ним.

В отличие от Фалеса и Анаксимандра, другой фи­лософ милетской школы Анаксимен (588-522 гг. дон.э.)в качестве первоосновы принимал воздух. Воздушную природу имеет и душа.Она связывалась им с дыханием. Идея близости души и дыхания была довольно широко распространена среди древних мыслителей.

Понимание природы души Гераклитом. Представители милетской школы, указывая на материаль­ную природу психического, не дали относительно развернутой картины душевной жиз­ни человека. Первый шаг в этом направлении принад­лежит крупнейшему древнегреческому философу из Эфе­са Гераклиту (530-470 гг. до н.э.). С представителями Милетской школы Гераклита связывает идея первона­чала, но только за первооснову он принимал не воду, не апейрон и не воздух, а огонь в его вечном движении и изменении, вызываемом борьбой противоположностей:

Душа - это особое переходное состояние огненного начала в организме, которому Гераклитом дано название “психея”. Следует подчеркнуть, что введенное Геракли­том название для обозначения психической реальности было первым собственно психологическим термином. На его основе в 1590 г. Гоклениусом будет предложен тер­мин “психология”, который, начиная с работ Х.Вольфа “Эмпирическая психология” (1732) и “Рациональная пси­хология” (1734) станет общеупотребительным для обозна­чения науки, изучающей психику человека.

Гераклитом было дано не только общее представле­ние о “психее” и ее природе, он также попытался выделить и охарактеризовать отдельные стороны души. Большое значение он придавал чувствам, а среди них особен­но зрению и слуху. Функции зре­ния и слуха ставились в зависимость от общего состоя­ния души и самих органов чувств. Хотя Гераклит отводил чувствам важное место в позна­нии, однако, ведущим у человека признавался разум, по­скольку органы чувств позволяют установить лишь вне­шнюю гармонию природы, тогда как разум, опираясь на чувства, открывает ее внутренние законы. Мысль человека саморазвивается, переходя от одной истины к другой. Основная цель познания заключается в том, чтобы, от­крывая истины, прислушиваться к голосу природы и по­ступать сообразно ее законам.

Довольно подробно рассматриваются Гераклитом побудительные силы, влечения, потребности. По мнению Гераклита, потребности живых существ опре­деляются условиями их жизни: Свиньи грязи радуются, ослы - золоту предпочитают солому, птицы в пыли или золе купаются, морская вода - для рыб пригодна... Ука­зывая на зависимость переживаемых состояний организ­ма от предшествующих, философ подчеркивает, что свя­занные с потребностями чувства удовольствия и неудо­вольствия узнаются через свою противоположность. Голод приятным делает насыщение, усталость - отдых, болезнь-здоровье.

Злоупотребление вожделе­ниями и низшими потребностями ослабляет “психею”. Умеренность в удовлетворении по­требностей способствует развитию и совершенствова­нию интеллектуальных способностей человека. Счастье человека, по Гераклиту, состоит не в увлечении те­лесными удовольствиями, а в том, чтобы исходить из голоса разума, позволяющего чело­веку проявлять природосообразное поведение, связан­ное с пониманием законов необходимости (логоса). Глав­ным в человеке является характер, понимаемый Герак­литом как рок, как главенствующий психологический фактор, определяющий судьбу человека в течение всей его жизни.

Взгляды Гераклита оказали большое влияние на развитие философско-психологических систем последу­ющих древних мыслителей, у которых идеи, выдвинутые Гераклитом, получат дальнейшую конкретизацию.

Естественнонауч­ные представления Ал­кмеона. Вопросы о природе души, ее внешней обусловленности и телесных основаниях, стави­лись в древнее время не только философами, но также представителями медицины.. Из древ­них особо выделяется крупнейший врач и философ ан­тичной эпохи Алкмеон (VI-V вв. до н.э.), известный в ис­тории психологии как основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и не­рвной системы в целом.

Практика сечения трупов в научных целях позволила Алкмеону дать первое систематическое описание общего строения тела и предполагаемых функций организма. При изучении отдельных систем организма, в том числе мозга и нервной системы, Алкмеон обнаружил наличие проводни­ков, идущих от мозга к органам чувств. Им было установ­лено, что мозг, органы чувств и открытые им проводники имеются как у человека, так и у животных, а стало быть, и тем и другим должны быть свойственны переживания, ощу­щения и восприятия. Предположение Алкмеона о наличии психики у человека и животных, как существ, обладающих нервной системой и головным мозгом, выражало, таким образом, новый взгляд на границы психического, который принято называть в настоящее время нейропсихизмом.

Рассматривая ощущения в качестве исходной формы познавательной деятельности, Алкмеон впервые пытается описать условия возникновения ощущений и формулирует в этой связи правило подобия в качестве объяснительного принципа чувствительности. Согласно Алкмеону, для возникновения какого-либо ощущения не­обходима однородность физической природы внешнего раздражителя и органов чувств. Например, глаз, по мне­нию ученого, представляет собой сочетание огня или пла­мени и влаги, поэтому он способен воспринимать лишь огненное и светлое. Уши наполнены воздушной массой, которая содрогается под влиянием колебаний внешней воздушной среды.

Принцип подобия распространялся Алкмеоном не только на ощущения и восприятия, но и на эмоциональ­ные переживания. Если человек встречает себе подобно­го, это вызывает у него чувство приятного, удовольствие, и наоборот, отсутствие сходства или подобия в людях при­водит к возникновению у них неприятных чувств.

Уже у Гераклита были намечены основные уровни жизнедеятельности организма (бодрствование, сон и смерть). Выделяются они и Алкмеоном. Но в отличие от Гераклита, лишь указавшего на эти состояния или уров­ни, Алкмеон пытается установить их причину. Уровни жизнедеятельности связывались Алкмеоном с особенно­стями динамики и перемещений крови в теле. Прилив кро­ви в жилы вызывает пробуждение, отлив крови от жил ведет ко сну, а полный отток крови приводит к смерти ор­ганизма. Общее же состояние организма, его физическое здоровье определяются соотношением четырех стихий - воды, земли, воздуха и огня, являющихся строительным материалом тела. Правильная координация, равновесие, гармония этих четырех элементов обеспечивают физичес­кое здоровье тела и бодрость духа человека. Нарушение равновесия ведет к различным болезням и в самом худ­шем случае - к гибели.

Выдвинутые Алкмеоном положения о связи психи­ки с мозгом оставили заметный след в дальнейшем развитии древней медицины, философии и психологии. Достаточ­но сказать, что на идеи Алкмеона будет опираться вся медицина Гиппократа и, в частности, его учение о четы­рех типах темперамента.

Психологические воззрения Эмпедокла. Философская схема строения человека и мира в целом на основе четырех стихий или “корней” (зем­ля, вода, воздух, огонь) была развита крупным философом и врачом древности Эмпедоклом (490-430 гг. до н.э.). Согласно Эмпедоклу, первоэлементами мироздания является не одна какая-то стихия, а четыре - земля, вода, воздух, огонь. Мир образуется в результате механического соче­тания вечных, неизменных и инертных по своей природе стихий под влиянием двух мирообразующих сил, назван­ных Эмпедоклом соответственно Любовь или Дружба и Ненависть или Вражда. Самые эти силы тоже материальной природы.

Сок растений и кровь у животных и челове­ка есть ведущая структура организма, и именно кровь и сок благодаря наиболее совершенному сочетанию в них стихий рассматривались Эмпедоклом в качестве носите­лей душевных, психических функций. Поскольку психи­ческое приписывалось философом не только животным и человеку, но и растениям, следовательно, Эмпедокл вы­разил отличную от Фалеса и Алкмеона точку зрения на границы психического, называемую биопсихизмом. Впос­ледствии принципа биопсихизма будут придерживаться Аристотель, Авиценна и другие философы.

У человека центром движения крови является серд­це, поэтому оно, а не мозг как это предполагал Алкмеон, является органом души. Кровь определяет и ощущения, и чувства, и мысли. С кровью связаны также особеннос­ти общей активности и подвижности человека.

Сходные с Алкмеоном мысли Эмпедокл высказы­вает и при рассмотрении механизма восприятия. По мнению философа, для возникновения ощущения необходимо, чтобы подобное действовало на подобное. По сравнению с Алкмеоном, Эмпедокл вно­сит новое положение и учение о механизмах восприятия, выдвигая так называемую теорию истечений. Наиболее полно этот механизм истече­ний описан философом в отношении зрения. От внешних предметов идут истечения мелких частиц, которые, про­никая в поры органов чувств, вызывают образ внешнего предмета. Истечения идут не только от внешних предме­тов, но и от самих органов чувств. Глаз состоит на эле­ментов огня и воды. Влажные и огненные элементы, вы­ходя из пор глаза, встречаются с истечениями, идущими от внешних тел, и в результате соприкосновения порожда­ются образы воспринимаемого предмета. Таким образом, столкновение идущих навстречу двух видов истечений при условии сходства (подобия) их физической природы и есть тот основной механизм, посредством которого образуют­ся ощущения и восприятия. Принцип подобия и механизм истечений были положены в основу объяснения и цвето­вого зрения.

Воззре­ния Эмпедокла способствовали укреплению эволюцион­ного подхода в объяснении возникновения и развития животных, утверждению идеи о материальной природе души, ее внешней и телесной детерминации. Гуморальная теория общей активности и подвижности человека станет предпосылкой для построения Гиппок­ратом учения о четырех типах темперамента.

Понятие о душе в учении Анаксагора. Учение Анаксагора (500-428 гг. до н.э.) отличается от представлений прежних фило­софов тем, что за основу мира им принимаются не от­дельные стихии - земля, вода, воздух или огонь, а их дроб­ные частицы, названные Анаксагором “гомеомериями”. Это еще не атомы; гомеомерии ближе к мо­лекуле, так как по своей природе они родственны тому большому веществу, которое из гомеомерии составляет­ся. Все тела и предметы представляют собой сочетание гомеомерий. Качественное своеобразие вещи оп­ределяется преобладанием каких-либо гомеомерии в их общей смеси. Гомеомерии сами по себе инертны. Их соединение и разъединение происходит благодаря “Нусу” или “Уму”, основное назначение которого состоит в организации и упо­рядочении мира. Однако Нус, по Анаксагору, - это не первичная по отношению к материи субстанция. Нус есть самое тон­чайшее и легчайшее вещество, близкое к воздуху. Он про­никает повсюду, поэтому все имеет душу. И растения, и животные, и че­ловек произошли из гомеомерий, ранее рассеянных в возду­хе и впоследствии прибитых к земле дождем. Вначале по­явились растения, потом животные, из них - человек.

В отличие от Алкмеона и Эмпедокла, Анаксагор в качестве общего механизма организации психического выдвигает не закон подобия, а принцип противополож­ности. Он указывает, что нельзя получить ощущение теп­лого, если наше тело и воздействующий на него предмет одинаково теплые. Пресное уз­нается через соленое, сладкое - через горькое и т.д.

В целом в учении Анаксагора выделяются следующие важные положения: 1) представление о корпускулярном строении мира как предпосылка зарождения атомистичес­кого направления в философии и психологии; 2) придание Нусу (душе) функций упорядочения и организации; 3) до­гадка об определяющей роли руки в становлении челове­ка; 4) введение принципа противоположности для объяс­нения механизма восприятия; 5) предположение о зависи­мости ощущений от интенсивности, внешних воздействий и условий восприятия. В понимании общей (материаль­ной) природы души Анаксагор примыкает к своим пред­шественникам, а в определении границ психического он стоял на позициях гилозоизма.

Гиппократ и его учение о темпераменте. Близкие к этим взглядам, и особенно к философии Эмпедокла, общие положения относительно природы в целом и человека в частности выдвигал круп­ный древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Подобно Эмпедоклу, Гиппократ полагал, что мир обра­зуется из четырех стихий.

Подобно всем другим телам, организм человека так­же представляет собой смесь четырех начал (земли, воды, воздуха, огня), но связанных в определенной пропорции. Гармоническое сочетание стихий обусловливает физичес­кое здоровье человека. Однако в результате внешних воз­действий (климат, смена времени года, условия жизни, ха­рактер употребляемой пищи и т.д.) пропорция стихий мо­жет нарушаться и вызывать у человека болезни.

Вариации в пропорции стихий у отдельных людей, ле­жат в основе различий между людьми по их конституциональным особенностям, общей активности и подвижно­сти, душевным способностям, склонностям и характеру. Непосредственно эти различия связывались Гиппократом с имеющимися в организме четырьмя видами жидкости (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в которых в раз­ной мере представлены основные четыре стихии. Степень преобладания какой-либо из названных жидкостей в их смеси и обусловливает основные четыре типа людей - сан­гвиники, холерики, флегматики и меланхолики.

Выделением четырех типов темперамента и харак­тера Гиппократ вошел в историю психологии как осново­положник дифференциально-психологического подхода к изучению людей. Самая же гуморальная теория темперамента, с момента ее появления и до наших дней, пережила ряд подъемов и спа­дов. Однако независимо от того принималась или отвер­галась гипотеза о четырех типах темперамента, она всегда была и остается до сих пор отправной точкой как для ее последователей, так и для ее противников.

Философско-психологическая концепция Левкиппа-Демокрита. Среди современников Анаксагора и Гиппократа из наи­более крупных философов ан­тичной эпохи особо выделяется Демокрит (460-370 гг. до н. э.) - ближайший ученик Левкиппа, философа, одно лишь имя которого дошло до на­ших дней, но которого в истории философии и психоло­гии оценивают как идейного вдохновителя атомистичес­кого учения. Подлинным же основателем атомистического направления принято считать Демокрита, поскольку именно он дал систематическое изложение атомарной картины мира.

Исходным положением в философской системе Де­мокрита является то, что за первооснову мира им прини­маются не стихии, ибо они сами уже есть сложные по сво­ему составу образования, а атомы.

Атомы меньше по величине, более лег­ки, не делимы и не тождественны видимым предметам. Атомы различаются друг от друга по величине, фор­ме и положению или повороту. Глав­ным и необходимым условием движения атомов, их со­единения и разъединения является пустота. Без нее мир был бы неподвижным, он принял бы статически мертвый характер. Только благодаря пустоте атомы могут нахо­диться в постоянном движении, а природа и мир в це­лом - в его вечном изменении и развитии.

В результате механических процессов соединения атомов возникает все, что окружает человека, включая и его самого. Жизнь не является продуктом божественного акта, она порождается сцеплением влажных и теплых ато­мов, животные возникли из воды и ила.От животных про­изошел человек. Все живые существа непрерывно изме­нялись. Из множества форм живот­ных, которых создавала природа, выживали наиболее совершенные. К числу самых совершеннейших животных и принадлежат человек.

Душа животных и человека есть то, что заставляет их двигаться. Она телесной природы и состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычай­ной подвижностью. Атомы души - круглые, гладкие и родственны атомам огня. Если душевных атомов в орга­низме становится слишком мало и эта утрата не вос­полняется, наступает смерть. Демокрит был близок к гилозоизму, поскольку предполагал, что солнце и звезды, по-видимому, тоже имеют души, ибо они представляют собой скопление огненных (душевных) атомов.

Демокрит пытается раскрыть природу, условия и меха­низмы возникновения познавательных и побудительных сил человека, определить их место в общей картине его душевной жизни. В познавательную сферу души включались ощуще­ния, восприятия и мышление. Первоначальной формой познавательной деятельности Демокрит считал ощуще­ния и восприятия. На них опирается мышление. Без ощу­щений и восприятий мысли не возникают. Демокрит ясно представлял себе, что чувства не могут отразить сущность вещей (например, атомарную струк­туру тел). Только мыш­ление, выполняющее функцию, подобную микроскопу, позволяет видеть то, что остается за пределами органов чувств. Отправными положениями в объяснении возникно­вения ощущений и восприятий являются у Демокрита принцип подобия и механизм истечений.

Учение Демокрита положило начало причинному объяснению психических процессов, особенно ощущений, восприятий и побудительных сил. Указание Демокрита о связи мышления, как высшего уровня познавательной деятельности, с ощущениями и восприятиями и выраста­нии его из них явилось важной догадкой, которая, одна­ко, будет отвергнута в философии и психологии Сократа и особенно Платона.

Философско-психологическая система Сократа – Платона. В системе взглядов Демокрита материалистическая линия, идущая от Фалеса, получает свое наиболее последовательное выражение. В вв. до н.э. материалистическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родоначальниками которого являются Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) и Платон (427 – 347 гг. до н.э.). В их философско-психологической системе наиболее отчетливо проявляется поворот древнегреческой философии от вопросов мироздания и натурфилософии к проблемам самого человека.

Сократ полагал, что природа и сам человек даны от бога, и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения. Истинное предназначение философии должно заключаться в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться в повседневной жизни и как оказывать воздействие на других. Поэтому познание человека должно быть направлено на самого себя, на деятельность своей души. Эта исходная точка зрения Сократа и выражена в используемом им афоризме, принадлежащем, вероятно, Фалесу: “Познай самого себя”.

Этическая система Сократа построена на стремлении понять истинное предназначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства. Главный принцип, пронизывающий эту этическую концепцию – это принцип умеренности. Увлечение телесными наслаждениями разрушает тело и подавляет душевную деятельность. Человек должен стремиться иметь минимальные потребности, и удовлетворять их нужно только тогда, когда они достигают своего высшего напряжения. Это приближает человека к богоподобному состоянию, при котором он становится относительно свободен от телесных вожделений, а главное усилие воли и разума направляет на поиск истины и смысла жизни.

Собственно психологическая часть учения Сократа носит абстрактно-идеалистический характер. Как упоминалось, человек, его душа даны от бога. По сравнению с животными, бог дал человеку более совершенное строение тела (прямохождение, освобожденная рука, язык и органы чувств) и душу. В основе душевной деятельности лежат не ощущения и восприятия, а понимание, представляющее собой пробуждение, оживление и припоминание знаний, изначально заложенных в самой душе. В расширении области пробуждаемых врожденных знаний с помощью наводящих вопросов или т. наз. Метода сократической беседы, Сократ видел интеллектуальное развитие человека.

В более развернутом виде идеи Сократа были представлены в работах его ученика и последователя Платона.

Основное положение Платона заключается в при­знании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей, представляющих собой общезначимые идеаль­ные формы. Каждая из них есть чувственно не воспринимаемая, безобразная, бестелесная сущность, не выразимая в категориях числа пространства и времени. Эти общие понятия или идеи были оторваны Платоном от их чувственной основы и превращены в самостоятельные сущнос­ти, независимые как от материальных объектов, так и са­мого человека.

Все сущее состоит, по Платону, из трех сторон: бы­тия, чувственного мира и небытия. Бытие составляет мир идей. Небытие-это материальный мир, созданный богом из четырех стихий - воды, земли, воздуха и огня. Мир чувственных вещей представляет собой результат проник­новения бытия в небытие, поскольку все конкретные вещи, с одной стороны, причастны к идее, ибо они есть иска­женные подобия или тени идей, с другой - вещи прича­стны к небытию или материи, ибо они ею наполнены. Таким образом, чувственно постигаемое есть объединение телесного со своим эталоном, которым являются идеи.

Наивыс­шей идеей является идея блага. Высшая идея блага состав­ляет мировую душу. Поскольку же все в мире противоре­чиво и противоположно, то Платоном вводится вторая мировая душа зла. Эти две верховные души и дают нача­ло всему. Кроме них, существуют, по Платону, души звезд, планет, людей, животных и т.д. Мировая душа придает движение и активность космосу. Аналогичную роль вы­полняют души отдельных тел, живых существ, включая и человека. Каждая из названных душ призвана властво­вать и управлять телом. Таким образом, Платон припи­сывал душам активную функцию.

Душа человека не зависят от тела. Она существует до рождения, и после смерти отдельного телесного орга­низма: она может переселяться из одного тела в другое.

Тело человека является для души лишь временным при­станищем. Основное же ее место пребывания в божествен­ных высотах, где она обретает покой и отдых от телесных страстей и приобщается к миру идей. Не всем человечес­ким душам суждено достигать божественных высот. Души тех, кто были рабами телесных вожделений, кто преда­вался чревоугодию или другим телесным излишествам, через ряд поколений вырождаются в души животных - ослов, волков, ястребов и т.д. К высотам божественного мира идей приближаются только души философов, по­скольку лишь им свойственно почти полное освобожде­ние от телесного рабства.

Всякий человек, полагал Платон, стремится к счас­тью. Но, стремясь к счастью, человек должен вначале получить знание о нем. Сама по себе душа не про­дуцирует эти знания, ибо они существуют, по мнению философа, независимо от вещей и человека. Ее основная деятельность заключается лишь в приобщении к идеям мирового разума посредством акта припоминания свое­го прошлого. При этой деятельности, указывал Платон, бесполезно обращаться к органам чувств или другим телесным ору­диям. Бо­лее того, органы чувств не дают нам истинного знания. Поэтому истины дос­тупны только разуму, обладающему способностью ожив­лять в памяти те “чистые” идеи, с которыми душа встре­чались в мире идей.

Поскольку человеческие души из-за их различной телесной отягощенности по-разному созерцали высшие идеи, то и на земле, погружаясь в новое тело, они создают целую иерархию различных по уму людей. Душа, увидевшая в божествен­ном мире большую часть верховных идей, вселяется в семя, из которого рождается философ. После философа по уровню разумных способностей идет душа царя или военноначальника, затем государственного деятеля и т.д.

Распространяя принцип противоположности на че­ловеческую душу, Платон указывал, что при соединении с телом душа в зависимости от тесноты связи с ним приоб­ретает ряд различных состояний от чисто духовных до почти телесных. У человека Платон выделял два уровня души - высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, явля­ется основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг.

Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями или уровнями - низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа. Благородная или пылкая душа включает в себя область аффективных состояний и стремлений. С ней связаны воля, мужество, храбрость, бесстрашие и т.п. Она всецело дей­ствует по велению разумной части души. Пылкой душе свойственна более тесная связь с телом; помещается она в области сердца. Вожделеющая или низшая душа в собственном смысле слова включает сферу потребностей, влечений и страстей. Эта часть души требует управления со стороны разумной и благородной души. Локализована вожделею­щая душа в печени.

Из приведенной схемы строения души видно, что фактически Платон выделял три ее уровня. Образно это трехчленное разделение души называют “колесницей души”, где пылкий конь тянет возницу к божеству; вож­делеющий - к земле, но оба они управляются разумом.

На основе деления души на три части, Платоном дается классификация индивидуальных характеров, ха­рактеров различных народов, форм правления, разделе­ние общества на сословия. Люди различались Платоном по признаку преобладания у них той или другой части души. Для мудрецов и философов характерно преобла­дание разумной души. У храбрых и мужественных людей доминирует благородная душа, а у людей, предающихся телесным излишествам ведущей является вожделеющая часть души.

Такова в общих чертах система объективного идеа­лизма, развитая Платоном. С психологической точки зре­ния в ней содержался ряд важных и новых положений. Платону удалось показать, что разум представляет собой систему общезначимых категорий, понятий или идей, а также раскрыть (с позиций идеалистического направления) природу этих понятий.

Учение Аристотеля о душе. Попытка снять противоположности в понимании природы психического и души, сложившиеся в учениях Платона и Демокрита, была предпринята учеником Платона Аристотелем (384 – 324 гг. до н.э.). Подобно Демокриту, Аристотель был ученым – энциклопедистом, внесшим вклад, по сути, во все области современного ему знания. Вопрос о душе рассматривался Аристотелем как одна из центральных проблем философии; Аристотель выделил знания о душе в самостоятельный раздел в философии.

Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана с его общефилософским учением о материи и форме. Мир и его развитие понимались Аристотелем как результат постоянного взаимопроникновения двух начал – пассивного (материи) и активного (формы). Материя – это все то, что окружает человека и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают благодаря форме, придающей им качественную определенность.

Формой живой материи является душа. Душа как форма есть сущность всего живого, будут ли им расте­ния, животные или человек. Душа есть активное, деятельное начало в ма­териальном теле, его форма, но не само вещество или тело. Выполняя организующую, деятельную и управля­ющую функцию по отношению к телу, душа не может существовать без последнего, так же как существование самого организма невозможно без формы или души.

Наряду с обоснованием единства души и тела Арис­тотель вслед за материалистами доказывал, что объектив­ным содержанием и источником психического является внешний мир. Свою конкретизацию это общее положение нашло при раскрытии механизмов познаватель­ных процессов. По мне­нию Аристотеля, чувственный образ - это не тот са­мый воспринимаемый объект в миниатюре, а только его форма, копия, слепок с вещи без ее материи, подобно от­тиску печати на воске или бумаге без самой печати.

Для возникновения восприятия как деятельности, связанной с принятием воспринимающим органом фор­мы внешнего предмета без его материи, необходимо, с точки зрения Аристотеля, наличие трех главных условий: 1) воздействующего объекта; 2) промежуточной среды и 3) ощущающей способности. Носителями ощущающей способности явля­ются органы чувств. До воздействия на них внешних тел, ощущений как таковых не возникает. Актуализация ощущающей способности происходит толь­ко в случае контакта органов чувств с внешними предме­тами через промежуточную среду.

Ощущения и восприятия выступают как исходные формы познавательной деятельности, на основе которых вырастают более сложные формы психического. Чув­ственные образы - это самые первые свидетели внешнего мира. Аристотель указывает пять основных видов чув­ствительности: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

Согласно Аристотелю, отдельные виды ощущений не дают возможности устанавливать различия между ними. Сопоставление различных видов ощущений между собой предполагает нечто единое, к чему разные чувствен­ные впечатления могли бы относиться. Этот единый орган, в котором должно происходить соотнесение од­них впечатлений с другими, был назван Аристотелем “об­щим чувствилищем”. Общее чувствилище - это централь­ный орган, куда направляются все ощущения, возникшие при непосредственном взаимодействии органов чувств с внешними предметами. Основ­ными функциями общего чувства являются упорядочение, сопоставление, разъединение, перестройка чувственных образов, соотнесение прошлых впечатлений со вновь пос­тупающими. В качестве основного механиз­ма взаимодействия ощущений Аристотель указывал ас­социации. Посредством ассоциаций могут возникать и такие впе­чатления, которые прямым воздействием внешнего пред­мета и не вызываются. Таким образом, общее чувство выступает не только как орган, где осуществляется синтез ощущений, но и как орган, в котором вырабатываются память, представления и воображение. Трудно переоце­нить значение учения Аристотеля об общем чувстве, ибо оно прокладывало мост между ощущением и мышлением, мост, которого не смогли возвести Демокрит и тем более Платон.

Нераздельными с познавательными способностями души являются другие ее специфические свойства - стрем­ления и аффективные переживания. Аристотель полагал, что стремления всегда связаны с це­лью. С другой стороны, стремления определяются по­требностями и связанными с ними чувствами удовольст­вия или неудовольствия. Подобно познавательным процессам, аффек­тивные состояния всегда сопровождаются внутрителесными изменениями, а стремления завершаются внешни­ми двигательными актами, образующими в конечном ито­ге целостное поведение.

Общую двигательную активность человека Аристо­тель связывал с кровью, в которой он видел основной ис­точник жизнедеятельности организма. Подвижность и активность человека опреде­ляются различными состояниями крови, скоростью ее свертывания, степенью ее разжиженности, ее теплотой и т.п. Так, например, легкая кровь свойственна сангви­никам, тяжелая - меланхоликам, теплая - холерикам, жид­кая - флегматикам.

Кровь рассматри­валась Аристотелем и как материальный носитель всех душевных функций от низших до высших. Растекаясь по всему телу, кровь дает жизнь его органам чувств и мыш­цам. Через нее они связываются с сердцем, которое и вы­ступало в качестве центрального органа души. Что каса­ется головного мозга, то он рассматривался Аристотелем как резервуар для охлаждения крови. Таким образом, в вопросе о субстрате психики Аристо­тель примыкает к Эмпедоклу, выражая сердцецентричес­кую точку зрения.

Важнейший раздел в общей системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о способностях души. Аристотель считает, что душа еди­на, неделима, но проявляется в трех основных способно­стях, к которым он относил растительную, чувствующую и разумную.

Растительные способности обеспечивают питание и рост организмов, их размножение. Телесное развитие происходит через постоянное самообновление организ­ма путем переработки и уподобления пищевых веществ сообразно своему составу. Пока пища не переварена, она противоположна телесно­му составу организма; когда же она переварена, она ста­новится подобной составу живого тела.

Растительные функции являются основой, на кото­рой возникают и развиваются чувствующие способности души. Первичной ощущающей способностью выступает осяза







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 691. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия