Современная религиозная философия
Современная религиозная философия существует и развивается в лоне христианской религии. Наиболее авторитетным направлением является философия неотомизма (нео – новый, Томас – латинская транскрипция имени Фомы Аквинского, средневекового философа-теолога). Неотомизм получил статус философской доктрины Ватикана после опубликования в 1879 г. энциклики папы К числу крупных центров, ориентированных на разработку Предметом философии неотомизма является бытие Бога. Центральным принципом неотомизма является принцип гармонии веры и разума, который направлен на то, чтобы примирить основы христианской веры с требованиями мыслящего разума, согласовать положения религии с помощью рационально-логической силы знания и науки. Ведь вера без разума, уверяли неотомисты, превращается в слепое поклонение, суеверие (фидеизм), а разум без веры впадает в гордыню заносчивости (атеизм, скептицизм, научный рационализм) Они полагают, что этот принцип позволяет им подняться над полярностью материализма и идеализма, сциентизма и антисциентизма. Материя предстает в философии неотомизма пассивным началом, возможностью, требующей для своей актуализации наличия духовной формы. Бог же, созидающий мир из ничего, вливает в него полноту собственного существования и одновременно строит его с определенными сущностными образцами. Несмотря на то, что творец противоположен миру, его творение позволяет судить о нем самом. Доказательству принципа аналогии бытия мира бытию Бога служат пять обоснований бытия Бога, изложенные Фомой Аквинским в работе «Сумма теологии». Неприкосновенность основоположений философии Фомы Аквинского была в некоторой степени снята после II Ватиканского собора (1962–1965), который санкционировал курс католического «обновления». В рядах католических философов началось тяготение к возрождению идей представителя средневековой патристики философа Августина (Блаженного) Аврелия. Это отчетливо проявилось в католическом экзистенциализме Г. Марселя, а также в современном персонализме. Особое место в современной религиозной философии занимает тейярдизм. Основателем этого направления является выдающийся французский палеонтолог и антрополог Пьер Тейяр де Шарден. За религиозное инакомыслие, вольное обращение с каноническим текстом Священного писания он был выслан из Франции и лишен права читать лекции, публиковать философско-теологические произведения. Однако, после смерти его произведения «Гимн Вселенной» и «Феномен человека» приобрели особую популярность.
|