Студопедия — Революционно-демократическое движение 40-90-х гг
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Революционно-демократическое движение 40-90-х гг






30-40-е гг. XIX в. — время начала формирования в рус­ской общественно-политической жизни революционно-де­мократической идеологии. Ее основателями стали В.Г. Бе­линский и А.И. Герцен. Они резко выступали против теории " официальной народности", против взглядов славянофилов, доказывали общность исторического развития Западной Европы и России, высказывались за развитие экономичес­ких и культурных связей с Западом, призывали использо­вать в России новейшие достижения науки, техники, куль­туры. Однако, признавая прогрессивность буржуазного строя по сравнению с феодальным, они выступали против буржу­азного развития России, замены феодальной эксплуатации капиталистической.

Белинский и Герцен становятся сторонниками социа­лизма. После подавления в 1848 г. революционного движе­ния Герцен разочаровался в Западной Европе. В это время он пришел к мысли, что русская деревенская община и ар­тель содержат зачатки социализма, который найдет свое осуществление в России скорее, чем в какой-либо другой стране. Герцен и Белинский считали основным средством преобразования общества классовую борьбу и крестьянскую революцию. Герцен был первым, кто в общественном дви­жении России воспринял идеи утопического социализма, получившего в это время широкое распространение в За­падной Европе. Герценовская теория русского общинного социализма дала мощный толчок развитию социалистичес­кой мысли в России. Идеи общинного устройства общества получили дальнейшее развитие во взглядах Н.Г. Чернышевского, который во многом предвосхитил появление в обще­ственном движении России разночинцев. Если до 60-х гг. в общественном движении основную роль играла дворянская интеллигенция, то к 60-м гг. в России возникает разночин­ная интеллигенция (разночинцы — выходцы из различ­ных сословий, духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т.п.).

В работах Герцена, Чернышевского по существу сложи­лась программа общественных преобразований в России. Чер­нышевский был сторонником крестьянской революции, свер­жения самодержавия и установления республики. Предусмат­ривалось освобождение крестьян от крепостной зависимости, уничтожение помещичьего землевладения. Конфискованная земля должна была передаваться крестьянским общинам для распределения ее между крестьянами по справедливости (урав­нительному принципу). Об­щина при отсутствии част­ной собственности на землю, периодических переделах земли, коллективизме, само­управлении должна была предотвратить развитие ка­питалистических отноше­ний в деревне и стать соци­алистической ячейкой обще­ства. Программа общинного социализма была взята на вооружение народниками, партией социалистов-рево­люционеров (эсеров). Ряд по­ложений аграрной програм­мы были включены больше­виками в " Декрет о земле", принятый II Всероссийским съездом Советов.

Идеи Герцена и Чер­нышевского по-разному воспринимались их сторон­никами. Радикально настро­енная интеллигенция (в первую очередь студенчес­кая молодежь) расценива­ла идею общинного социализма как призыв к непосредствен­ному действию, более умеренная ее часть — как программу постепенного продвижения вперед.

В 1861 г. было создано тайное революционное общество разночинцев " Земля и воля" (существовало до 1864 г.), объ­единившее различные кружки. Главным средством воздей­ствия на крестьян " Земля и воля" считала пропаганду. Довольно умеренная программа " Земли и воли" не нашла отклика среди радикально настроенной части молодежи.

Падение крепостного права и обострение классовой борь­бы в пореформенный период способствовали подъему рево­люционного движения, которое выдвинуло на первый план революционных народников. Народники были последовате­лями идей Герцена и Чернышевского, идеологами крестьян­ства. Главный общественно-политический вопрос о характе­ре пореформенного развития России народники решали с позиций утопического социализма, видя в русском крестья­нине социалиста по натуре, а в сельской общине — " заро­дыш" социализма. Народники отрицали прогрессивность ка­питалистического развития страны, считая его упадком, рег­рессом, случайным, наносным, насаженным сверху прави­тельством явлением. В отличие от Чернышевского, который считал основной движущей силой прогресса народные мас­сы, народники 70-х гг. решающую роль отводили " героям", " критически мыслящим" личностям, направляющим массы, " толпу", ход истории по своему усмотрению. Такими " кри­тически мыслящими" личностями они считали разночинскую интеллигенцию, которая поведет Россию и русский народ к свободе и социализму. Народники отрицательно относились к политической борьбе, не связывали борьбу за конститу­цию, демократические свободы с интересами народа. Они недооценивали силу самодержавия, не видели связей госу­дарства с интересами классов и делали вывод о том, что со­циальная революция в России — дело чрезвычайно легкое.

Идейными вождями революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н. К. Михайлов­ский, П.Н. Ткачев. Их имена олицетворяли три основных направления в движении народников: бунтарское (анархи­ческое), пропагандистское, заговорщическое. Различия за­ключались в определении главной движущей силы револю­ции, готовности ее к революционной борьбе, методов борьбы против самодержавия.

На идейные позиции народничества значительное вли­яние оказывали анархические взгляды М.А. Бакунина, ко­торый считал, что любое государство препятствует развитию личности, угнетает ее. Поэтому Бакунин выступал против всякой власти, рассматривая государство как исторически неизбежное зло. М.А. Бакунин утверждал, что крестьянство готово к революции. Поэтому задача героев из интеллиген­ции, " критически мыслящих" личностей пойти в народ и призвать его к восстанию, к бунту. Отдельные вспышки крестьянских восстаний, считал Бакунин, " необходимо слить в общее всепоглощающее пламя крестьянской революции, в огне которой должно погибнуть государство" и создать федерацию свободных самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей.

Идеологом второго направления в народничестве — про­пагандистского — был П.Л. Лавров. Свою теорию он изло­жил в " Исторических письмах", опубликованных в 1868 — 1869 гг.; Ведущей силой исторического прогресса он считал интеллигенцию, способную мыслить критически. Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции. Поэ­тому необходимо подготовить пропагандистов из образован­ных " критически мыслящих" личностей, задачей которых является хождение в народ не с целью организации не­медленного бунта, а для того, чтобы путем длительной про­паганды социализма подгото­вить крестьян к революции. Лавров говорил о необходи­мости создания революцион­ной организации, высказывал идею массовой партии, осно­ванной на началах демокра­тического централизма. Боль­шое внимание уделял Лавров нравственному облику рево­люционера, считая, что чле­ны партии должны быть пре­даны идее, быть людьми кристальной чистоты. Лавров считал необходимой для пар­тии полемику по принципальным вопросам, отказ от всяких попыток создания культа непогрешимости. П.Н. Ткачев — идеолог за­говорщического направления не верил в возможность осу­ществления революции силами народа, возлагал свои надеж­ды на революционное меньшинство. Ткачев считал, что само­державие не имеет классовой опоры в обществе. Поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям. Заговорщическая по­литика привела к появлению в рядах народничества деяте­лей типа С.Г. Нечаева. С.Г. Нечаев был организатором тайно­го общества " Народная расправа", автором " Катехизиса ре­волюционера", в котором заявлялось, что революционная цель оправдывает средства. Нечаев в своей деятельности приме­нял методы мистификации и провокации. В 1869 г. в Москве он лично убил по подозрению в предательстве студента И.И. Иванова и скрылся за границей. В 1872 г. он был выдан швейцарскими властями, приговорен к 20 годам каторги, умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.

В нечаевщине проявилось влияние люмпенского эле­мента, порожденного распадом традиционных структур, которое привело к появлению руководителей политически уголовного типа. Нечаевщина была осуждена I Интернаци­оналом и отвергнута русскими революционерами.

Практическая деятельность народников началась в 70-е гг. созданием по всей стране кружков учащейся моло­дежи и интеллигенции.

Весной 1874 г. началось " хождение в народ", целью ко­торого было охватить как можно больше деревень и под­нять крестьян на восстание, как предлагал Бакунин. Однако хождение в народ окончилось неудачей. Последовали мас­совые аресты, движение было разгромлено.

В 1876 г. была создана народническая подпольная орга­низация " Земля и воля" *, видными участниками которой являлись С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, B.H. Фигнер и др. Программа ее сводилась к требованию передачи и равно­мерного распределения всей земли между крестьянами. В этот период народники, согласно идее Лаврова, перешли к организации " поселения в народе" в качестве учителей, писарей, фельдшеров, мастеровых. Народники стремились таким образом установить прочные связи с крестьянами с целью подготовки народной революции. Но и эта попытка народников окончилась неудачей и привела к массовым репрессиям. " Земля и воля" строилась на началах жесткой дисциплины, централизма и конспирации. Постепенно в организации сформировалась фракция сторонников пере­хода к политической борьбе путем использования метода индивидуального террора. В августе 1879 г. " Земля и воля" распалась на две организации: " Народная воля" (1879-1882) и " Черный передел" (1879-1884). Ч е р н о п е р е д е л ь ц ы (среди наиболее активных членов — Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и др.) выступали против так­тики террора, за проведение широкой пропагандистской ра­боты в массах крестьян. В дальнейшем часть чернопередельцев во главе с Плехановым отошла от народничества и встала на позиции марксизма.

 
 


* Эта организация ничего общего не имела с действовавшим с конца 1861 по 1864 г. революционым тайным обществом " Земля и воля".

 

Н а р о д о в о л ь ц ы (в состав Исполнительного ко­митета " Народной воли" входили А.Д. Михайлов, Н.А. Мо­розов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская и др.) взяли на воору­жение террористическую борьбу. " Народная воля" подгото­вила семь покушений на царя Александра II, и 1 марта 1881 г. Александр II был убит. Однако ожидаемого свержения ца­ризма не произошло. В стране усилилась реакция, были свернуты реформы. Само революционное направление на­родничества вступило в полосу длительного кризиса.

В 80-90-е гг. XIX в. в народничестве усиливается ре­формистское крыло, значительное влияние приобретает либеральное народничество. Это направление ориентирова­лось на переустройство общества мирными, ненасильствен­ными средствами.

Правое его крыло — В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко, С.Н. Южаков и др. — призывали интеллигенцию отказать­ся от борьбы за политическую свободу, поскольку она усилила бы буржуазию, и целиком сосредоточиться на поис­ках средств улучшения экономического положения народа. Левое — Н.К. Михайловский, Н.Ф. Анненский, В.Г. Короленко и др. — признавали необходимость политических преобра­зований, но мирным реформистским путем.

Большой заслугой народников-экономистов Н.Ф. Даниельсона, В.П. Воронцова является анализ пореформенного развития России. В 90-х гг. был очевиден рост капитализма и рабочего движения. Народники отказались от тезиса о том, что в России капитализм не развивается, и не отрица­ли факта возрастания роли рабочего класса. Однако они доказывали, что капитализм в России развивается и на­саждается искусственно. В работах народников-экономис­тов давался анализ влияния реформы 1861 г., первоначаль­ного накопления капитала на развитие русской деревни, был показан процесс обнищания деревни, ее расслоения. Даниельсон и Воронцов выявили зависимость русского капита­лизма от протекционистской политики Говоря о бедственном положении страны, Даниельсон и Воронцов стремились доказать невозможность разрешения этой проблемы буржуазным обществом.

самодержавия, ка­зенных заказов, подрядов и т.д. Они первыми поставили вопрос об аграрном перенаселении и делали заключение о невозможности для России следовать путем капиталисти­ческой эволюции. Воронцов, например, считал само разви­тие капитализма аномальным явлением, противоречащим складу хозяйственной жизни и традициям крестьянского мировоззрения.

Народники отстаивали свою концепцию перехода России к социализму на основе " народного производства". Главную роль в этом они отводили крестьянству, верили в возмож­ность использования деревенской общины для перехода к со­циализму. Народники считали, что нельзя ориентироваться на рабочее движение, так как рабочий класс — продукт капи­тализма, а капитализм в стране насаждается искусственно.

В конце XIX в. весьма острый характер приобрела по­лемика между народниками и марксистами. Народники счи­тали марксистское учение неприемлемым для России. Наследницей народнической идеологии стала созданная в 1901 г. из разрозненных народнических групп нелегальная партия социалистов-революционеров.

Партия носила леворадикальный буржуазно-демокра­тический характер. Ее основными целями были: уничтоже­ние самодержавия, создание демократической республики, политические свободы, социализация земли, уничтождение частной собственности на землю, превращение ее в общенародную собственность, передача земли крестьянам по уравнительным нормам.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 637. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия