Текст 9
То, о чем я повествую, это история ближайших двух столетий. Я описываю то, что надвигается, что теперь уже не может прийти в ином виде: появление нигилизма. Эту историю можно теперь уже рассказать, ибо сама необходимость приложила здесь свою руку к делу. Это будущее говорит уже в сотне признаков, это судьба повсюду возвещает о себе, к этой музыке будущего уже чутко прислушиваются все уши. Вся наша европейская культура уже с давних пор движется в какой-то пытке напряжения, растущей из столетия в столетие, и как бы направляется к катастрофе: беспокойно, насильственно, порывисто; подобно потоку, стремящемуся к своему исходу, не задумываясь, боясь задумываться. Что обозначает нигилизм? – То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос «зачем?» Радикальный нигилизм есть убеждение в абсолютной несостоятельности мира по отношению к высшим из признаваемых ценностей; к этому присоединяется сознание, что мы не имеем ни малейшего права признать какую-либо потусторонность или существование вещей в себе, которое было бы «божественным», воплощенной моралью. Это сознание есть следствие возвращенной «правдивости»; следовательно само оно – результат веры в мораль. Нигилизм стоит за дверями: откуда идет к нам этот самый жуткий из всех гостей? 1. Исходная точка – в ошибочном указывании на «бедственное состояние общества» или «физиологическое вырождение», или, пожалуй, еще на испорченность, как на причины нигилизма. Нужда душевная, телесная, интеллектуальная; нужда сама по себе решительно не способны породить нигилизма (т. е. радикальное отклонение ценности, смысла, желательности). Эти виды нужды претерпевают самые разнообразные истолкования, в то время, как в одном вполне определенном толковании – христианско-моральном, заложен корень нигилизма. 2. Гибель христианства – от его морали (она неотделима); эта мораль обращается против христианского Бога (чувство правдивости, высоко развитое христианством, начинает испытывать отвращение к фальши и изолганности всех христианских толкований мира и истории. Резкий поворот назад от «Бог есть истина» к фанатической вере «Все ложно». Буддизм дела …). 3. Скепсис по отношению к морали является решающим. Падение морального мироистолкования, не находящего себе более санкции, после того, как им была сделана попытка найти убежище в некоторой потусторонности: в последнем счете – нигилизм. «Все лишено смысла» (невозможность провести до конца толкование мира, на которое была потрачена огромная сила, вызывает сомнение, не ложны ли все вообще истолкования мира). Буддистская черта, стремление в ничто. (Индийский буддизм не имеет за собой коренного морального развития, поэтому в его нигилизме является только неопределенная мораль: бытие как наказание, комбинированное с бытием как заблуждением, следовательно заблуждение как наказание – моральная оценка). Философские попытки преодолеть «морального Бога» (Гегель, пантеизм). Преодоление народных идеалов: мудрец, святой; поэт. Антагонизм «истинного», «прекрасного» и «доброго». 4. Против «бессмысленности» с одной стороны, против моральных оценок с другой стороны: в какой мере вся наука и философия были до сих пор под властью моральных суждений? И не получается ли тут, в придачу, вражда со стороны науки или антинаучности? Критика спинозизма. В социалистических и позитивистических системах – везде задержавшиеся христианские оценки. Недостает критики христианской морали. 5. Нигилистические следствия современного естествознания (рядом с попытками бегства в потустороннее). Как следствие занятия им – в конце концов саморазложение, поворот против себя, антинаучность. С Коперника человек катится от центра в икс. 6. Нигилистические следствия политического и экономического образа мыслей, где все «принципы» прямо могут быть отнесены к актерству: веяние посредственности, ничтожества, неискренности и т. д. Национализм. Анархизм и т. д. Наказание. Недостает искупляющего сословия и человека; недостает оправдывателей. 7. Нигилистические выводы «истории» и «практических историков», т. е. романтиков. Положение искусства: абсолютная не оригинальность его положения в современноммире. Его помрачение (Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей).
Задание к Тексту 9. Каким образом появление нигилизма связано с кризисом метафизики, христианской религии и моральных ценностей?
Текст 10. О, если бы душа была во мне согрета «Текут события без цели и без смысла, — Бредём невесть куда, в немой и злобной тьме, (Сологуб, Ф.)
Задание к Тексту 10. Выявите в стихотворении черты нигилизма.
Ницше выделял нигилизм слабости и нигилизм силы. Первый происходит от оскудения и ослабления жизни, от утраты способности к творческому переосмыслению мира. Следствием становится стремление к концу. Как проявления такого нигилизма возникают учения, отрицающие мир и проповедующие уход в потусторонние миры. Так в метафизических и религиозных учениях проявляется нигилистическая воля к Ничто: «Человек предпочтет скорее хотеть Ничто, чем ничего не хотеть». Нигилизм силы проистекает, напротив, из преизбытка творческих сил. Восходящая жизнь отказывается принимать мир как данность, она стремиться созидать новые ценности, творить новые смыслы. Для этого старые ценности и смыслы должны быть разрушены. В этом состоит позитивное значение нигилизма силы: он открывает путь к новому утверждению, к новой надежде. Этот момент сближает Ницше с Гегелем: «Если верно, что проблема Ницше заключалась в том, чтобы самое глубокое отчаяние превратить в самую непобедимую надежду, то можно сказать, что проблема Ницше и проблема Гегеля – это одна и та же проблема» (Валь, Ж. Несчастное сознание в философии Гегеля).
|