Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Просветительская философия в Европе ХVIII в





Эпоха Просвещения входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII-XVIII вв. Просвещение – эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение Просвещение высшего расцвета достигло во Франции, хотя и получило распространение во всех странах Европы. Философия эпохи Просвещения приняла форму материализма и атеизма и подготовила почву для появления социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой не только собственно философские и научные проблемы, но и общие социокультурные задачи, пытаясь просветить народ, научить его пользоваться возможностями своего разума. Последний призван освободить народ от предрассудков, сделать людей " совершеннолетними", научить их критически относиться к предлагаемым религиозным и социальным проектам. Эти идеи развивали Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Ж. Д'Аламбер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций во Франции; Дж. Толанд, А. Шефтсбери, Б. Мандевиль, Т. Рид, А. Смит в Англии; X. Вольф, Г. Лессинг в Германии.

Франсуа Мари Аруэ, известный под псевдонимом Вольтер (1694–1778 гг.) – французский писатель, публицист и философ, виднейший представитель французского Просвещения. Представитель деизма – направления в философии, согласно которому Бог единожды сотворив мир, больше не принимает участия в его развитии.

Основные труды: «Философские письма», «Метафизичес­кий трактат», «Основы философии Ньютона», «Опыт все­общей истории о нравах и духе народов: В 7 т.», «Трактат о веротерпимости», «Философский словарь», «Фило­софия истории», философские повести: «Видение Бабука», «Задиг», «Кандид, или Оптимизм», и др.

Признавая существование Бога – Творца мира, Вольтер считает, что мы не в состоянии судить о Деятельности Бога и о его вмешательстве в дела мира. Полагая, что человеческая история – это дело рук самих людей, он утверждал, что источником зла являются сами люди. Лучшей формой государственного правления Вольтер считал кон­ституционную монархию; он полагал неизбежным и соответствующим природе людей расслоение общества на бедных и темных, с одной сто­роны, и на богатых и образованных – с другой. Вольтер неодно­кратно выступал как против атеизма, так и религиозного фанатизма. Считая необходимой веру в Бога («Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать!»), Вольтер обрушивается на религию, которую называл на три четверти выдуманной, и на цер­ковь, повинную во множестве преступлений; и его лозунгом стало: «Раздавить гадину!»

Шарль Луи Монтескье ( 1689–1755 гг.) – французский писатель, историк и философ; вид­ный деятель французского Просвещения, один из основоположников географического детерминизма – направления, согласно которому климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества.

Основные труды: «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «Размышления о всемирной монархии», «О духе законов».

Одной из центральных идей Мон­тескье стал тезис о том, что характер внутренних законов (полити­ческое и гражданское право) различных государств тесно связан с духом (ментальностью) людей, проживающих в данном государстве. А дух нации, в свою очередь, определяется географиче­ской средой: т.е. климатом, географическими условиями, качеством почвы, образом жизни (земледельцы, охотники, скотоводы), а также религией, нравами и обычаями и т.д. Поэтому «только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными и Для другого».

В южных странах жаркий климат оказывает на людей расслабляю­щее воздействие, поэтому там люди изнежены, организмы у них слабые и чувствительные, люди там робкие. В северных странах за счет холод­ного климата организм у человека здоровый, крепко сложенный. Севе­ряне обладают большей силой, а значит, мужеством и отвагой, в них меньше подозрительности и политиканства. Соответственно, в жарких странах Азии царит дух рабства, и для них наиболее подходящими яв­ляются деспотические формы правления. В странах умеренного кли­мата более подходящей является монархическая или республикан­ская форма правления.

Разделение властей. Внутри каждого государства существует за­конодательная, исполнительная и судебная власть. Чтобы не возника­ло злоупотреблений, необходимо, чтобы эти три власти существовали раздельно и контролировали друг друга.

Жан Жак Руссо (1712—1778 гг.) - французский писатель, поэт и философ, один из виднейших представителей французского Просвещения.

Основные труды: «Рассуждение о науках и искусствах», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Политическая экономия», «Юлия, или Новая Элоиза», «Об общественном договоре, или Принципы политического права», «Эмиль, или О воспитании».

Руссо был деистом, при­знавая реальное существование материального мира и сотворение его Богом. Основное внимание Руссо уделял социально-политической проблематике и особенно проблеме неравенства. Он различал два вида неравенства: Естественное (физическое) и нравственное (политическое, социальное). Руссо неоднократно подчеркивал, что в «естественном состоянии» (т.е. до возникновения государства) социального неравенства не суще­ствовало, неравенство там было исключительно физическим; человек вел «спокойную и невинную жизнь» в соответствии со своей природой и находясь в гармонии с внешним миром. Именно поэтому главным его призывом был «назад к природе», к своим корням.

Государство возникает в результате общественного до­говора между всеми членами общества. Общественный договор устанавли­вает между всеми гражданами равенство, они вступают в соглашение на одних и тех же условиях и должны пользоваться одними и теми же правами. Целью законодательства является достижение свободы и ра­венства граждан.

Дени Дидро (1713 –1784 гг.) - французский писатель и философ, один из виднейших деятелей Просвещения, организатор и редактор «Энциклопедии».

Основные труды: «Философские мысли», «Аллеи, или Про­гулка скептика», «Письмо о слепых в назидании зрячим», «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д'Аламбера с Дид­ро», «Сон Д'Аламбера», «Философские принципы мате­рии идвижения».

В своих произведениях Дидро становится на позиции материализма и атеизма, выступает с критикой христианских догм и рели­гиозных суеверий. Он ставил под сомнение различные чудеса, а также божественный характер Библии. Сотворенной Богом и после этого статичной и неизменной природе деистов Дидро противопостав­ляет материалистическую картину мира, находящегося в вечном дви­жении и развитии. Согласно деизму Бог выносится за рамки природы, так как после сотворения мира Он более не вмешивается в ее существование, у Дидро же Бог вообще оказывается ненужным.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1954. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия