Студопедия — Тема 7. Философия Нового времени и Просвещения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 7. Философия Нового времени и Просвещения






Социально-исторические и научные предпосылки философии Нового Времени. Семнадцатый век открывает следующую после эпохи Возрож­дения страницу в истории развития философской мысли, ко­торая получила название «философия Нового времени». Такое название дано не случайно. В Европе началась полоса смены феодального общественного строя - буржуазным. В 1609 г. со­вершилась первая буржуазная революция в Европе. Нидер­ландская буржуазия свергла феодализм в своей стране и подала пример буржуазии других стран Европы. Ему последовала Англия, наиболее развитая в промышленном отношении страна.

Развитие нового - буржуазного - общества привело к ос­лаблению духовной диктатуры Церкви. Новое мировоззрение с особой остротой поставило про­блему выбора исторического пути развития европейской ци­вилизации: духовный или научно-технический прогресс? Отсюда и новое понимание задач науки и философии - не «наука для науки», а наука для увеличения власти человека над При­родой. Новые цели и задачи науки приводят к значительному накоплению фактических данных, становлению эксперимен­тально-математического естествознания. В философии она предстала как проблема связи опытного и аб­страктного способов исследования природы.

Кроме того, новая наука опиралась на практику материаль­ного производства: Э. Торичелли изобрел ртутный барометр и воздушный насос, И. Ньютон сформулировал основные зако­ны классической механики, Р. Бойль применил механику в химии, углубляя тем самым разработку проблемы атомистики. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики внесли Р. Декарт и Г. Лейбниц.

Потребность науки в систематизации огромного количества фактов, создании целостной картины мира, установлении причинно-следственных связей между явлениями природы активизировали поиски новых методов познания. В силу этого в философии на первый план выдвигаются проблемы теории познания (гносеологии), в частности: что значит знать? что пролагает дорогу к истине - ощущения или разум, интуиция или логика? аналитическим или синтетическим должно быть познание? и т. д.

Итак, семнадцатый век по существу включил в себя два ре­волюционных потока: социальную революцию в обществе, свя­занную с переходом от феодализма к капитализму и научную революцию, проявившую себя в особом пристрастии к экспери­менту и классификациям, рациональном познании и объясне­нии мира, формировании экспериментально-математического естествознания. Это побудило мыслителей по-иному смотреть на мир.

Начало новой европейской философии связано с фигурой английского мыслителя, естествоиспытателя и политического деятеля Фрэнсиса Бэкона (1561 – 1626 гг.), который является основателем эмпиризма – направления в философии, в основе которого находится чувственный опыт.

Основные работы: «Великое Восстановление Наук», «Новый Органон». «Моральные, экономические и политические эссе», «Новая Атлантида», «История Генриха VII», «О принципах и началах» (незаконченное исследование) и другие.

Основной задачей философииБэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки - принесение пользы человечеству. Науку следует развивать, по мнению Бэкона, «ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Практическая направленность знаний была выражена Бэконом в известном афоризме: «Знание - сила».

Фундаментом всякого познания, по оценке Бэкона, являет­ся опыт, который должен быть соответственно организован и подчинен определенной цели. Специально для этого он разрабатывает логический метод, который называется индукция – это форма умозаключения, в которой познавательный процесс движется от знаний единичных фактов к общим теоретическим положениям (от частного к общему).

Учение об «идолах» познания. Бэкон считал, что человеческое созна­ние не способно познать изучаемый предмет полно и точно. Серьезным препятствием на пути полного и точ­ного познания встают предрассудки, препятствующие человеку открыть ис­тину. Аллегорически он назвал их «идолами» рода, пещеры, рынка и театра. Первые два вида идолов он отнес к врожденным, а вторые два вида идолов - к приобретенным в процессе жизни людей.

1) идолы рода – присущи всем лю­дям, поскольку они примешивают к природе познаваемых вещей природу собственного духа. К этому виду заблуждений приводят и ограниченные возможности органов чувств, и же­лание людей истолковать новые идеи в духе прежних пред­ставлений, и стремление человека распространить представле­ния о маленьком мире, в котором живет он сам, на большой и всеобщий мир.

2) идолы пещеры, сущность которых составляют индивидуальные особенности человека. Кроме идо­лов, общих всему человеческому роду, у каждого индивида суще­ствует «своя особая пещера», которая дополнительно «ослабляет и искажает свет природы». Содержание идолов пещеры составляют особенности воспитания и психологии человека, специфика со­циальной среды обитания, направленность интересов личности. Призраки пещеры отличаются значительным разнообразием, по­скольку они выражают индивидуальные различия каждого чело­века в отдельности.

3) идолы рынка (или рыночной площади), которые возникают в среде «взаимного общения и совместного использования языка». В процессе речевого об­щения люди воображают, что их разум повелевает словами. Неудачный и неправильный выбор слов создает серьезные трудности и помехи на пути познания истины. В этом случае слова как бы затуманивают разум, приводят его в смятение, дезориентируют в поисках истины.

4) идолы театра, которые своими корнями уходят в науку и философию. Они переселяются в человеческие мысли из различных философ­ских учений в результате доверия и поклонения тем или иным научным авторитетам. Особенно опасны в этом отношении традиционные философские доктрины и системы.

Джон Локк (1632—1704 гг.) - английский философ основатель сенсуализма – направления в философии, в котором главным источником и критерием истины в познавательном процессе являются ощущения.

Основные труды: «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении», «Письма о веротерпи­мости», «Мысли о воспитании».

Проблемам гносеологии посвящена главная работа Локка «Опыт о человеческом разуме». Полемизируя с Декартом, Локк последовательно отстаивает тезис о том, что не существует никаких врожденных идей – ни теоретических (научных законов), ни практических (моральных принципов), в том числе человек не обладает и врожденной идеей Бога. Все идеи, существующие в человеческом сознании, возникают из опыта. Душа новорожденного ребенка – это белый лист бумаги или «чистая доска» («tabula raza»), и весь материал, которым оперирует разум, берется из опыта, получаемого в течение жизни. Идеи бывают простые (полученные от одного органа чувств – звук, цвет и т.д.) и сложные (полученные от нескольких органов чувств). Опыт делится на внешний, где нам приходят ощущения, и внутрен­ний, в котором мы имеем дело с рефлексией (внутренняя деятельность нашей души, движение мыслей). Объекты, существующие во внешнем мире, вызывают в человеке простые идеи (ощущения). Анализируя их, Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств. Идеи бывают сходными со свой­ствами соответствующих объектов — так называемые первичные ка­чества, т.е. объективно присущие данным объектам: протяженность, фигура, плотность, движение. А могут быть и не сходными — так назы­ваемые вторичные качества, т.е. не присущие как таковые самим объектам; они представляют собой наше субъективное восприятие первичных качеств: цвет, звук, запах, вкус. Из этого исходного материа­ла человеческий разум, действуя путем соединения, сопоставления и абстрагирования, составляет сложные идеи. Локк сформулировал главный тезис сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущениях».

В своем социально-этическом учении, Локк разрабатывал проблему страдания, удовольствия и счастья, пришел к выводу, что «счастье - это наличие максимума удовольствий и минимума страданий». Был сторонником конституционной мо­нархии, но королевская власть не имеет Божественного основания. Утверждал, что в «естественном состоянии» царили отношения «Человек человеку – друг».

Томас Гоббс (1588–1679 гг.) - английский философ представитель сенсуализма. Основные труды: «Левиафан», Философская трилогия «Основы философии»: «О теле»; «О человеке»; «О гражданине».

Центральной проблемой философских рассуждений Гоббса, была проблема общества и государства. В основе его теории лежит тезис о «естественном состоянии», при котором четко обнаруживается склонность людей вредить себе в силу необузданных страстей, тщеславного самолюбия и права всех на все. Т.е. «Человек человеку – волк», полагает Гоббс, естественным состоянием людей, раньше чем они вступили в общество, была война, и не простая, а «война всех против всех». В этой войне, не может быть победителей, поскольку каждому угрожают все. Выход из нее Гоббс видит в образовании общества. Для того, чтобы создать общество, надо получить на это согласие людей, которое должно быть закреплено совместным договором. Прочность договора обеспечивается формировани­ем общественной власти, которая призвана держать в узде всех членов общества и направлять их действия к общественному благу. Государство, в свою очередь, призвано поставить на место законов природы законы общества.

Рене Декарт (1596–1650 гг.) - французский философ, основатель рационализма – направления в философии, согласно которому в основе познавательного процесса находится разум.

Основные труды: «Рассуждения о методе» «Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для руководства ума» и др. В них рассматривались вопросы онтологии и теории познания, были сформулированы правила научного метода.

Значительное место в творчестве Де­карта занимает учение о бытии. Цен­тральным понятием этого учения явля­ется «субстанция». Весь сотворенный мир Декарт расчленяет на два рода суб­станций: духовные и материальные (дуализм). Если главным признаком духовной субстанции является ее неделимость, то материаль­ной - делимость до бесконечности. В качестве основного ат­рибута (коренного свойства) духовная субстанция имеет мыш­ление, а материальная - протяжение. В человекенаходятся, по мнению Декарта, две «сотворен­ные» Богом и резко отличающиеся друг от друга субстанции: одна - протяженная (телесная) субстанция, а другая - мысля­щая (духовная). Обе они равноправны и независимы друг от друга. Декарт пытается обнару­жить такие идеи, которые присущи сознанию от рождения. Данные идеи, по мнению Декарта, не приобретены в опыте, они присущи духовной субстанции изначально, поэтому их можно считать врожденными. К врожденным идеямДекарт от­носил: а) понятия (бытие, Бог, число, длительность, телесность, структурность, воля и другие); б) суждения-аксиомы («у ничто не бывает свойств», «из ничего не бывает ничего».

Конечную цель познания Декарт видел в овладении силами природы, откры­тии и изобретении технических средств, усовершенствовании самой природы человека. Началом процесса познания он считал сомнение в истинности общепризнанного знания. Этап сомнения как бы рас­чищает почву для формирования нового знания. Декарт счита­ет, что можно и нужно сомневаться во всем: существует ли внешний мир, существует ли человеческое тело, есть ли наука и т. д. Только в одном можно быть уверенным: само сомнение действительно существует. Если человек сомневается, то, зна­чит, он мыслит. Само сомнение существует постольку, по­скольку существует мышление, а значит, и «Я», как мыслящее существо. Отсюда родился знаменитый афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Декарт в «Рассуждении о методе» разработал дедуктивный метод, который, по его мнению, сулит человечеству неведомые прежде возможности и сделает людей хозяевами, господами природы. Дедукция – это форма умозаключения, в которой процесс познания движется от общих теоретических положений (аксиом) к конкретным явлениям и фактам (от общего к частному).

Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.) - голландский философ представитель рационализма и пантеизма – это направление в философии, согласно которому происходит слияние Бога и Природы.

Основные труды: «Богословско-политический трактат», «Этика», «Трактат об усовершенствовании разума», «Политический трактат» и другие.

Спиноза пытается преодолеть дуализм Декарта в учении о субстанции. Он поставил перед собой цель соз­дать учение о единой субстанции (монизм). По мнению философа, ис­тинной является лишь одна субстанция, атрибутами которой являются мышление и распространенность, или природа. Кроме Бога, не существует никакой другой субстанции. Бог и субстанция сливаются у него в одно понятие, Бог не стоит над Природой, не является Творцом вне Природы, Он находится прямо в ней. Суб­станция имеет внутренне присущую причину самой себя (causa sui). Также субстанция обладает атрибутами и модусами. Атрибут – это неотъемлемое, фундаментальное свойство субстанции, число атрибутов в принципе бесконечно. Модус – это понятие для описания вещей, которые являются «конечными». Единич­ные вещи, именуемые модусами, имеют «внешнюю причину» своего возникновения и существования. Такое существование характеризуется конечностью, изменением, движением в рам­ках пространства и времени.

Учение об этике занимает одно из цен­тральных мест в философии Спинозы, главной проблемой которой является соотношение свободы и необходимости. В результате глубоких размышлений он пришел к выводу, что «Свобода – это осознанная необходимость».

Вильгельм Фридрих Готфрид Лейбниц (1646–1716 гг.) – немецкий философ представитель рационализма.

Основные труды: «Рассужде­ние о метафизике», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология».

Лейбниц противопоставил учению Спинозы о единой субстанции, учение о множественности субстанций (плюрализм), которые он назвал монадами. А это означает, что монада не является материально-вещественным образованием, не имеет протяжения. Сущность каждой монады составляет деятельность, которая выражается в непрерывной смене состояний. Нечто подобное мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души. Лейбниц наделяет монады восприятием, представлением, стремлением и влечением. В силу этого он сравнивает их с человеческой душой. Понятие «монада» в переводе с греческого означает «единое», или «единица». А вообще, это единая, неделимая, духовная субстанция, первооснова многообразного бытия.

Лейбниц дополнил главный принцип сенсуализма, который сформулировал Локк, что коренным образом изменило его смысл на противоположный: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущениях... кроме самого разума, который не выводим ни из каких ощущений».

Джордж Беркли (1685–1753 гг.) – английский философ и епископ ирландского происхождения, считается основателем субъективного идеализма – направления, согласно которому все объективное во внешнем мире сводится к субъективному, а все вещи отождествляются с «комбинациями» ощущений.

Основные труды: «Опыт новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого знания».

Согласно учению Беркли материи как таковой вообще не существует, в действительности существуют, прежде всего «души», сотворивший их Бог, а также «идеи» или ощущения, которые Бог влагает в человеческие души. Для него «существовать – значит быть воспринимаемым». Беркли заявлял, что все вещи находятся в уме Бога.

Дэвид Юм (1711–1776 гг.) – английский философ, представитель крайней формы субъективного идеализма (солипсизм) и агностицизма – направления философии, отрицающего познаваемость мира.

Основные труды: «Трактат о человеческой природе», «Исследование человеческого разума».

Так же как и Беркли, Юм выступает против материалистического понимания субстанции. Однако он отвергает не только реальное существование материальной субстанции, но и духовной. Главный вопрос, который рассматривает Юм, это вопрос: существует ли внешний мир как источник наших ощущений? Пришел к выводу, что доказать его существование мы не можем, поскольку наш разум оперирует лишь содержанием ощущений, а не тем, что их вызывает. Поэтому «весь мир – это лишь мир моих ощущений», а человек как личность – это всего лишь связка или пучок различных восприятий.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1747. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия