Независимость тринадцати колоний
Британские колонии в Северной Америке с самого начала пользовались определенной автономией. В Англии в XVII веке этому способствовали политические и религиозные потрясения, затруднявшие управление британским правительством своих заморских территорий. В таких условиях многие колонии создавали собственные органы управления и налаживали производство в соответствии со своими собственными потребностями, а не с интересами Англии. Однако во второй половине XVIII века британское правительство предприняло попытки более прямого управления колониями, и те резко воспротивились такому вмешательству королевских властей. Началу открытого конфликта способствовали три основных фактора. Во-первых, англичане разместили в колониях семнадцать полков. Поскольку для их защиты такой военной силы не требовалось, колонисты вполне обоснованно отнеслись к армии как к репрессивному аппарату. Во-вторых, постоянным источником трений были налоги. Королевская власть решила, что колонии должны оплачивать расходы правительства, в том числе по содержанию ненавистных полков, и с этой целью ввела серию новых налогов. Даже в Англии давно действовал принцип, согласно которому введение налогов должно утверждаться представительным органом, поэтому колонисты сочли, что они обладают такими же правами и что эти права нарушаются. В-третьих, возникли конфликты, касавшиеся индейских земель. По политическим причинам и соображениям нравственности британские власти постановили, что белые не должны более захватывать земли по ту сторону Аппалачских гор. В колониях этот закон не встретил одобрения, так как бедные белые поселенцы надеялись получить участки на ставших отныне запретными землях, а спекулянты из числа земельной аристократии уже создали компании для колонизации индейских земель. По этим причинам отношения между колониями и метрополией становились все более напряженными. В ответ на ужесточение законов ширилось неповиновение. В 1770 году британские войска открыли огонь по толпе в Бостоне, и пять человек были убиты. Перед лицом опасности со стороны этих войск, считавшихся теперь иностранными, активизировала свою деятельность колониальная милиция, создававшая теперь собственные арсеналы. В 1775 году, когда британские войска попытались разрушить один из этих арсеналов, местная милиция оказала сопротивление - так началась Война за независимость. 4 июля 1776 года, через год с небольшим после начала военных действий, делегаты тринадцати колоний собрались на Континентальный конгресс в Филадельфии и провозгласили независимость от Британии. Франция и Испания стали союзниками нового государства, а Англия рассчитывала на поддержку многих индейских племен, опасавшихся, что независимость колоний приведет к их уничтожению, как это и произошло на самом деле. Наконец, в 1782 году было достигнуто временное соглашение, подтвержденное год спустя Парижским договором. Эти события оказали глубокое влияние на религиозную жизнь Северной Америки. Многие связывали борьбу за независимость с рационалистической идеологией, рассматривавшей Провидение прежде всего как принцип прогресса. Сама новая нация была живым свидетельством человеческого прогресса. Этот прогресс отчасти выражался в отказе от догматической позиции традиционного христианства и принятии " естественной религии" или в лучшем случае " субстанциального христианства". Традиционные учения и обычаи христианских церквей, за исключением тех, которые могли пониматься в категориях природного разума или общепринятой морали, считались пережитками прошлого, ненужным балластом на корабле прогресса. Такого рода идеология породила два изначально независимых, но затем тесно сблизившихся движения: унитарианство и универсализм. Первое возникло практически одновременно с провозглашением независимости и наибольшее распространение получило в кругах англикан и конгрегационалистов, не желавших больше следовать традиционной ортодоксии. Церкви, вышедшие из этого движения, назвали " унитарианскими", так как они отвергали учение о Троице, но на самом деле с ортодоксией они расходились и по многим другим вопросам. Они были рационалистическими и особое значение придавали свободе и интеллектуальным возможностям человека в противоположность упору ортодоксии на божественную тайну и человеческую греховность. Наибольшим влиянием это движение пользовалось в среде торговых слоев Новой Англии. Универсализм, то есть учение, согласно которому в конце все получат спасение, незадолго до провозглашения независимости принесли в колонии британские методисты, утверждавшие, что учение о вечном осуждении представляет собой отрицание Божьей любви. После завоевания независимости в Новой Англии появилось несколько универсалистских церквей. Вскоре это движение слилось с унитарианским. В тех же кругах наибольшее число приверженцев получил " трансцендентализм". В этом движении, самым известным представителем которого был Ралф Уолдо Эмерсон, рационализм сочетался с романтизмом. Оно особо указывало на роль самопознания для понимания мироздания и его целей. Как и в случае с унитарианством, наибольшее число последователей трансцендентализм находил среди представителей высших классов, хотя в конечном счете многие его идеи проникли и в другие слои общества. Как бы там ни было, ближайшей задачей церквей во вновь образованном государстве было решение вопроса о взаимоотношениях с Великобританией. Как и следовало ожидать, этот вопрос стал самым важным для англиканства. К англиканским епископам многие относились как к агентам королевской власти задолго до провозглашения независимости и исходя из этого противились назначению епископов в колонии. Во время борьбы за независимость среди членов церкви Англии было много роялистов, многие из которых в конце концов эмигрировали в Англию или Канаду. Наконец, в 1783 году оставшиеся в Соединенных Штатах англикане объединились в Протестантскую епископальную церковь, основной опорой которой была аристократия. Методисты поначалу испытывали те же трудности и по тем же причинам. Весли был твердым сторонником королевской власти и призывал методистов в колониях повиноваться королевским эдиктам. После провозглашения Декларации независимости все английские методистские проповедники в колониях, за исключением Эсбери, вернулись в Великобританию. Это никоим образом не способствовало росту популярности методистов среди патриотов. Но благодаря неустанным усилиям Эсбери американский методизм начал принимать совершенно иные очертания, и появились другие проповедники. Наконец в 1784 году на " Рождественской конференции" американский методизм оформился в церковь, независимую от англиканства и от британского методизма. Было также решено, что американские методистские церкви будут возглавляться епископами. Другие церкви следовали разными путями. Баптистское движение развивалось быстро, особенно в Виргинии и в других южных колониях, и оттуда распространилось на Теннесси и Кентукки. Конгрегационалисты, несмотря на их роль в борьбе за независимость, значительных успехов добились только на территориях, колонизованных из Новой Англии. В целом все деноминации основное внимание уделяли реорганизации применительно к изменившимся условиям и восстановлению ущерба, понесенного в результате войны. Только что упомянутое нами слово " деноминация" выражает одну из главных отличительных особенностей христианства, выросшего из североамериканского опыта. Это слово показывает, что разные " церкви" рассматривались как " деноминации", то есть как объединения по-разному называвшихся христиан. Находясь в плюралистическом религиозном обществе, где терпимость была необходима для политического выживания, и будучи свидетелями кровопролитий, происходивших по вине догматизма в других местах, североамериканские протестанты представляли себе церковь невидимой реальностью, состоящей из всех подлинных верующих и из видимых церквей или " деноминаций" как добровольных организаций, создававшихся верующими в соответствии с их убеждениями и предпочтениями. Практическим последствием такого представления о " церкви" и " деноминации" стало то, что крупные спорные вопросы, по которым мнения внутри североамериканского протестантизма расходились, не ограничивались разногласиями между " церквами", а выходили за " деноминационные" границы. Такие вопросы, как рабство, теория эволюции, фундаментализм, либерализм и расовая политика, становились предметом разногласий не только внутри деноминаций, но и за рамками деноминационных разграничений. Движение " Учеников Христа" возникло как ответ на деноминационное разделение американского христианства. Основатели движения Томас Кэмпбелл (1763-1854) и его сын Александр (1788-1866) не имели намерения основывать новую церковь или деноминацию. Они ставили целью призвать всех протестантских христиан к единству через провозглашение Евангелия в его изначальной чистоте. В Александре Кэмпбелле, ставшем лидером движения, определенный рационализм, свойственный его возрасту, сочетался с глубоким уважением к авторитету Нового Завета. Тем самым рационалистские взгляды накладывали отпечаток на его истолкование Нового Завета, но в то же время такого ревностного стремления следовать тому, что он считал Божьими заповедями, не было больше ни у кого среди рационалистов. С твердой убежденностью, что христианского единства можно добиться благодаря возврату к раннему христианству в его понимании, Кэмпбелл начал осуществление программы реформ, которая в конечном счете и в значительной степени вопреки его первоначальным намерениям привела к созданию новой деноминации, - названной " Христианская церковь (Ученики Христа)". Учитывая противоречивость взглядов самого Кэмпбелла и разного рода более поздние наслоения, в церкви " Учеников" на протяжении всей ее истории существовали рационалистское и консервативное ответвления. Но всех их отличало стремление к установлению христианского единства.
|