Студопедия — Основные черты русской философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные черты русской философии






В нашей книге не ставится задача рассмотреть в деталях ту или иную национальную философию. Это

соответствует тому, что в учебниках математики рас­сматривается не немецкая или французская математи­ка, а математика как явление мировой культуры. По­добно математике, физике, кибернетике философия есть явление мировой культуры. Разумеется, это не от­меняет тот факт, что всякая философия несет на себе печать национально-культурного своеобразия. Столь же неоспоримо, что для близкой нашему сердцу российской духовности если не во всех, то во многих отношениях смыслообразующую роль играет философия отечествен­ных авторов: Чаадаева, Хомякова, Герцена, Черны­шевского, Соловьева, Бердяева, Флоренского, Лосского, Лосева и многих других. Для философских воззрений этих авторов характерен большой разброс. Тем не ме­нее ниже мы попытаемся представить традиционную российскую философию как нечто целостное. Затем про­ведем конкретизацию основных черт философии, ори­ентирующейся на российские традиции, на примере фи­лософии B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева. Соловьев чуть ли не единодушно признается самым вы­дающимся русским философом XIX века, но ныне его идеи энергично возрождаются. Бердяев, пожалуй, на­иболее известный из всех российских философов XX ве­ка, проживавших вне России. Лосев — крупнейшая фи­лософская фигура XX века внутрироссийского масштаба. Итак, о характерных чертах традиционной российской философии.

Для абсолютного большинства русских философов ха­рактерен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека — чувственных, рацио­нальных, эстетических, нравственных, религиозных. Идеал цельности противопоставляется фрагментарности, расчлененности культуры индустриального общества.

Но мир — это не просто целостность, а положитель­ное единство (В. Соловьев). Чаще всего положительное единство понимается как приоритет религиозного опы­та жизни. Философия сливается с религией, прежде все­го с православием.

Положительное единство понимается также как нравственность, оправдание абсолютного добра.

Нравственность, понимаемая на уровне субъекта, при­водит к этическому персонализму.

Нравственность в общественном контексте приво­дит к принципу соборности. Соборность означает един­ство людей на основе их любви к Богу и следование стро­гой нравственности.

Принцип соборности кладется в основу интерпре­тации политических и правовых воззрений.

Принцип цельности в российской философии при­менительно к проблемам теории познания конкретизи­руется в сочетании чувственного, рационального и воз­вышенно-мистического.

Часто основа познания понимается как интуиция, как постижение внешнего в его слиянии с внутренним, психическим.

В вопросе об истинности отечественные философы часто стремятся соединить теоретический и нравст­венно-религиозный опыт. Истина сближается с правед­ностью, высокой духовностью.

Космизм: идея мирового всеединства субъекта, че­ловечества и физического космоса. По сути дела, кон­цепция русского космизма является дальнейшей кон­кретизацией идеи всеединства, которая занимала умы и сердца Соловьева и Флоренского, Федорова и Циол­ковского, Вернадского и Чижевского. Русские космисты видят едва ли не основную задачу человека в «рас-

пространении совершенства» (Циолковский) по Все­ленной. Эта идея поражает своей масштабностью, но для ее научного анализа все еще недостает данных. Ныне часто говорят и пишут о необходимости воз­рождения отечественной философской традиции. Безус­ловно, такого рода идеи заслуживают всяческой под­держки. Но возрождать отечественную философию на новом этапе российской действительности целесооб­разно не иначе как с использованием достижений со­временной мировой философии в целом.

В.С. Соловьев: «абсолютное осуществляет благо через истину в красоте»

В философии Владимира Сергеевича Соловьева ос­новные черты русской философии представлены особен­но рельефно. Соловьев недоволен позитивизмом, отвле­ченными началами рационалистов, односторонностью эмпириков. Его влекут философские начала цельного знания, он оправдывает добро, развивает идеалы Бого-человечества.

Но что же является абсолютно сущим, абсолютно единым? Для Соловьева очевидно, что на эту роль мо­жет претендовать только Бог. Сама полнота бытия требует, чтобы сущее было личностью — всеблагой, лю­бящей, милостивой, волевой. Но это и есть Бог, кото­рый олицетворяет собой положительное всеединство. Фи­лософию Соловьева так и называют: философия положительного всеединства.

Всякое многообразие скреплено божественным един­ством, мудростью Бога, Софией. София — это душа ми­ра. Смысл бытия человека — достраивание Софии до

органической целостности с абсолютом, с Богом. Такое восстановление может иметь место в процессе эволю­ции человечества. В этом случае человечество становит­ся Богочеловечеством.

В Боге и причастных к нему вещах заключены в единстве благо (как реализующаяся воля), истина (как реализующееся размышление) и красота (как реализу­ющееся чувство). Отсюда следует формула Соловьева: «Абсолютное осуществляет благо через истину в кра­соте». Три абсолютные ценности — благо, истина и кра­сота — всегда образуют единство, смысл которого — лю­бовь. Любовь — это та сила, которая подрывает корни всякого эгоизма, всякой отдельности. Благотворна уже физиологическая любовь, соединяющая разнополые существа. Но истинная любовь — это воссоединение в Бо­ге. Это истинная духовность. Хотя любовь по преиму­ществу есть платоническое чувство, Соловьев угадывал в ней женское очарование. Блестящий поэт, он описы­вает одно из своих мистических видений следующим образом:

Все видел я, и все одно лишь было, — Один лишь образ женской красоты...

Видимо, не случайно философию Соловьева часто называют философией Вечной женственности.

Для Соловьева гарантами спасения человечества являются любовь и нравственность. Истину добывает высоконравственный человек. Безнравственная наука служит силам разрушения, войны в том числе. То же относится и к искусству, если оно не наполнено нрав­ственным смыслом.

Жизнь всякого человека есть творчество, свободное движение к добру. Жизнь — это подвиг одухотворения.

Пигмалион сотворил статую, и она ожила; так истин­ный человек, подобно талантливому скульптору, оду­хотворяет свои деяния. Соответственно жертва Хрис­та открыла путь к спасению человечества.

Все личные и общественные коллизии разрешают­ся при стремлении к совершенному добру. Нравствен­ность имеет первенство над правом, политикой, эконо­микой. Разрушительные силы не всесильны, на пути к Богочеловечеству можно справиться с любыми зада­чами, в том числе и с войнами, и с разделением церк­вей, и с разделением людей по нациям.

Философия Н.А. Бердяева: ЧЕЛОВЕК — ЭТО ОТКРОВЕНИЕ, СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО

Центральной темой философии Николая Алексан­дровича Бердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в свете боже­ственного, точнее, божественного «ничто». Бог сотво­рил мир из Ничто, следовательно, Богу предшествует первичный принцип, не предполагающий какой-либо дифференциации, какого-либо бытия. Это и есть Ни­что. Бог свободен. И человек свободен. Бог помогает че­ловеку стать добрым, но он не в состоянии контроли­ровать Ничто, принцип свободы. В своей подлинной свободе человек божественен. Бог и человек есть дух. Будучи свободным, человек творит, оправдание чело­века в его свободе, его творчестве, его откровении. Для Бердяева главное — это оправдание человека, его философия ярко персоналистична, романтична, расцве­чена тысячами красок человеческого бытия. Ясно, что философ с таким мировоззрением не мог не быть про-

тивником тоталитарных режимов, лжи, зла, насилия и террора. Всеобщее воскресение достигается не в тех­нике, не в революциях, а в божественной духовной жиз­ни. Бердяев считал, что в этом отношении многого можно ожидать от русской души и русской идеи.

Когда в России в 90-х годах этого столетия стали появляться одно за другим произведения Бердяева, а написал он больше, чем любой другой отечественный философ, то россияне открыли для себя новый, во мно­гом неведомый мир, они стали иначе оценивать назна­чение человека, смысл истории, судьбу российского со­циализма, миссию России. Книги Бердяева являют его соотечественникам кладезь мудрости. Не в этом ли состоит назначение подлинного философа?

А.ф. Лосев: «мне надо с греческого переводить...»

Философия Лосева — это мир живости, мудрости, простоты, известной резкости, эстетического изящест­ва и необычайной филологической учености. Его кни­ги, научные-пренаучные, похожи на романы. Вместе с тем они столь детальны, в них столько ссылок на отечест­венных и иностранных авторов, что не верится порой в способность одного человека совершить такую гигант­скую работу. За свою шеститомную «Историю антич­ной эстетики» Лосев заслуженно получил Государствен­ную премию.

Когда Лосев умер в 1988 г., не дожив всего 5 лет до своего столетнего юбилея, то поистине «ослабла связь времен». Лосев как никто иной связывал нашу культуру с античной. Он без устали переводил с гре-

ческого, ибо считал, что это один из радикальнейших путей развития отечественной философии.

Лосев соединил в своей философии четыре состав­ляющие: филологию, феноменологию, диалектику и символизм. Лосева интересует в первую очередь про­низанное смыслами живое бытие предмета. Понятие не «схватывает» сущность живой конкретности, это под силу только эйдосу. Однако мир состоит не из неподвиж­ных эйдосов и их выражений в слове. В соответствии с этим истинная философия приобретает диалектиче­ский, подвижный характер. Движение эйдосов и слов приводит к связи с иным, взаимосвязанные реалии сви­детельствуют друг о друге, они в этом смысле являют­ся символами. В качестве сфер бытования эйдосов, слов, символов Лосев рассматривает язык, миф, рели­гию, искусство, философию. Ему удалось создать весь­ма своеобразную философскую систему, достоинства ко­торой изучены пока недостаточно. Ее можно назвать философией жизненности эйдосов, слов и символов.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 966. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия