Что такое медитация? Почему она может улучшить качество работы? Просто потому, что медитация означает душевное состояние, которое способствует возникновению внутреннего спокойствия, здоровых чувств, таких как благоговение, благодарность, искренность, внутренняя независимость и мужество. Одно из наиболее полезных высказываний Рудольфа Штайнера по поводу медитации находится в работе «Порог духовного мира»[34], где он в первой главе говорит о доверии, которое мы можем испытывать по отношению к мышлению, и которое объясняет сущность медитации. Если удастся создать определенное душевное спокойствие, тогда мышление сразу же начинает ощущаться более интенсивно, и приходишь к выводу, что каждый человек доверяет своему мышлению. Даже тот, кто сомневается во всем, все же не сомневается в том, что именно его собственное мышление привело его к этому сомнению, и что в конечном счете только с помощью своего собственного мышления он может воспринять и, если он этого хочет – преодолеть это сомнение. Поэтому первое медитативное упражнение может заключаться в том, чтобы осознать доверие к собственному мышлению. Это подготовительный шаг к тому, чтобы со всем возможным спокойствием сконцентрироваться в настоящем на отдельных словах, мыслях, медитативных концепциях и начать внутренний душевный и духовный диалог, который мы и называем медитацией. Когда (в особенности учителя) задают вопрос, с чего начинать, можно ответить, что работа ведется по двум направлениям. Во-первых, Рудольф Штайнер в послесловии к своей медитативной книге «Как достигнуть познания высших миров» пишет, что эту книгу можно рассматривать как разговор, который автор ведет с читателем. Это означает не больше и не меньше чем то, что человек, задавая свой наиболее важный вопрос (например, с чего мне начать?), может приступить к чтению этой книги и ощутить, как во время чтения у него начинают возникать определенным мысли или чувства в душе, которые можно понять как прямой ответ на собственный вопрос. Даже если рассматривать эти возникающие при чтении мысли и чувства лишь в качестве возможных идей или «ответов», они все же есть и они могут (если человек этого хочет) помочь в решении актуального вопроса. Второе направление работы состоит в изучении медитативно выработанного человековедения (GA 302а)[35]. Работа над человековедением, размышление о нем, его художественно–процессуальное осознание является медитацией учителя. Все более глубокое постижение человека оживляет педагогическую интуицию и делает более глубокой любовь к растущим людям и к тем вопросам, которые могут помочь способствовать их развитию. Благодаря этому ежедневная работа становится «лучше» и начинает переживаться как более значимая и осмысленная.