Студопедия — Какие фазы проходит общество согласно теории А. Тойнби?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Какие фазы проходит общество согласно теории А. Тойнби?






 

Чрезвычайно большой популярностью в странах Западной Европы и США пользовалась циклическая теория локальных цивилизаций английского историка и социолога Арнольда Тойнби, которую он изложил в 12 томном труде «Исследование истории».

В своей работе А. Тойнби подчеркивает, что без обобщений, классификации, анализа нельзя сделать шага в исследовании истории, и единственно верным должен стать «генерализирующий
метод» или, как он его еще называет, «метод сравнительного анализа».

Многие элементы теории локальных цивилизаций А. Тойнби совпадают с концепциями своих предшественников, о которых мы говорили выше. Но расхождения начинаются уже с определения содержания исходных понятий. Так, понятием «цивилизация» охватывается период человеческой истории после первобытного общества. Культура же понимается автором, как общность людей, обусловленная их принадлежностью к единой цивилизации. Высшая ценность культуры выражается в религии. Как и у предшественников, у А. Тойнби цивилизация в своем развитии уподобляется живому организму, но проходит пять стадий: возникновение, рост, надлом, дезинтеграция и гибель.

Основной единицей исторического бытия А.Тойнби рассматривает «локальную цивилизацию». Цивилизация – это устойчивая общность людей объединенных, прежде всего, духовными традициями, а также географическими рамками. На ранних стадиях развития цивилизации экономическая и политическая общность соответствуют духовной, что обусловливает сугубо локальный характер существования и развития цивилизации. На поздних же этапах
в процессе развития экономических и политических международных связей четкое деление на локальные, замкнутые цивилизации
сохраняется лишь в духовной сфере. С точки зрения экономики
и политики общество приобретает все более и более всемирный характер.

Локальные цивилизации, а их А. Тойнби насчитывает тридцать одну, подразделяются на первичные, зарождающиеся непосредственно из примитивных обществ, вторичные, нарождающиеся первичными цивилизациями; третичные (прочие).

К середине XX столетия, по мнению А. Тойнби, в мире сохранялось в той или иной мере семь цивилизаций:

1. Западная христианская цивилизация, охватывающая страны христианской религии католического и протестантского направлений Западной Европы, Америки, Австралии.

2. Православная христианская цивилизация с русской ветвью, охватывающей страны Юго-Восточной Европы, где распространено православие, и Россию.

3. Исламская цивилизация, распространяющаяся от Северной Африки до Ближнего и Среднего Востока, от Атлантики до внешней стороны Великой Китайской стены.

4. Индуистская цивилизация тропического субконтинента Индии.

5. Дальневосточная с японской ветвью.

6. Цивилизация, включающая христиан-монофизитов Армении, Месопотамии, Египта, Эфиопии и христиан-несториан Kуpдистана и экснесторин Малабарского побережья, а также иудаистов и персов – последователей религии Зороастра в Индии.

7. Цивилизация, объединяющая буддистов ламаистско-маха-нианского направления в Тибете и Монголии и буддистов хинаянианского направления на Цейлоне, в Бирме, Сиаме и Камбодже, так же и членов индусской религиозной секты джайна.

Первые пять цивилизаций, по мнению А. Тойнби, бесспорно, существовали к середине XX столетия. Две последние представляют собой «окаменевшие остатки вымерших цивилизаций».

Происхождение и эволюция цивилизаций усматривается
А. Тойнби во взаимодействии исторических «Вызовов» и «Ответов». Исторические «вызовы» проистекают из действий самих различных факторов социально-природной среды. «Ответ» на исторический вызов» зависит от деятельности творческого меньшинства или от творческих личностей. В эпохи начала и тем более расцвета цивилизации власть сосредотачивается в руках людей, обладающих дарованиями и заслугами, тем самым и моральным авторитетом в обществе. В этот период творческое меньшинство в состоянии найти ответ на вызов времени.

Цель своей философии истории А. Тойнби видит в выработке «синоптического» взгляда на историю, который, с одной стороны, дает общую картину истории и, с другой стороны, служит объединяющим условием знания отдельных, локальных цивилизаций. Это важно потому, что в условиях глобальности основных проблем человечества, интегрированности локальных цивилизаций в мировое сообщество объединяющее знание может помочь людям различных цивилизаций преодолеть взаимное непонимание, страхи и враждебность и увидеть в локальных и частных историях общие достижения и общие достояния всего рода людского. В последний период своей деятельности А. Тойнби переносит свое внимание с локальных цивилизаций и «высших религий» на историю человечества как единого целого, как своего рода ойкуменическую, всеохватывающую цивилизацию.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 656. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия