ЕСЛИ РЕБЕНОК ГРУБИТ
Одна мать спрашивала меня, как долго нужно не выпускать шестнадцатилетнюю дочь из дому за то, что та грубо с ней разговаривает. Мать спрашивала, достаточно ли двух недель. Я объяснил ей, как давать тайм‑ аут, и посоветовал в следующий раз обратиться именно к этому средству. Поскольку дочь не была с детства приучена к тайм‑ аутам и знала только наказания, мать подумала, что девушка в ответ просто рассмеется ей в лицо. Так как для этого подростка позитивное воспитание было чем‑ то совершенно новым, я посоветовал женщине во время первых нескольких тайм‑ аутов назначать более долгий срок. Вместо шестнадцати минут я посоветовал начать с двух часов. Мать все равно думала, что дочь будет только смеяться над ней. Она сказала: «Два часа — ничто по сравнению с тем, что она заслужила». Я напомнил женщине, что ее дочь никогда не заслуживала наказания. Просто она как мать прибегает к этим методам потому, что так воспитывали ее и она не знает другого способа установить контроль над своей дочерью, добиться от нее должного поведения и хороших манер. В конце концов женщина согласилась попробовать, хотя была уверена, что дочь будет смеяться над ней. Я объяснил, что ее дочь ведет себя неуважительно только потому, что вышла из‑ под контроля. Чтобы учиться уважительному поведению, ребенку нужно просто чувствовать, что он находится под контролем старших. Когда ребенку назначают тайм‑ аут, у него появляется возможность почувствовать, что родители его контролируют.
Для того чтобы учиться уважительному поведению, ребенку нужно просто чувствовать, что он находится под контролем старших.
В следующий раз, когда у этой женщины возник крупный спор с дочерью, мать, не давая ему перерасти в отвратительный скандал, сделала паузу и просто сказала: «Не годится так разговаривать со мной. Я — твоя мать, и я хочу, чтобы ты меня уважала. Я хочу, чтобы ты взяла тайм‑ аут. Отправляйся в свою комнату на два часа. Все это время ты не должна выходить из комнаты. Кроме того, все эти два часа ты не должна разговаривать по телефону». К удивлению матери дочь отреагировала на эти слова новой вспышкой ярости: «Как ты смеешь указывать мне, что я должна делать? Не буду я брать никакой тайм‑ аут. Ты не можешь мною командовать. Я тебя ненавижу. Ты…» Эта женщина уже не могла взять свою дочь на руки и просто отнести в комнату, поэтому мать просто повторяла приказание. После нескольких повторений дочь наконец отправилась в свою комнату, колотя по пути кулаками стены и выкрикивая проклятия. Она еще раз попыталась втянуть мать в спор, но та только повторила приказ: «Я хочу, чтобы ты взяла тайм‑ аут на два часа. Все это время ты не имеешь права говорить по телефону». Женщина просто не могла поверить в происшедшее. Она и представить себе не могла, что двухчасовой тайм‑ аут вызовет у дочери такое сопротивление. Через два часа девушка вышла из своей комнаты и извинилась перед мамой за то, что нагрубила ей. В данном случае тайм‑ аут принес плоды с первого раза. Повторяю: этот подход работает так хорошо потому, что родителям нужно всего‑ навсего установить контроль над ребенком, чтобы тот почувствовал свою связь с отцом и матерью. Не позволяя ребенку гулять в течение некоторого времени, родители на самом деле только утрачивают контроль над ним. В отношении современных детей наказание нецелесообразно и только ослабляет родительское влияние и контроль.
|