Современная постановка проблемы человека
Само существование человека и современной цивилизации, к созданию которой он причастен, поставлены текущим временем под вопрос. Вопрос имеет практическое и познавательное измерение. Поставленный еще в XVIII веке немецким мыслителем И.Кантом в таком практико-познавательном единстве вопрос " Что такое человек? " приобрел новое, более фундаментальное и грозное звучание. Такое звучание этого вопроса сегодня схватывается фразой " проблема человека". Проблема многогранна, интегральна и аккумулирует в себе разные стороны человеческой деятельности. Отсюда, множественность подходов и решений вопроса о человеке. Если прежние модели человека стремились к универсальности и завершенности, то в современной постановке эта цель выглядит нереалистичной. Что составляет актуализирующий контекст проблемы? Первый слой факторов - общеисторические процессы и события. Втягивая в себя большое число людей, привлекая основные ресурсы государств и наций, ставя отдельного человека в экстремальные обстоятельства, они создавали основные " поля напряжения". Минувшее столетие такими процессами и событиями насыщено сполна, как никакое другое. Это 2 мировые войны, задевшие преимущественно Европу, " холодная война" и скольжение на грани 3-й; существование тоталитарных государств, режимов апартеида, их трансформация; возвышение США; распад европейской колониальной системы, возрастание миграционных процессов; революции, перевороты, межгосударственные конфликты, гражданские войны и войны на этно-религиозной основе. За этими процессами-событиями стоят изменения в экономике, хозяйственной жизни - перераспределение ресурсов, инвестиций, создание региональных или смешанных сообществ, глобальной экономики. Второй слой факторов связан с дифференциацией, умножением и усложнением (и вместе с тем, упрощением) отдельных видов деятельности, как и возможностями их интеграции, подкрепленной организационным, кадровым, технологическим потенциалом одной или нескольких стран. Не случайно, ХХ век стал веком грандиозных научно-технических проектов: исследовательские центры, создание ядерного и других видов оружия, выход в космос, разработка уникальных средств наблюдения и эксперимента (напр., электронный телескоп " Хаббл", ускорители элементарных частиц и т. п.). Технико-технологическая составляющая всякой деятельности - свидетельство небывалого расширения мира " искусственного" и возрастающей включенности в него человека, а равно - зависимости от этого мира. " Естественный", органический человек в этой связи - " уходящая натура", его сменяет " массовый", функционально-заданный, управляемый человек. На фоне сложных искусственных систем человеческий компонент становится как будто " минимальным", перекрываемым технологической жесткостью системы, и одновременно " роковым" - как источник случайных, непредвиденных решений и действий. Вопросы освоения человеческого потенциала, управления массовыми и индивидуальными человеческими ресурсами становятся важнейшими. Третий слой факторов лежит в русле широкого спектра практик включенности человека в вышеназванные исторические, социально-политические, экономические, технологические, идеологические процессы, в сферу повседневности. ХХ век выделяется богатым диапазоном таких практик - от предельно " жестких" (геноцид, ГУЛАГ, Холокост) в тоталитарных обществах до условно " мягких" (индустрия информации и рекламы, шоу-бизнес) в потребительских обществах, основанных на механизмах рыночного регулирования. Зачастую это были и есть практики, соединяющие физическое и психологическое воздействие, обеспечивающие моральное подавление и манипуляцию человеком. Эксперименты с человеческой телесностью, как во зло (поиски " расовой чистоты" в нацистской Германии), так и во благо (расширение возможностей хирургии), - характерная черта времени. Особой сферой телесной практики (практик) стал спорт, массовый и профессиональный, и его неотъемлемая составляющая - техническая, технологическая, медицинская. Телесные практики, связанные с человеческой сексуальностью и закрепленные формулой " сексуальной революции", также чрезвычайно расширились и стали знаком времени. " После Освенцима" практики насилия, " жесткого" воздействия на тело и психику человека ослабли, но не исчезли, скорее перешли в область виртуальной реальности. Произошло перемещение внимания на другие виды практик в связи с возрастанием эффективности " мягких" психологических, коммуникативных форм воздействия на человеческую индивидуальность, востребованностью механизмов самоуправления. Через, условно говоря, " верхние" уровни социальной жизни открылась область " низа" - человеческой повседневности с ее разнообразием, консервативностью, конечностью и самодостаточностью. Предшествующий романтический и модернистский пафос умаления житейского как не вполне человеческого и прозревания " вершин", когда есть куда стремиться, сменился пафосом потребительской эйфории и полной реабилитацией повседневности - дома, семьи, досуга, кулинарии, одежды, секса, комфортных вещей. Еще один четвертый слой факторов, проясняющих данность и смысл " антропологического поворота", относится к знанию о человеке. Со времени первых цивилизаций он становится предметом специального научного знания. В Новое время в ХVII-XVIII веках, когда наука получает статус особого социального института, человек, пожалуй, не менее, чем природный мир, попадает в поле ее активного интереса. Тогда складываются такие отрасли человекознания как анатомия и физиология человека - со стороны естествознания; педагогика, филология, фольклористика, языкознание, экономика, правоведение - со стороны социогуманитарного знания. Этот процесс был продолжен в XIX веке, особенно, под влиянием идей эволюции о естественном происхождении человека: возникают археология, этнография, демография, социология, политология, криминология, психология. В ХХ веке возникновение новых наук продолжается и, соответственно, появляются их разнообразные, " дробные" проекции на человека: молекулярная генетика дает начало молекулярной медицине, генной инженерии, генной терапии; экология - экологии человека, этология (наука о поведении) - этологии человека. На основе отмеченной дифференциации человеческой деятельности и знания, разнообразия практик появляются науки как узкого профиля, например, многоликие части дифференциальной психологии (психология ребенка, инженерная психология, музыкальная психология и т. д.). Так и комплексного, интегративного типа, как то: эргономика (о взаимодействии человека с техникой), акмеология (о возможностях, потенциале человека), валеология (о здоровье человека), сексология (об отношениях полов, половом поведении), социобиология. В итоге складывается впечатляющий массив более 200 научных дисциплин, которые объединяет современное человекознание. Информационный " взрыв" - еще одна черта времени - и превращение общества в информационное обернулось небывалым ростом знания о человеке. Возникает вопрос, возможно ли (и как?) на фоне сложившейся " дробности" знания целостное видение человека средствами науки? Каковы в связи с этим возможности, компетенции философии? В этих вопросах концентрируется один из важнейших моментов проблемы человека.
|