Текст 20
В 1773 г. на реке Яик началось восстание казаков и крестьян. Восставшие во главе с Емельяном Пугачевым двинулись по реке Яику к Оренбургу. Крепость взять с ходу не смогли и приступили к осаде. От Оренбурга восставшие направились в Башкирию. Перепра- вившись через Каму, захватили Ижевский и Воткинский заводы. Перед восставшими была Казань. Город был осажден и захвачен. Но под Казанью восставшие потерпели поражение. Пришлось отступать за Волгу, на юг, к Царицыну. Здесь развернулось еще одно сражение... Ответы к текстам: 1-д; 2-г; 3-в; 4-г; 5-в; 6-г; 7-в; 8-д; 9-в; 10-д; 11-г; 12-б; 13-в; 14-б; 15-в; 16-а; 17-д; 18-а; 19-е; 20-ж. Вопросы и задания: 1. Чем отличается картинное описание от аналитического и что их объединяет? В каких случаях на уроке вы будете их использовать? Почему? 2. Чем отличаются три вида повествований: образное, cюжетное и конспективное? Что их объединяет? В каких случаях вы будете их использовать? 3. Сравните описание и повествование. В чем специфика этих приемов при изучении статичных и динамичных исторических фактов? 4. Как влияет характер материала на выбор приемов? Какой исторический материал вы будете излагать с помощью картинного и аналитического описаний, сюжетного и образного повествований? 5. Какую связь вы установите между приемами образной характеристики и образного повествования? Что их роднит, а что отличает? Какой по характеру материал вы будете изучать с помощью того или другого приема? 6. Можно ли применять прием конспективного повествования для изучения главных фактов? 7. В практике обучения истории существуют три вида сюжетного повествования: • повествование, которое является полностью выдуманным (примеры — сюжет о закрепощении средневекового крестьянина, история раба, рассказ об освоении Сибири от имени участника экспедиции); • повествование с целым рядом достоверных деталей (примеры — победная реляция (донесение) гренадера Новгородского полка или участника полтавской баталии; рассказ о дне 14 декабря 1825 г. от имени одного из вероятных участников восстания — декабриста, солдата-артиллериста из войск Николая, петербургского аристократа); • достоверные повествования на основе документальных источников (примеры — восстание горожан Ланской коммуны на основе книги Гвиберта Ножанского «Рассказ о собственной жизни», осада и взятие Иерусалима из «Истории священной войны» архиепископа Вильгельма Тирского; рассказ о смутном времени из сказания Авраама Палицына и др.). Какой вид используется чаще на уроках? Подумайте, существуют ли подобные классификации применительно к другим образно-эмоциональным приемам. 8. Какие средства используются на уроке в сочетании с приемом? Какие средства более соответствуют кар- тинному, а какие — аналитическому описанию? Перечислите средства, которые можно использовать с приемом повествования. Как это будет выглядеть на уроке? 9. Как меняется соотношение приемов воссоздания образов людей в различных возрастных группах учащихся? Какие аспекты в изучении образов людей интересуют младших школьников, а какие — старших? Какие средства могут помочь в этой работе? 10. Чем отличается портретное описание при изучении исторических личностей и типичного представителя социальной группы? 11. Характеризуя Екатерину II, вы использовали ее портрет работы Д.Г. Левицкого. На уроке культуры вы применили этот же портрет для характеристики творчества самого Левицкого. Изменился ли вид наглядности в первом и во втором случае? 12. Что более всего влияет на ваш выбор приема: характер материала, возраст учащихся, познавательные возможности и особенности класса, цель урока, наличие средств обучения? Обсудите. 13. Подведите итоги изучения группы образно-эмоциональных приемов, заполнив таблицу. Какую роль играют эти приемы в обучении на различных этапах, в различных возрастных группах?
Перспективные задания: 1. Проследите по учебнику для 5 класса «Рассказы по родной истории». Какие приемы эмоционального воздействия применяют авторы? Какие конкретные представления создаются у учащихся при чтении этого учебника? 2. Составьте свои примеры приемов изложения фактического материала, привлекая беллетристику, научную, научно-популярную литературу.
|