Эволюция смежных прав
В отличие от авторского права история смежных прав непродолжительна. Права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций на международном уровне стали признаваться с 1964 г., когда вступила в силу Римская конвенция по охране исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, а права изготовителей инвестиционных баз данных - с 1996 г. в Европейском союзе. Личные неимущественные права исполнителей на международном уровне признаны с 2002 г. после вступления в силу Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, принятого в 1996 г. Как уже отмечалось, ряд положений об охране исполнений, фонограмм и передач вещательных организаций содержится в Бернской конвенции, поскольку такие объекты долгое время существовали, но не были признаны на международном уровне как объекты смежных прав. Под давлением производителей фонограмм и вещательных организаций в 1971 г. была принята Женевская конвенция об охране производителей фонограмм от несанкционированного воспроизведения их фонограмм, а в 1974 г. - Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники. В 1996 г. была принята Директива Европейского союза " О правовой охране баз данных", в которой была не только подтверждена охрана баз данных, созданных творческим трудом, но и предоставлена охрана инвестиционным базам данных, которые не считаются результатом творческого труда. Национальное законодательство ряда европейских стран отнесло охрану инвестиционных баз данных к сфере действия смежных прав. Новые нормы смежных прав выработаны на Дипломатической конференции ВОИС по некоторым вопросам авторского права и смежных прав (Женева, 2-20 декабря 1996 г.), которая приняла Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Противоречия в позициях стран не позволили включить в этот Договор положения о правах на аудиовизуальные исполнения и инвестиционные базы данных. В 2000 г. предпринята попытка принять Договор об аудиовизуальных исполнениях, однако разногласия по вопросу передачи прав не позволили принять фактически согласованный текст договора (см. § 11.15). Почти десятилетие в рамках ВОИС продолжается подготовка международного договора о правах вещательных организаций, но и эта работа пока не завершена. К моменту распада Советский Союз не был членом Римской конвенции и не признавал права исполнителей и производителей фонограмм. В странах с переходной экономикой смежные права стали признаваться после вступления в силу национальных законов об авторском праве и смежных правах. Например, в Российской Федерации смежные права стали охраняться с 1991 г. В настоящее время страны с переходной экономикой в целом гармонизировали свое законодательство с большинством международных договоров в сфере смежных прав.
|