Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ И ВИДЫ БЫТИЯ





Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что суще­ствует? Почему люди так часто пересматривают свое мне­ние относительно того, что именно действительно су­ществует?

Лишь на первый взгляд вопрос о существовании ка­жется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по сво­им размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям.

Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступа­ет как учение о бытии, онтология (греч. ontos — сущее + logos — учение); любая онтология есть теория. Отсю­да следует весьма значимый вывод: что именно сущест­вует и каким образом, выясняется на основе теорий.

Из предыдущего следует, что свое исчерпывающее обоснование проблема существования получает в науках (в том числе в философии). Обратившись к ним, мы встре­чаемся с различными видами бытия, число которых в точ­ности соответствует числу наук. В данном случае пред­полагается, что все виды бытия так или иначе попали в сферу внимания современных наук.

Согласно физике, существуют элементарные части­цы, вакуум, атомы и молекулы. Согласно астрономии, существуют звезды, планеты, диффузная материя. Со­гласно биологии, существуют ДНК, РНК, белок, клет­ка, различные биоособи. Согласно общественным наукам, существуют экономические, политические и социаль­ные отношения между людьми. Согласно психологии, существуют чувства, эмоции, мысли людей. Согласно информатике, существует информация. Согласно мате­матике, существуют числа, геометрические фигуры, функ­ции, кольца, поля. Согласно философии, существуют идеи (Платон), формы (Аристотель), Бог (Христос), априорные принципы (Кант), эксплуатация одних людей другими (Маркс), переживания и их сущности (Гуссерль), понимание (Гадамер), дискурсы (Фуко). Во всех случаях существование не есть отдельное свой­ство вещей, нечто подобное цвету, массе или запаху. Существовать — значит иметь определенность, вы­ражаемую концептами (в том числе понятиями и ценностями) теории. Человек обладает знаниями о су­ществовании лишь того, о чем толкует теория. Сведе­ния, в чем-то противоречащие теории либо вообще не представленные в ней, считаются несостоятельными. Нечто признается существующим лишь в том случае, если сведения о нем удовлетворяют критериям науки, в том числе таким, как непротиворечивость положений теории и их подтверждаемость фактами. Рассмотрим в качестве иллюстрации к сказанному вопрос о суще­ствовании кентавров, мифологических образов полулюдей-полулошадей.

Согласно нашим знаниям существуют чувства, эмо­ции, мысли, высказывания, мифы о кентаврах, но са­ми они как таковые не существуют, ибо в противном

случае их давно уже представили бы взору любопыт­ных. Подобно кентаврам не существуют лешие, домо­вые, сказочные герои и многие другие выдуманные су­щества.

Итак, разновидностей существования, видов бы­тия достаточно много. В этом смысле не будет преуве­личением утверждать, что восторжествовали плюрали­стические (лат. pluralis — множественный) концепции бытия, мир не единообразен, а многообразен. Наряду с плюралистическими в ходу также монистические и дуалистические концепции бытия. Монизм (греч. monos — один) признает один тип реальности, напри­мер материю, дух, Бога. Дуализм (лат. dualis — двой­ственный) толкует о двух реальностях, избирая в ка­честве таковых чаще всего материальное и идеальное. По сравнению с плюралистическими монистические и ду­алистические концепции бытия представляются весь­ма обыденными, не лишенными наивного желания свести многообразие всего существующего к одному или двум определениям.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 602. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия