Уолт Уитмен
Что такое культура? Ответ на этот вопрос на первый взгляд кажется совершенно простым. Чаще всего говорят, что это — правила поведения в обществе. Действительно, наличие правил поведения и выполнение их отличает человеческое общество от животного мира, а человека — от братьев наших меньших. Нет культуры без норм и правил поведения. Человеку о многом приходится заботиться: о внешнем виде и манерах, о выражении лица и жестах, об интонациях и содержании речей. По его поведению в обществе можно судить о том, в какой мере он овладел культурой и даже о степени его свободы. И все-таки культура не сводится к одним правилам поведения. Если вдуматься в их значение, станет ясно, что они — не цель культуры, а лишь одна из форм ее проявления. Еще в XVIII веке философ И. Кант считал, что самым страшным человеком является тот, кто, соблюдая внешние правила приличия, в глубине души остается злодеем. Наряду с правилами поведения обыденное сознание относит к культуре образование, образованность, систему знаний. И это также верно, потому что ни одна культура невозможна без знаний о мире, способов их передачи и уровня овладения ими. Однако и эта сфера представляет собою лишь отдельную часть культуры, без которой все ее здание окажется недостроенным. Есть и еще одно обстоятельство: если знание и формы его существования в обществе не связаны с другими элементами культуры, например, моралью, оно может оказаться опасным для общества. И в таком качестве знание начинает играть роль антикультуры, выступая, скорее, как цивилизация. Отвечая на вопрос о том, что же такое культура, перечисляют множество явлений человеческой жизни: мышление и речь, умения, навыки и мастерство, творческую деятельность, технику, предметы быта и т. д. Иногда все перечисленное систематизируют по какому-либо признаку. Например, выделяют материальную сторону жизни и связывают культуру только с состоянием и развитием производства. Или, наоборот, культурой называют только духовную сферу общества, его религию, искусство, мораль и т.д. Но никакое простое перечисление того, что существует в обществе и представляет собой особенности человеческого образа жизни, не дает нам определения культуры или объяснения ее сущности. Каждый раз мы будем чувствовать, что затрагиваем лишь малую частицу целого мира, а нечто глубинное ускользает от нас. Исторический путь, пройденный человечеством, не представляет собой победного движения от одного достижения к другому. Скорее наоборот — каждый отдельный этап был связан с целым комплексом противоречий. В нем соединялись прогресс и регресс, победы и потери, стремление к новому и тяготение к привычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошлого. Решая эти противоречия, каждая эпоха выдвигала на первый план те или иные проблемы, и каждая из них прямо или косвенно смыкалась с основными целями и задачами своего времени и своего общества. Чем ближе к современности, тем больше появляется проблем, которые именуются глобальными: это проблемы экологии, войны и мира, сохранения человечества и, наконец, проблема личности. В поисках путей и способов их разрешения все полнее раскрывается перед человечеством мощная роль культуры. Именно она может адаптировать человека в стремительно меняющемся мире, помочь в поиске смысла и цели жизни, сохранить человеческое в человеке. Каждый из нас может приобщиться ко всему человечеству в периоды его взлетов и падений, благоденствия и страданий только через культуру. Приобщаясь к культуре мира, мы ищем пути из прошлого через настоящее в будущее. А. Швейцер, рассматривая роль культуры в судьбе человечества, сказал, что XXI век будет веком культуры либо его не будет вообще. Не раз в истории мира та или иная эпоха, запутавшись в собственных противоречиях, искала выхода из них. Так, европейская культура XVIII века предполагала, что путь общества к своему совершенствованию и счастью заключается в естественном (и потому гармоничном) воспитании (Руссо), в моральном категорическом императиве (Кант), в красоте, которая должна спасти мир (Шиллер). Современность тоже ищет способ сохранения человечности среди машинизированного и компьютеризированного общества. В наше время лучшие умы уповают на то, что компенсировать несовершенство мира может культура, сохранившая и сохраняющая не только технические завоевания человечества, научные поиски, не только моральные, художественные ценности, но и самый способ их созидания. Культура по сути своей оптимистична: она содержит в себе как все богатство результатов человеческой деятельности — от самых великих до самых ничтожных, так и принципы сравнения этих результатов, методы их анализа, формы и способы понимания. Войдя в мир культуры, мы сталкиваемся с огромным количеством фактов, с разнообразием конкретных культур, существовавших и существующих во времени и пространстве во всей своей неповторимости — особенностями возникновения, расцвета и зачастую угасания, поэтому кажется невозможным выделить в них какие-либо общие моменты. Но тем не менее следует признать, что есть нечто, лежащее в самом основании любой культуры, позволяющее ей существовать, воплощаться в различные объекты человеческой деятельности и в самого человека — создателя и носителя этого нечто. По мысли профессора В. А. Конева, “...бытие человека сливается с бытием культуры: человек в его конкретной жизни включен и растворен в мире культуры — в доме своего непосредственного бытия (и становления его индивидуальности)...” [140, с. 21]. То общее, что характерно для любой культуры, на каком бы отрезке времени или в каком бы пространстве она ни существовала, заключается в том, что культура всегда связана с человеком, “культура имманентно несет в себе человека, ибо ее бытие порождается человеком, ее бытие нуждается в живой деятельности человека, которая придает ему смысл и значение” [там же]. Таким образом, культура выступает в двух ипостасях. С одной стороны, она существует в человеке и через него растворена в действующих и созерцающих, активных и пассивных, созидающих и разрушающих личностях. В этом своем качестве она воспринимается, осуществляется, продляется или прекращается стихийно, носит субъективный характер, она слита со множеством ее носителей и в каждом из них может проявляться как неповторимое, уникальное, индивидуальное начало. С другой стороны, культура общества может противостоять отдельному человеку как система норм, ценностей, научных теорий, произведений искусства, вещей, а также запретов, табу, рамок поведения и деятельности. В мире, в который однажды входит каждый из нас, уже существует определенный уровень культуры, выступающий по отношению к каждому поколению и к каждому человеку как данность. Сам человек существует в мире и как объект, и как субъект культуры, как создатель культуры и как ее носитель, он может быть и тождествен культуре и противопоставлен ей. Только в культуре и только через культуру человек становится и продолжает быть человеком. Именно это делает необходимым изучение, понимание культуры как глобального феномена человеческого образа жизни. Попытки теоретически осмыслить столь сложный феномен, каким является культура, имеет недолгую историю. Лишь в XVII веке понятие cultura стало употребляться в близком к современному значении, а в XVIII веке И. Гердер начал исследовать своеобразие культуры разных эпох и народов. Для науки это слишком малый период. Исследования культуры пока разноречивы, разобщены, каждый исследователь вырабатывает свой подход к этому многообразному предмету. Поэтому в последнее время наметилась тенденция к тому, чтобы не торопиться говорить о культурологии как о науке, предлагая более уклончивые термины, такие, как “учение о культуре” или “логика культуры”. Еще только вырабатывается категориальный аппарат, позволяющий анализировать структуру культуры, обнаруживать и формулировать ее закономерности. Еще только формируется определение культуры, более 500 дефиниций (лат. definitio “определение”), появившихся к настоящему времени, не могут претендовать на полноту и завершенность. Все это говорит о том, что мы имеем дело с новым направлением научного знания, в котором все его положения находятся в процессе становления. В связи с этим в нашем пособии излагаются самые распространенные воззрения на культуру. В наиболее спорных вопросах мы рассматриваем противоположные точки зрения, чтобы дать возможность читателю сориентироваться в многообразии современных теорий и ознакомиться с важнейшими из них. Если это поможет читателю составить свой взгляд на вещи, то мы будем считать задачу выполненной. Культура как объект исследования многоаспектна, но обычно в ее изучении выделяют направления, в центре которых стоят следующие проблемы: — культура как особая форма жизнедеятельности человека и человечества, причины и основные факторы ее возникновения, становления и развития; — исторически сложившиеся формы культур, их специфика, тенденции развития, внутренние процессы; — сравнительный анализ различных культур во времени и пространстве — компаративистика (лат. comparative “сравнительный”); — место и роль личности как объекта и субъекта культуры. Любое из этих направлений так или иначе связано с другими, и только вместе они могут расширить наши представления о культуре. Однако прежде чем приступить к изучению теории и истории культуры, отметим еще одну особенность культурологии. Многие аспекты самой культуры и относящиеся к ней некоторые теоретические положения представляются нам достаточно знакомыми. Но это не значит, что каждый из нас постиг всю глубину любого культурного явления и может аргументированно и верно судить об их роли, значении, ценности. Оставаясь в рамках обыденного сознания, мы скользим по поверхности явлений, не всегда представляя их сущность. Настоящее знание, зрелые суждения появляются только тогда, когда каждое культурное явление рассмотрено во всей возможной его полноте, когда выявлены причины, источники, тенденции существования, связи, возможные следствия его функционирования. Помочь перейти в своих отношениях с культурными феноменами с уровня обыденного сознания на уровень знания — главная задача этого учебного пособия. Оно состоит из четырех частей: в первой части излагаются основные аспекты теории культуры, во второй — говорится о становлении культуры и особенностях этнических культур Востока, в третьей — дается история европейской культуры, а в четвертой — русской культуры. В конце пособия располагается справочный отдел и тесты для проверки знаний. Пособие носит скорее просветительский, чем сугубо теоретический характер, и предназначено для студентов негуманитарных учебных заведений, колледжей, старших школьников. Оно может быть полезным для учителей и всех, кто проявляет интерес к мировой и отечественной культуре.
|