Занятие 13. Нетрадиционные приемы изучения фактического материала
Целью занятия является продолжение освоения сущности эмпирического изучения фактического материала путем расширения сферы применения образно-эмоциональных приемов. Их дополняют характеристикой приемов нетрадиционного плана. В процессе выполнения практической работы необходимо осознать их смысл и роль в обучении, установить зависимости между их выбором и характером исторического материала, формами работы на уроках. План: 1. Характеристика нетрадиционных приемов изучения фактического материала, их отличие от традиционных. 2. Анализ нетрадиционных приемов. Литература Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. — 1990. — № 4. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М., 1968. — С. 76—87. Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах: Пособие для учителя. — М., 1959. — С. 132—137. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя. — М., 1985. Иванова Т.Н. История в 7 классе. Сценарии ролевых игр. — Чебоксары, 1993. Короткова М.В. Проблемные игры и познавательные задания на уроках истории средних веков // Преподавание истории в школе. — 1991. — № 4. Короткова М.В. Формирование образных представлений учащихся в курсе истории древнего мира // Преподавание истории в школе. — 1990. — № 5. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. — 1989. — № 4. Петрова Л.В. Нетрадиционные формы уроков истории // Преподавание истории в школе. — 1987. — № 4. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. — М., 1986. — С. 95—106. Содержание занятия: 1. Только традиционных приемов бывает недостаточно для изучения фактического материала. На уроках привлекаются нетрадиционные эмоционально-образные приемы, их еще называют эффектными, так как они основаны на эффекте «присутствия»и прямой речи. (Смотри книгу: «Методика обучения истории: Схемы. Таблицы. Описания»). Вопросы и задания: 1. Что отличает нетрадиционные приемы от традиционных? Какие особенности позволяют их включать в группу образно-эмоциональных? 2. Соотнесите данную группу приемов с характером исторического материала. Какие группы образных представлений вы будете формировать посредством данной группы приемов? Обоснуйте свое мнение. 3. Чем отличается персонификация (драматизация) вымышленных судеб людей от биографического материала? 4. Что общего и различного в приемах драматизации и персонификации? Когда необходимо их использовать на практике? 5. Г.И. Годер ввел в методику понятие «создание нереальных ситуаций». Объясните, относится ли прием интервьюирования персонажей к данному понятию? 6. Дайте определение приема воображаемой экскурсии. Почему она относится к нетрадиционным приемам? 7. Что такое ролевая игра: прием или форма организации урока? В чем ее отличие от других? 8. Продолжите перечень положительного педагогического эффекта ролевой игровой деятельности детей на уроках истории: • заставляет ученика перевоплотиться в другого человека, понять • приобретаемые знания становятся для ученика личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик по роли становится «участником» событий; • в процессе подготовки к игре углубляются исторические знания учащихся и расширяется круг источников постижения истории. 9. Чем отличается подготовка к ретроспективной и деловой игре? Приведите примеры. 10. Как используются в игре два вспомогательных приема — идентификация и стилизация? В чем суть этих приемов? 11. Какие факторы будут определять при подготовке к уроку выбор приемов нетрадиционного плана: характер материала, подготовленность учащихся (включая наличие подобного опыта работы), конкретная цель урока, возраст и познавательные возможности учащихся, ваши личные качества как учителя, эмоциональный настрой и атмосфера на уроке? 12. Как сочетаются в традиционных и нетрадиционных приемах две стороны — внешняя чувственно- практическая (зрительные, слуховые ощущения) и мыслительная, внутренняя? В чем это проявляется? 2. Прочитайте следующий материал и определите, какие приемы здесь используются: а) персонификация; б) драматизация; в) интервью; г) воображаемое путешествие; д) изложение событий в виде письма.
|