Студопедия — СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ






Структура данной главы сходна с композицией предыдущей — логика системного анализа в обоих случаях одна и та же. Это значит, что во взаимоотношениях " культура/общество" должны быть выявлены особенности их проявления: а) на разных уровнях, б) в разных сферах и в) на разных этапах истории. Отличие же этих отношений и отношений " культу­ра/природа" состоит в том, что практика культуры повернута к обществу и к природе разными сторонами: к природе.— нещественно-предметной деятельностью, удовлетворяющей потребности людей, а к обществу — организационно-комму­никативной деятельностью, создающей форму для того со­держания, которое несет с собой общество; к природной стороне самого человека — медицинской, спортивной, педа­гогической деятельностью, а к жизни общества — идеологи­ческой деятельностью, вырабатывающей необходимые обще­ству ориентиры, обоснования, духовные позиции. Поэтому, подобно тому, как вещи принадлежат одновременно и приро­де, и культуре, так социальные организации — скажем, школа и университет, фирма и банк, министерство и поли­тическое объединение — принадлежат и обществу, и куль­туре.

Обратимся к рассмотрению трех уровней отношений в подсистеме " культура/общество".

Уровень материальной практики является и тут исход­ным; он выражается во взаимодействии образующих общество экономических и политическо-правовых отношений с активностью культуры, создающей для этих отношении кон­кретные организационные структуры. Общественные отно­шения являются содержательным наполнением всех соци­альных институтов, культура же — оформлением этого со­держания в процессе созидательной и целенаправленной де­ятельности людей. Поэтому отношения общества и культуры могут быть рассмотрены в категориальных системах " содер­жание—форма", " внутренне—внешнее", " сущность—сущест­вование", " инвариантное—вариативное".

Этот пункт анализа культуры чрезвычайно важен — и потому, что характер ее организационных форм приобретает в наше время и в нашем обществе особенно большое значение, и потому, что обычно организационная сторона общественно­го бытия не расценивается как культурный феномен, ее относят к миру социальных, а не культурных форм. Между тем применительно ко всем организациям, институционализирующим совместную деятельность людей, неправомерна альтернативная постановка вопроса — являются ли они формами общества или культуры, ибо тут общество и куль­тура объединяют свои усилия, образуя культурные способы опредмечивания общественных отношений. Поэтому социо­лог рассматривает разнообразные организации и учреждения как воплощение общественных отношений, а культуролог — как придаваемые этому содержанию культурные формы (ска­жем, в распространенном сейчас противопоставлении " дико­го базара" и " культурного рынка"). Отсюда становится понят­ным получившее в последние годы широкое распространение понятие " социокультурное", обозначающее связь и различие этих двух сторон человеческого бытия.

Отношения общества и культуры являются их взаимной потребностью друг в друге, их всесторонним взаимодействи­ем. Культура необходима человеческому обществу с первых шагов его существования, и чем дальше, тем во все большей степени, потому что тот тип организации коллективной жизни, который сложился в мире животных, — закодиро­ванный в генофонде, имеющийся у каждой особи и передаю­щийся каждому поколению, — перестал функционировать в жизни первых человеческих популяций. Многие из них, не сумевшие выработать новый, внебиологический способ орга­низации своего бытия, погибали, а выживали лишь те, которым удавалось решить эту небывалую для жизни приро­ды задачу.

Суть данного решения заключается в том, что люди научи­лись создавать особый тип предметной реальности — раз­нообразные объединения, союзы, организации — от родовых, племенных, религиозных до современных экономических, политических, правовых, научных, просветительных, худо­жественных и т. п., деятельность которых обеспечивалась не унаследованными каждым индивидом врожденными ин­стинктами, а обретаемыми им прижизненно представления­ми, убеждениями, знаниями, умениями. Эти социальные структуры порождались всякий раз конкретными условиями существования социума в определенных природных услови­ях и на определенной стадии его развития; они накаплива­лись во все более широких размерах, они вырабатывались в развернутом спектре различных вариантов решения одной и той же задачи — и известным уже животным методом " проб и ошибок", и специфически человеческим методом интеллек­туально-обосновываемых действий; они сталкивались друг с другом, конкурировали, ожесточенно боролись между собой, поскольку обеспечивали не только различные, но и противо­положные, альтернативные действия.

На первых этапах общественного развития оно протекало стихийно, не осознаваемое человеком или осознаваемое ложно, и потому результаты социальной деятельности людей, как правило, не совпадали с их намерениями, целя­ми, идеалами (народная мысль зафиксировала эту парадок­сальную ситуацию мудрой пословицей о благих намерениях, нередко ведущих в ад). Между тем культура как внеприродная, сверхбиологическая сила имеет в своей основе именно сознательные действия, что и отличает радикальнейшим образом человека от животного. Поэтому мера сознательнос­ти — не только в индивидуальном поведении, решающем задачи личностного масштаба, но и в действиях руководите­лей государств, политических партий, вождей масс, как и в поведении самих масс — есть показатель уровня культуры. Развитие человеческого общества обеспечивается поэтому и возрастанием роли политической культуры.

Материально-практический уровень отношений культуры и общества выявляется именно этой — организационнонно­ституциональной — формой их бытия. Но ее отличие от вещественно-технической предметности культуры состоит не только в особой форме материальности — общественное уч­реждение нельзя взять в руки, осязать, видеть, слышать — но и в том, что мир вещей является внешним по отношению к человеку, а организации и учреждения — это опредмеченная форма человеческих отношений, это не столько продукт деятельности людей, сколько форма объективации самой этой деятельности. Именно поэтому социально-организаци­онная культура охватывает всю жизнь общества, так или иначе оформляет всю полноту общественных отношений, оказываясь равномасштабной обществу (неудивительно, что их трудно различить при суммарном, недостаточно про­ницательном анализе — они представляют собой две стороны одних и тех же — социокулътурных, как их следует точно называть — явлений и процессов).

Еще одна причина отличия практического отношения " культура/общество" от отношения " культура/природа" оп­ределяется историческим динамизмом общества. Если в крат­кой истории человечества природа остается практически не­изменной и изменения технической культуры от бытия при­роды не зависят — их причины лежат в самой культуре, в потребности самодвижения материального производства, в развитии наук, в расширении человеческих потребностей, — то изменения общественных отношений зависят от эволюции производительных сил — т. е. материальной культуры, а изменения социально-организационной предметности куль­туры, от динамики оформляемых ею общественных отноше­ний: их систематические преобразования все убыстряющиеся по темпу в ходе истории — многосоттысячелетняя первобыт­ность, многотысячелетнее рабовладение, более чем тысяче­летний феодализм, полутысячелетний капитализм — властно требовали приведения в соответствие с ними способов орга­низации общественного бытия. Поэтому развитие этой сторо­ны культуры было — и остается, и долго еще будет — не имманентным процессом, а процессом, детерминированным меняющимся состоянием общественных отношений, — это очевидно в истории государства, правовой системы, школы и т. д., а отношения эти, в свою очередь, меняются под влиянием прогресса.

Чрезвычайно важная особенность социально-организаци­онного слоя культуры, порождаемая опять-таки отличием общества от природы, — его разнородность, ибо различным родоплеменным общностям, сословиям, классам нужны не только общие и одинаковые, но и весьма различные способы организации их деятельности. В результате при единстве технической культуры человечества, отражающем единство природы и не зависящем от общественных противоречий, культура социально-организационная (политическая, юри­дическая, педагогическая, коммуникативная, художествен­ная) оказывается многоликой по одновременно существую­щим структурам — скажем, по политическим формам фео­дально-абсолютистского государства и способам консолида­ции революционных буржуазно-демократических сил в XVIII—XIX вв., по феодальному и буржуазному судопроиз­водству, по системе образования в аристократической среде и в деревне, по способам устной и письменной коммуника­ции, по организации художественной жизни — скажем, во французских салонах конца XIX в. и выставках " отвержен­ных", в экспозиционной деятельности Императорской акаде­мии художеств и русских передвижников. Вот почему соци­ально-однородное первобытное общество рождает гомоген­ный тип культуры, единый для всех его членов, а общество гетерогенное формирует разные субкультуры в целостном культурном пространстве. Так, в средневековой культуре в Европе явственно различаются, по крайней мере, четыре культурных слоя (субкультуры); крестьянский, фольклор­ный, во многом сохраняющий традиции языческой культуры первобытности; религиозная субкультура, живущая в хра­мах, монастырях и, в частности, жизни людей этого времени;

субкультура светская, рыцарская и придворно-аристократическая, политизированная, этизированная и эстетизированная в совсем ином духе, чем культура религиозно-спиритуа­листическая, аскетическая, антигедонистическая; бюргер­ская культура формирующегося города, культура ремеслен­ников, торговцев, представителей нарождающейся интел­лигенции, которая стала предшественницей ренессансной культуры. Вряд ли нужно специально доказывать, что если идеологическое и социально-психологическое расслоение культуры отражает структуру общества на каждом этапе его развития, то существует и обратное влияние расхождения принципиальных позиций культурогенных субъектов и их противоборства на социальную структуру, которую процес­сы, протекающие в культуре, могут и укреплять, и расшаты­вать, способствовать ее сохранению и подготавливать ее ре­волюционное ниспровержение. Следовательно, отношения между обществом и культурой как двумя гранями целостной социокультурной реальности представляют собой взаимодей­ствие, в котором сила каждой стороны может меняться, но обе являются активными участницами исторического процес­са. Культура необходима обществу для восполнения отмеревшей биологической формы регуляции совместной жизни и деятельности людей, а общество необходимо культуре для обеспечения ее потребности самоосуществления и развития.

Теми или иными способами и средствами общество предо­ставляет культуре саму возможность реализовываться в человеческих действиях, ибо как бы ни менялось экономичес­кое и политическое содержание общественных отношений, обусловливающих отношение общества к культуре, они обра­зуют экономический фундамент и политико-правовые опоры для эффективной работы всех культурных институтов.

Чрезвычайно интересно в этой связи, как человечество искало путь разрешения противоречий социального бытия: его видели и в разных формах ценностного сознания — от религиозного до нравственного или эстетического (вспомним хотя бы в истории нашей страны в XIX в. формулы Уварова: " Православие, самодержавие, народность" и лозунг героя Достоевского: " Красота спасет мир! "), и в торжестве нравст­венности как идеальной формы общения человека с челове­ком — в толстовской " религии любви"; его находили и в научно-технической вооруженности производства, основан­ного на развитии научного знания; его усматривали и в предложенной русскими марксистами программе всесторон­него преображения общества, сочетавшей революционно-по­литические, технико-экономические, ценностно-идеологи­ческие, научно-познавательные, нравственно-эстетические, художественные аспекты радикального изменения существу­ющего; вместе с тем, конкретное содержание каждого из этих направлений деятельности и их соотношение вызывали ост­рые дебаты, начиная со споров сторонников экономических реформ и революционеров, большевиков и меньшевиков, атеистов и богостроителей и кончая партийными дискуссия­ми 20-х годов о конкретных путях строительства социализма, а в 80-е годы — поисками оптимальных способов вывода страны из тупика в эпоху перестройки социалистического общества. Нам 'важно при этом подчеркнуть, что вопросы политические и экономические всякий раз оказывались про­блемами культуры (А. Вознесенский, со свойственной ему метафорической остротой поэтического мышления, опреде­лил перестройку как " революцию культурой") — в конечном счете не только духовные преобразования, но и организаци­онно-политические и технико-экономические становились культурными действиями людей, осознавших, наконец, что не только общество влияет на культуру, но и культура способна оказывать радикальное воздействие на функциони­рование общества (потому-то в наш обиход прочно вошли неизвестные ранее понятия " политическая культура", " пра­вовая культура", " культура производства").

Значение взаимозависимости культуры и общества про­явилось с предельной наглядностью в развитии нашей страны в XX в. Расхождение взглядов большевиков и меньшевиков состояло ведь в ответе на вопрос, возможно ли построение социалистического строя в России на том низком уровне материальной культуры, на котором она находилась в это время? Ленин счел это возможным и, вопреки учению Марк­са, попытался запрячь телегу впереди лошади, т. е. политику перед экономикой и производительными силами, и рассчи­тывал совершить в стране " культурную революцию" после того, как победит революция социальная. Неудивительно, что замысел этот оказался утопичным и имел самые тяжкие последствия для народа — рождавшийся в России социализм оказался разновидностью " феодального социализма", как сам Маркс именовал такого рода патологический гибрид несо­вместимых общественных систем (оттого-то он и оказался столь похожим на " национал-социализм" немецкого фашиз­ма); ситуация эта повторилась во всех других странах, в которых нетерпеливые фанатики захотели повторить пры­жок из феодализма — а иногда и из первобытности! — в социалистическую общественную систему — в странах Вос­точной Европы, в Китае и Вьетнаме, на Кубе и в Никарагуа, в ряде африканских стран. Личные качества Иосифа Джуга­швили лишь придали российскому варианту феодального социализма особенно жестокую, по-азиатски деспотичную, террористическую и религиозно-мистическую (она точно на­звана " культом" личности) форму, но, окажись на его месте Троцкий, или Зиновьев, или Бухарин, или проживи еще несколько десятков лет Ленин, ничего в принципе не изме­нилось бы.

2.

Переходя к рассмотрению практически духовного аспекта отношений культуры и общества, отмечу и тут важные их отличия от отношений культуры и природы. В мифологии естественные стихийные силы были непосредственным и главным предметом осмысления и сам человек рассматривал­ся в поле действия этих сил, социальные же отношения не выделялись из природных и не становились предметом само­стоятельного образного осмысления — человек сравнительно поздно придет к осознанию общества как специфической формы бытия. Только опосредованно и неосознаваемо обще­ственные отношения могли запечатлеваться в мифах — бла­годаря тому, что на мир небожителей проецировались социальные отношения мира земного — отношения иерархии, представления о способах управления человеческими дейст­виями и наказания за нарушения законов общежития, в царственных признаках восседающего на троне Вседержите­ля и иерархии его " придворных" — ангелов и архангелов, святых и пророков, в образах райского безделия и " тюремно­го" ада. В разных мифологиях реальные социальные отноше­ния воплощались по-разному, но общий закон структуры мифа в его развитом состоянии — отражение структуры общественного бытия в сотворенном фантазией обществен­ном мире.

Поскольку искусство многие века жило воссозданием ми­фологических сюжетов, оно сохраняло этот опосредованный и неосознаваемый характер отражения общественных отно­шений; примечательно, что отражение это вбирало в себя изменявшиеся формы социального бытия — так в драматур­гии французского классицизма XVII в. через покров антич­ных или библейских мифов явственно просвечивала совре­менная жизнь королевского двора. Вместе с тем с первых шагов реалистического направления в европейской художе­ственной культуре — начиная со средневековых новелл, через романы XVII—XVIII вв., пьесы В. Шекспира и Лопе де Вега, к социально-аналитическому творчеству мастеров кри­тического реализма XIX—XX столетий — развивалось осво­божденное от мифологии и аллегорических иносказаний пря­мое и осознанное художественное исследование общества как системы, отношений людей, существенно отличных от отношений естественных, природных и формирующих чело­века в соревновании с природными силами. Об искренности и принципиальной значимости такого взгляда на мир говорят теоретические суждения мастеров реалистического искусст­ва — от Ш. Сореля и Д. Дидро до О. Бальзака и Э. Золя, Л. Толстого и Ф. Достоевского, М. Горького и Б. Брехта. Стоит вспомнить в этой связи, что Бальзак с гордостью величал себя " доктором социальных наук" и что Белинский иллюстрировал тезис о родстве искусства и науки ссылкой на разные способы познания ими одного общего предмета — положения классов в обществе.

Наряду с художественно-образным исследованием законов общественной жизни их теоретическое осмысление развива­лось в ходе освобождения общественного сознания от мифо­логических фантазий и формирования трезвого объективного взгляда на формы человеческого бытия. При этом теорети­ческая мысль осваивала общественную реальность тремя способами — научным, идеологическим и проектирующим. Второй и третий по понятным причинам значительно старше первого — о научном изучении общества в строгом смысле этого слова можно говорить не раньше, чем с XVIII в., когда в Англии складывалась классическая политическая эконо­мия, а в философии французских просветителей закладыва­лись основы социологического понимания общества, идеоло­гическое же — т. е. ценностно-осмысляющее — рассмотрение различных общественных отношений и связанное с ним " идеалогическое" построение моделей желанного обществен­ного устройства мы встречаем уже у Платона, у христиан­ских теологов, у ренессансных утопистов. Марксизм поста­вил перед собой задачу преодолеть расхождение между нау­кой об обществе и ее ценностным и проективным рассмотре­нием, тем самым ликвидировав идеологию в старом смысле этого слова (как идеологическое ложное сознание) и превра­тив учение о социалистическом будущем человечества из утопического в научно обоснованное. Однако решение этой задачи — как показал опыт истории — оказалось непростым делом: существенные расхождения взглядов между марксис­тами в конце XIX—начале XX вв. в России, Германии, Франции; раскол мирового социалистического движения на разные Интернационалы; троцкистская, сталинская, маоист­ская и иные интерпретации марксизма в 20-е—50-е гг.; противоречивое отношение к революционной перестройке, начатой в СССР в середине 80-х гг., ив мировом коммунис­тическом движении, и в нашей стране — все это показывает, сколь сложным является органичный синтез науки об обще­стве, его ценностного осмысления и проектирования совер­шенной системы общественного устройства. Оно и понятно — научное изучение общества гораздо труднее, чем исследова­ние природных явлений, эффективное социальное проекти­рование несравненно труднее технического, а идеологическое оценивание общественных явлений несравненно более проти­воречиво, чем ценностное осознание природы (с преодолени­ем ее религиозных мистификаций ценностное отношение к природе остается нравственным и эстетическим, а здесь мо­мент общечеловеческий гораздо сильнее, нежели социально-классовые, профессиональные и далее этнические расхожде­ния взглядов). Давно уже было замечено, что в трактовке общественных процессов влияние интересов людей несрав­ненно более могущественно, чем в познании природных яв­лений.

В ходе социальных преобразований в нашей стране в последнее десятилетие выяснилось, в известной мере для всех неожиданно, что в наиболее, казалось бы, строгой обществен­ной науке — политической экономии — десятки самых разных ученых, и российских, и западноевропейских, не могли сойтись во взглядах на конкретный характер процесса перестройки экономики бывшего Советского Союза; не более успешным оказались действия ученых-правоведов в постро­ении новой Конституции России, гражданского и уголовного кодексов, равно как и усилия теоретиков от педагогики радикально улучшить систему образования. При этом все сознают, что отсутствие научно-теоретического обоснования практической деятельности в этих, как и во всех иных направлениях, обрекает ее на слепой поиск методом " проб и ошибок", делающий неизбежными большие потери и медлен­ный ход процесса — в социальной деятельности, в отличие от технического конструирования, нельзя, к сожалению, повторить, скорректировав его, неудавшийся эксперимент; поэтому в выборе теоретической концепции, подлежащей практическому воплощению, решающее значение имеет ин­туиция государственного деятеля, реформатора или револю­ционера, судьей же оказывается только история... А интуи­ция — это не чисто природное качество, но природно-кулътурное, как и все в человеке, она синтезирует врожденные индивиду способности и предоставляемый культурой опыт. Так выявляется еще один аспект зависимости общественной деятельности человека от уровня его культуры.

4

Анализ второй плоскости отношений общества и культуры позволяет увидеть ее особенности в тех же трех сферах, в которых было рассмотрено отношение культуры и природы.

Во внечеловеческом предметном бытии связь общества и культуры приводит, с одной стороны, к созданию разнообраз­ных социальных институтов — организаций, о которых шла у нас речь, придающих культурные формы общественным отношениям, а с другой — к опредмечиванию этих отноше­ний в продуктах духовного и художественного производства, отделяющихся от человека и приобретающих самостоятель­ное существование в истории человечества.

Проведенный выше анализ охарактеризовал в общих чер­тах плоды организационной, идеологической и художествен­ной деятельности людей, в которых так или иначе взаимо­действуют социальная и культурная " субстанции". Что же касается их интериоризации в самом человеке, то это требует специального рассмотрения.

Общество и культура встречаются здесь в ходе воспитания личности, делая этот процесс двусторонним — одновременно социализацией и кулыпурацией индивида.

Здесь кроется чрезвычайно важная проблема, к рассмот­рению которой придется не раз возвращаться, ибо в педаго­гике господствуют односторонние представления о воспита­нии — либо как о формировании индивида обществом, либо как о его приобщении к культуре. Между тем подлинная сложность онтогенеза человека состоит именно в том, что условием его является природная данность — совокупность врожденных индивиду качеств, которая подлежит обработке и переработке силами общества и силами культуры. Оттого конечный продукт этого процесса.— человеческая индивиду­альность — оказывается трехсторонней системой, обуслов­ленной особенностями взаимодействующих сторон — приро­ды, общества и культуры. В предыдущей главе речь шла уже о взаимодействии двух из них — природного и культурного факторов, теперь пришло время подключить в наш анализ третью силу, осветив взаимодействие социальной и культур­ной детерминант человеческого существования.

О наличии сложности их сцепления говорит то, хорошо известное каждому по своему жизненному опыту, обстоятель­ство, что в одной и той же социальной среде мы встречаемся с широким разбросом уровней и качеств культуры в разных людях. Этот разброс был минимальным в эпохи господства так называемых традиционных культур (в докапиталисти­ческих формациях), поскольку общий культурный минимум был обязателен для всеобщего усвоения в той или иной общественной среде — крестьянской, бюргерской, аристокра­тической, монастырской; различия интериоризируемых каждым индивидом объемов культуры обусловливались здесь не столько индивидуальными, сколько социально-груп­повыми факторами. В силу этого социальное и культурное как бы сливались, становились трудно различимыми. Поло­жение резко изменилось в буржуазном обществе, когда и семья, и учебное заведение, и сам индивид получили возможность широкого выбора осваиваемых ценностей — и из культурного наследия, и из современной культуры. Такой выбор, осуществляемый родителями, педагогами, более авто­ритетными друзьями и, в конечном счете, самим молодым человеком, определяющий содержание его мировоззрения, знаний, опыта, идеалов, приводит к резкому повышению удельного веса индивидуальных особенностей личности в процессе ее приобщения к культуре, тогда как направление " обработки" индивидов обществом — системой социальных отношений — ими не избирается, оно является общим для людей, живущих в данных социальных условиях. Иначе говоря, влияние общества на личность зависит главным образом от характера этого общества, которое личность, как правило, не выбирает, особенно в детстве, юности, тогда как ценности культуры, которые она осваивает, выбираются, ею и ее ближайшим окружением в большой мере свободно.

Для современной ситуации в народном образовании этот вывод имеет грандиозное значение, так как до сих пор наша школа была ориентирована на единое направление социали­зации, которому полностью подчинялся единый же для всех учеников набор предназначенных для ученика культурных ценностей; в итоге формально признаваемый принцип " ин­дивидуального Подхода" оставался нереализованным, и пол­ноценная индивидуальность ученика могла формироваться только вопреки конформистским устремлениям официаль­ной педагогики.

Такова главная и наиболее трудная Задача школьной ре­формы — найти оптимальные способы включения ребенка (подростка, юноши, молодого человека) в культуру и в систему социальных отношений, тем самым в полной мере реализуя принцип индивидуального подхода и одновременно принцип коллективизма, т. е. приобщенности индивида к социальному целому, выражающейся в чувстве гражданской солидарности и ответственности. При этом нужно учитывать подвижность соотношения " удельных весов" обоих потенци­алов воспитательного процесса, образующую некий спект­ральный ряд: на одном его краю находится самовоспитание, в котором освоение богатств культуры ведет преимуществен­но к формированию индивидуально-своеобразных черт лич­ности, а на другом краю — воспитание в военной Школе, где доминирует формирование единых для всего коллектива учеников граждански-патриотического сознания и правил поведения, а между этими полюсами, с одной стороны, се­мейное воспитание, делающее акцент на развитии индивиду­альных особенностей ребенка средствами культуры, а с дру­гой стороны, воспитание в обычной школе, гимназии, кол­ледже, которое выдвигает на первый план усвоение всеми учениками единого комплекса знаний, умений и форм пове­дения. Но и в разного типа учебных заведениях меняется соотношение индивидуации и обобществления — скажем, в художественных школах, училищах, институтах господству­ет первая, а в юридических учебных заведениях — вторая.

5

История взаимодействия общества и культуры имеет, ко­нечно, не только количественный (так сказать, силовой), но и качественный аспект. В этом процессе различается не­сколько фаз:

а) Первобытность, в которой социокультурная реальность только формируется, вырывая человека из природно-животного состояния, и в которой нет еще поэтому сколь-нибудь отчетливого разделения общественных отношений и культур­ных действий, — всесторонний синкретизм первобытности сказался и здесь (что, кстати сказать, закономерно для пер­вой стадии любого эволюционного процесса). А это значит, что структура человеческого общества еще не сложилась с той степенью определенности, которая выразится позднее в формировании государства, правовой системы, регламенти­рованных экономических отношений — все это принесет лишь рабовладельческий строй (в его дальневосточной, ближневосточной и западных вариациях), и потому только там возникнет сама проблема взаимоотношений общества и культуры, как двух относительно самостоятельных подсис­тем бытия человечества.

б) С тех пор как проблема эта возникла, она могла полу­чать — и действительно получала — разные решения. Одно из них — безусловное, безоговорочное, жесткое подчинение культуры обществом, характерное для раннеклассовых социокультурных систем. В рабовладельческой, феодальной и смешанной восточной (основанной на " азиатском" (К. Маркс) способе производства) системах диктат общественных отно­шений над культурой проявлялся по-разному, он имел и свои этнические и исторические модификации, но во всех случаях оставался лишь самый узкий зазор для проявления культу­рой ее самостоятельности, для ее самодвижения и самоуправ­ления.

в) Ситуация стала решительно меняться в ходе формиро­вания буржуазного общества: уже в средневековых, а затем ренессансных городах складывался новый тип отношений между культурой и обществом, который раскрылся в полной мере в XIX—XX вв. Суть этого процесса — развитие авто­номии культуры и по отношению к экономической, и по отношению к политически-правовой структуре общества. Исходным импульсом стал тут принцип свободы человеческой деятельности, сбрасывавшей с себя все социальные оковы и провозглашавшей одну только свою зависимость — от воли, желания, устремлений, сознания и даже подсознания (не­осознаваемых интенций) личности.

Свобода — едва ли не коренной принцип культуры буржу­азного общества, отражавший новую ситуацию, в которую человек был поставлен в реальном жизненном процессе:

оторванный от фатальной прикрепленности в своему сосло­вию и тем самым обретший возможность самому творить свою судьбу, вырвавшийся из тенёт религиозного и полити­ческого сознания, которыми индивид был опутан в феодаль­ном обществе, он получил практически и духовно безгранич­ный простор для проявления собственной активности, права выбора своего места в общественном бытии. В философской и художественной мысли это сознание свободы личности стало получать гипертрофированные формы, выражаясь в иллюзорном представлении об " абсолютной свободе" индиви­да, в индивидуалистическом своеволии, произволе, распаде социальных связей, но само это гипостазирование свободы, культ свободы, метафизическое противопоставление свободы необходимости, социальной ответственности, всечеловечес­кой связи отражало новую, неизвестную всей истории куль­турную ситуацию, новый тип отношений культуры и обще­ства. Показательно, что это сказывалось и на организацион­ном уровне культуры, выражаясь в возникновении разнооб­разных культурных объединений, творческих союзов, художественных обществ, даже партий, которые утверждали свои чисто-культурные функции и свою независимость от общества (партии " зеленых", например); более того, нередко именно культурные факторы теперь признаются решающими в истории человечества сравнительно с факторами социаль­но-экономическими и социально-политическими — таковы сциентистско-техницистская концепция научно-техническо­го прогресса, или маклюэнона теория зависимости общества от характера массовых коммуникаций, или же противопо­ложные им по содержанию, но родственные методологически толстовская идея нравственного усовершенствования личнос­ти или шиллеровская идея эстетического воспитания как альтернативы представления об экономических и полити­ческих силах, управляющих историческим процессом.

Как бы ни преувеличивали подчас социологи и культуро­логи значение научного и технического факторов и средств массовой коммуникации при переходе от промышленной цивилизации XIX в. к " индустриальному обществу" XX в., от него — к " постиндустриальному обществу", нельзя не видеть заключенных в этих концепциях рациональных зерен — уровень развития материальной и духовной культу­ры стал действительно оказывать существеннейшее влияние на характер общества, на его экономический базис и полити­ческую надстройку. В конечном счете именно здесь родилась сила, оказавшаяся в ряде случаев более, могущественной, чем антагонизм капитализма и социализма, не позволяя этому антагонизму вылиться в вооруженный конфликт — средства термоядерной войны (интересно, что К. Маркс предвидел такую ситуацию в развитии общества, когда уровень военной техники сделает невозможными военные способы разреше­ния социальных противоречий). Сейчас становится все более очевидным влияние уровня развития техники и науки как культурных сил на общественные отношения.

г) Четвертый, абстрактно возможный и вместе с тем исто­рически необходимый тип взаимодействия общества и куль­туры должен сложиться в будущем. Его суть — преодоление векового рассогласования общества и культуры, которые в разумно устроенной социокультурной системе должны стать разными сторонами единого, целостного и гармоничного бытия человечества. Но это не приведет к исчезновению их различий, ибо культура и общество — разные внебиологические " механизмы" организации совместной жизни людей, взаимно дополнительные в решении этой общей задачи.

 

Глава 4.

КУЛЬТУРА И ЧЕЛОВЕК:







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 547. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия