Студопедия — Агностицизм Д. Юма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Агностицизм Д. Юма






 

Английский философ, психолог исто­рик и экономист Давид Юм (1711 — 1776) был современником Беркли. Он испытал его влия­ние, но отклонился от него в своих выводах. Беркли — воинствующий поборник идеализма и религии. В отличие от Беркли Юм — скептик, агностик. Как указывает В. И. Ленин, на место последовательной точки зрения Беркли (внешний мир есть мое ощущение) Юм выдви­гает свою точку зрения: он устраняет сам вопрос о том, есть ли что-либо за моими ощущениями. «А эта точка зрения агностицизма неизбежно осуждает на колебания между материализмом и идеализмом» (Там же, стр. 63).

Юм родился в семье небогатого шотландского поме­щика. По окончании Эдинбургского университета он пы­тался заняться подготовкой к юридической практике, а затем коммерцией, но потерпел неудачу. После поездки во Францию (1734—1737) Юм издал «Трактат о челове­ческой природе», а затем «Опыты нравственные и поли­тические». В 1763 г. Юм снова был направлен во Фран­цию в качестве секретаря английского посольства. Здесь он был восторженно принят в кругах ученых и филосо­фов французского Просвещения (Даламбер, Гельвеции, Дидро и др.), которым импонировала его буржуазная трактовка моральных и философских проблем, а также его критика религии. Последние годы жизни Юм про­вел у себя на родине.

Задачу знания Юм видел не в адекватном познании бытия, а в способности быть руководством для практиче­ской ориентировки. При этом единственным предметом достоверного знания и доказательства Юм считает объ­екты математики — количество и число; все другие объекты исследования относятся только к фактам связи, которые не могут быть доказаны логически, а выводятся исключительно из опыта. Настаивая на опытном проис­хождении суждений о существовании, Юм самый опыт понимает идеалистически. По Юму, действительность — это поток «впечатлений». Причины, порождающие в нас эти «впечатления», принципиально непознаваемы. Мы не можем также знать, существует ли внешний мир. Су­ществуют, по мнению Юма, впечатления наших чувств («ощущений») и впечатления внутренней деятельности души («рефлексии»). От этих двух видов первоначаль­ных впечатлений зависят идеи памяти и идеи вообра­жения. Ни одна идея не может быть образована без предшествующего ей впечатления. Память воспроизво­дит идеи в том порядке, в котором они получались. На­против, в воображении идеи вступают в свободные соче­тания.

Все устанавливаемые опытом отношения сводятся к причинности как к своей основе. По Юму, отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно, ни путем логического анализа и доказа­тельства. Прежний опыт может давать прямые и досто­верные сведения только о тех объектах и том времени, которые относятся к прошлому. Но из того, что одно явление предшествует другому, нельзя выводить, будто одно из них — причина, другое — действие. Кто умоза­ключает по схеме: «После этого, стало быть, вследствие этого» (post hoc ergo_propter hoc), тот делает логиче­скую ошибку. Даже самое частое повторение связи событий во времени не дает знания той скрытой силы, с помощью которой один объект производит другой.

Возможно, говорит Юм, причинная связь и сущест­вует. Возможно, что из двух событий, следующих одно за другим во времени, предыдущее событие действи­тельно есть причина, а последующее — действие этой причины. Но так ли это или не так — установить невоз­можно. Причинная связь, если она существует, непозна­ваема. Несмотря на ее непознаваемость, люди склонны делать заключения от наблюдавшихся в прошлом действий некоторых объектов к подобным же действиям этих объектов в будущем. Люди не только знают из опыта, что вслед за весной наступает лето, вслед за летом — осень, а вслед за осенью — зима. Они дей­ствуют, будучи уверенными, что та же последователь­ность времен года повторится и в будущем.

Почему люди поступают таким образом? Каким прин­ципом они при этом руководствуются? По Юму, это результат привычки. В привычке Юм видит основание всех заключений из опыта, мерило и руководство чело­веческой жизни. Только привычка связывает или ассо­циирует единичные идеи, из которых состоит наше вос­приятие Вселенной. Но как ни могущественна сила при­вычки, действие ее никогда не может превратить наше ожидание некоторого порядка или последовательности событий в достоверность подлинного знания. Таким обра­зом, итогом философии Юма оказывается скептицизм: убеждение в человеческой слепоте и слабости есть един­ственный результат всей философии.

Поток наших впечатлений, утверждает Юм, не хао­тичен. Не все представления, или впечатления, для нас равноценны: некоторые объекты представляются нам яркими, живыми, устойчивыми; этого вполне достаточно для практической ориентировки в мире. Источником уве­ренности служит не теоретическое знание, а вера. Как существо теоретизирующее, человек несведущ и бесси­лен, но как существо практическое, действующее, он обладает в чувстве веры достаточными гарантиями для успешности своих практических действий.

Итак, в теории Юм — агностик, на практике он защи­щает точку зрения обычного буржуазного «здравого смысла». Но это — противоречие, неизбежное для всякой философии субъективного идеализма.

В соответствии с изложенными принципами скепти­цизма Юм строит свое учение о бытии, космологию, психологию, теорию познания, этику и философию рели­гии. В онтологии (учении о бытии) он отрицает сущест­вование категории субстанции и сводит идею субстанции к идее совокупности отдельных качеств. В космологии Юм критикует все космологические системы, выдвинутые развитием философии. Психическую жизнь Юм сводит к непрерывной смене представлений, или перцепций, а тождество и разнообразие душевных явлений — к дей­ствию принципов ассоциации. В этике, или учении о морали, Юм развивает теорию утилитаризма, усматривая в полезности критерий наших нравственных поступ­ков.

В философии религии Юм ограничивается единствен­ным допущением, согласно которому причины порядка во Вселенной имеют известную аналогию с человеческим разумом. За исключением этой «естественной религии», Юм отвергает всякую так называемую положительную религию, всякое богословие, а также философское уче­ние о боге. По Юму, религия не может быть основой мо­рали. Ссылаясь на исторический опыт, Юм говорит о дурном влиянии религии на нравственность и на граж­данскую жизнь. Особенно подробно останавливается Юм на различных проявлениях суеверия, сводя источник религии к страху перед грозными событиями, к надежде на их предотвращение.

Если Локк в XVII в. считал своей задачей теорети­чески обосновать новые общественные порядки, сложив­шиеся в Англии в процессе буржуазной революции, то для Юма эти порядки уже нечто само собой разумею­щееся. Скептицизм Юма играет роль теоретического обоснования утилитарного и рассудочного мировоззрения буржуазии, которая «в ледяной воде эгоистического расчета потопила... священный трепет религиозного экс­таза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентименталь­ности» (К Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 426).







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 881. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия