Студопедия — Субъективный идеализм Беркли
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Субъективный идеализм Беркли






Джордж Беркли (1684—1753) родился в Ирландии в английской дворянской семье. Образование он получил в Дублинском университете. Здесь господство­вал дух схоластики. Главными предметами преподава­ния были богословие, метафизика, этика, логика. Одна­ко за стенами университетского колледжа, в котором обучался Беркли, широкое распространение получили учения Декарта, Локка, развивалась полемика между сторонниками вихревой физики Декарта и последовате­лями гравитационной физики Ньютона.

Беркли внимательно следил за развитием современ­ных ему естественнонаучных теорий и уже смолоду ре­шил вступить в борьбу против основных результатов пере­довой философии и науки. Наблюдая повсюду успехи ма­териалистических и механистических учений, Беркли ре­шил нанести удар не по каким-либо отдельным проявле­ниям материализма, а по исходному, как он считал, поня­тию всех видов материализма. Это — понятие о материи как вещественной основе всего множества тел и их ка­честв. С понятием материи тесно связана идея простран­ства, которое, как полагала физика Ньютона, существует отдельно от тел — в качестве общего вместилища всех природных вещей. Материалистическая в целом филосо­фия Локка исходила из того, что источник ощущений — внешний мир, существующий независимо от сознания. Беркли отбрасывает материалистический исходный пункт учения Локка и объявляет ощущения («идеи») единственной воспринимаемой человеком реальностью. Материалистическому сенсуализму Локка Беркли про­тивопоставляет идеалистический сенсуализм.

Локк стремился выяснить и метод, посредством кото­рого мы приходим к идеям о материи и пространстве. Этот метод есть, по Локку, абстракция. Отвлекаясь от всех особенных черт и признаков вещей, наш ум, думал Локк, выделяет те черты и признаки, которые остаются общими для всех предметов, и таким образом приходит к общей абстрактной идее материи, как таковой, про­странства, как такового, и т. д. Беркли, пытается всеми доступными ему средствами доказать, будто наш ум не способен к описанной Локком абстракции. Общая абстрактная идея «протяжения», или «пространства», не­возможна. Она абсурдна, внутренне противоречива. Мы не можем ни воспринимать, ни воображать подобную идею. Так же обстоит дело и с абстракцией материи. Доказательству этой мысли Беркли посвятил «Трактат о началах человеческого знания» (1710) и диалог «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713). В этих сочинениях Беркли не скрывает, что главная его цель — борьба против материализма и всех его проявлений в науке.

По Беркли, предпосылка понятия о материи, как и понятия о пространстве, состоит в допущении, что, отвле­каясь от частных свойств вещей, воспринимаемых по­средством различных ощущений, мы можем образовать отвлеченную идею об общем для них вещественном суб­страте. Но это-де невозможно. У нас нет и не может быть чувственного восприятия материи, как таковой. Мы воспринимаем лишь отдельные вещи, и каждое из этих восприятий представляет собой сумму отдельных ощущений, или, по терминологии Беркли, «идей». Тако­вы идеи цветов, запахов, звуков, температурных, осяза­тельных ощущений и т. д. «Быть» всегда означает «быть в восприятии». Мы видим отдельные цвета, а не окра­шенную материю, слышим отдельные звуки, а не звуча­щую материю и т. д.

Не может быть, по мнению Беркли, и общей отвле­ченной идеи материи, подобно тому, как не может быть отвлеченной идеи протяжения, пространства и т. д. Сло­во становится общим не потому, что оно есть знак отвле­ченной общей идеи, а потому, что оно способно быть зна­ком многих частных идей, каждую из которых оно может вызвать в уме. Ум человека может образовать общую идею вещи, но не общую отвлеченную идею. Отвлечен­ная идея материи, уверяет Беркли, не может прибавить к свойствам вещей ни одного свойства сверх тех, кото­рые открывает в них чувственное восприятие.

Беркли выступает также против учения о первичных и вторичных качествах материи. Указывая на непосле­довательность Локка, он заявляет, что если субъективны «вторичные» качества, то субъективны также и «первич­ные» качества. Следовательно, делает вывод Беркли, все идеи существуют только в душе. Они не могут быть копиями внешних вещей, о которых обычно думают, буд­то они существуют вне духа. Идея может быть похожа только на идею, а не на что-либо иное.

Учение это — субъективный идеализм. Отвергнув бы­тие материи, оно признает существование только чело­веческого сознания, в котором Беркли различает «идеи» и «души». Идеи — это качества, данные в нашем субъ­ективном восприятии. Души — воспринимающие, дея­тельные нематериальные субъекты духовной деятель­ности. По мнению Беркли, идеи совершенно пассивны. Напротив, души в отличие от идей активны. Это разли­чение необходимо Беркли для защиты субъективного идеализма от неизбежных и естественных возражений. Он пытается доказать, что из его учения не следует, будто вещи впервые возникают лишь благодаря восприя­тию и будто они исчезают, когда прекращается восприя­тие.

Отстаивая принцип субъективного идеализма, Беркли хочет избежать солипсизма, т. е. вывода о том, что су­ществует лишь один-единственный воспринимающий субъект. Поэтому вопреки исходному положению субъ­ективного идеализма он утверждает, что субъект суще­ствует в мире не один. Вещь, которую перестал воспри­нимать один субъект, может быть воспринята другим субъектом или другими субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме бога. Бог — это такой субъект, который во всяком случае не может исчезнуть. А потому не может исчезнуть и весь сотворенный им мир вещей: мир звезд, планет и Земли со всем, что существует на ней. Именно бог «вкла­дывает» в сознание отдельных субъектов содержание ощущений, возникающих при созерцании мира и отдель­ных вещей. В. И. Ленин указывает в этой связи: «Вы­водя «идеи» из воздействия божества на ум человека, Беркли подходит таким образом к объективному идеа­лизму: мир оказывается не моим представлением, а результатом одной верховной духовной причины, создающей и «законы природы» и законы отличия «бо­лее реальных» идей от менее реальных и т. д.» (В. И. Ленин. Поли, собр, соч., т. 18, стр. 24).

Таким образом, начав с субъективного идеализма и пытаясь избежать солипсизма, Беркли своим призна­нием сверхприродной духовной силы — бога — делает шаг к объективному идеализму. Впоследствии Беркли все более ограничивает свое идеалистически-сенсуали­стическое учение, склоняясь к объективному идеализму в духе неоплатонизма. В «Материализме и

эмпириокри­тицизме» В. И. Ленин дал всестороннюю критику субъ­ективного идеализма Беркли как теоретического обосно­вания религиозного мировоззрения. Определяя историче­ское значение берклианства, В. И. Ленин рассматривает его как один из источников реакционной буржуазной философии конца XIX и начала XX в.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1078. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия