Рынок «лимонов» Джорджа Акерлофа
Американский экономист, профессор Джордж Акерлоф снискал мировую известность, а затем и получил Нобелевскую премию (2001 г.) за «анализ рынков с несимметричной информацией». Такое признание принесла ему прежде всего статья «Рынок лимонов: неопределенность качества и рыночный механизм». Суть исследуемой проблемы Акерлоф излагает в ней так: «Время от времени можно слышать рассуждения или недоуменные замечания по поводу значительной разницы в ценах на новые автомобили и автомобили, которые только что покинули витрины торговых залов. Обычное объяснение этого феномена сводится к тому, что указанная разница представляет собой плату за удовольствие от обладания " новым" автомобилем. Мы предлагаем иное объяснение. Предположим (ради простоты, а не реалистичности), что автомобили классифицируются всего по двум признакам: с одной стороны, новые и подержанные, с другой – хорошие и плохие (в Америке последние называют " лимонами"). Новая машина может быть хорошей, но может оказаться и " лимоном"; разумеется, то же самое верно и для подержанных машин. Приобретая новый автомобиль, индивид заранее не знает, что он покупает – хорошую машину или " лимон". Однако ему известно, что с вероятностью q данная машина окажется хорошей, а с вероятностью (1-q) – плохой; предполагается, что q – это доля хороших машин среди всех произведенных, а (1-q) – доля " лимонов". Вместе с тем владелец автомобиля, пользовавшийся им какое-то время, способен лучше разобраться в том, что за машина ему досталось, т.е. он присваивает новую вероятность тому, что его автомобиль – " лимон"»1. Эта новая оценка более точна, чем первоначальная. Таким образом, возникает асимметрия доступной информации, поскольку продавцы теперь знают о качестве машин больше, чем покупатели. В то же время и хорошие, и плохие автомобили все равно должны продаваться по одной цене, ибо покупатель не может отличить хорошей машины от плохой. Очевидно, что подержанный автомобиль не может оцениваться так же высоко, как новый – иначе владельцам " лимонов" было бы выгодно продать свои машины, а затем по той же цене купить новые, вероятность которых оказаться хорошими (q) выше, а плохими – ниже. А раз так, то владелец хорошей машины оказывается в неблагоприятном положении: он не только не может продать свою машину по ее истинной стоимости, не может даже получить ожидаемую стоимость своей новой машины. Постепенно среди предлагаемых на рынке машин большинство будут составлять " лимоны", а хороших машин может не оказаться вовсе... " Плохие" машины имеют тенденцию вытеснять с рынка " хорошие". Плохие машины вытесняют хорошие, потому что и те и другие продаются по одной и той же цене… Плохие автомобили продаются по той же цене, что и хорошие, в связи с тем, что покупатель не может отличить их друг от друга (качество известно только продавцу). …Выше мы показали, что плохие автомобили могут вытеснить с рынка хорошие. В более общем случае различия в качестве товаров могут иметь еще худшие последствия. Ведь вполне вероятно такое развитие событий, когда плохие автомобили вытесняют с рынка " не совсем плохие", " не совсем плохие" вытесняют машины среднего качества, которые вытесняют " не совсем хорошие", а те, в свою очередь – хорошие, так что рынок полностью прекратит свое существование». Тенденцию ухудшающего отбора, развивающуюся в условиях информационной асимметрии, Акерлоф исследует не только на примере рынка подержанных автомобилей, но и на примере страховой медицины, рынка занятости среди национальных меньшинств, кредитных рынков развивающихся стран. Диагноз ухудшающего отбора ставит рынку культуры А.Б. Долгин в книге «Экономика символического обмена». К симптомам этого автор относит: - «массовый выброс продуктов сомнительного качества; - снижение доли качественной продукции (малый процент удачных произведений; - высокие потребительские издержки на поиск и пробу, неудовлетворенность потребителей и отток наиболее компетентных из них; - недореализация некоторых типов продуктов из-за проблем с их дистрибьюцией/обнаружением и, как следствие, их недопроизводство; - стягивание потребительских предпочтений к определенным сегментам культуры; узкая специализация и размежевание культурного сообщества; - деградация вкусов; - отток одаренных, творческих людей из сферы искусств»1.
|