Где бы не проходила совместная работа, она полностью определяется тем, может ли отдельный человек ощутить себя ее активным участником или нет. Не зависимо от своей должности и задач, возложенных на человека предприятием или учреждением, он должен уметь видеть общую работу в аспекте духовной ответственности и сопричастности. Это означает, что осознание руководящих положений или же задач, стоящих перед организацией, должно быть возможным для каждого человека. Также у каждого должна быть возможность осуществлять свой вклад в выполнение общей задачи. Тем самым мы видим, чем в итоге является руководство: оно само происходит из руководящих положений, от идеи, задачи, от цели, которую ставит перед собой некое человеческое сообщество, учреждение, фирма. Поэтому в конечном счете все принимают участие в работе над духовными целями, которые помогают ориентироваться и наделяют полномочиями тех, кто берет на себя задачу руководства. С этой точки зрения руководят на самом деле не люди, а цель, которой группа людей предоставляет свои силы. Поэтому рабочая сила не «покупается», а посвящается какому-то делу. Это посвящение нужно ценить, но «оценить и заплатить» за него на самом деле невозможно.
Если на предприятии или в школе такие вещи осознаются, тогда благодаря этому может пробудиться братское отношение друг к другу, которое облегчит отдельному человеку возможность внести свой (пусть даже скромный) вклад в общее дело. Для того, чтобы поддержать это, необходимо, чтобы в учреждении был орган, в котором человек свободным образом может высказать свои взгляды в отношении целей учреждения и наоборот, услышать, как другие люди относятся к важным вопросам, связанным с организацией труда. Сколько из услышанного и проработанного он затем сможет плодотворно использовать в сфере своего влияния и деятельности, определяется его качествами и намерениями. Только когда отдельный человек начинает все точнее осознавать, как он своей работой и в процессе взаимодействия со своими коллегами может наилучшим образом способствовать достижению общей цели, возникает атмосфера, пронизанная ощущением свободы и взаимной поддержкой. Напротив, чрезвычайно ослабляющим и вызывающим подозрения образом воздействует зависть по отношению к работе или влиянию какого-то человека, которая ведет к скрытой или явно выражаемой критике. В сообществе, которое еще не сработалось, накапливающийся потенциал критики, которая в итоге оказывается направлена практически на всех и каждого, соответствует количеству блокированной инициативной силы и парализованной способности к предпринимательству отдельных работников. Если это заметить и изменить тактику, ожидая всего только от себя самого и учась с благодарностью смотреть на то позитивное, что могут внести другие, тогда одновременно будет происходить работа с собственным социальным взрослением. А социально зрелый человек становится творческим и помогает всему сообществу. Многие проблемы, которые мешают плодотворному сотрудничеству, возникают исключительно потому, что человек ожидает от других выполнения тех или иных вещей, и одновременно требует, чтобы то, что привносит он сам, получало большее признание.
На одной учительской конференции по поводу сложностей в отношениях между учителями и родителями, я услышала, как один коллега сказал: «Мы же все можем задействовать фантазию в отношении того, как каждый из нас может внести свой вклад в то, чтобы уравновесить слабости другого, так что сильные стороны этого человека будут лучше проявляться». Ничто так деструктивно не влияет на социальную атмосферу в школе, как когда учитель увеличивает симпатию со стороны учеников или родителей за счет другого учителя, говоря о нем, или действуя в его отношении таким образом, что тот становится еще более непопулярным. Если же родители и ученики переживают учительскую коллегию как конструктивное солидарное сообщество, которое открыто и справедливо обсуждает возникающие проблемы и работает с ними, тогда они с большим уважением и доверием будут относиться к воспитательной работе учителя. Если учителя помогают и поддерживают друг друга, и не замалчивают проблемы с учениками и родителями, но открыто обсуждают их, тогда школа становится жизненным пространством, в котором могут развиваться все участники взаимодействия. Также таким образом можно избежать социального мученичества: «Я делаю так много, тогда как другие и при минимальной нагрузке стремятся сделать как можно меньше». Дело в том, что таким образом отдельный человек становится самостоятельным и знает, что он может и хочет привнести в целостный процесс. Он делает то, что считает правильным, по собственному желанию, не сравнивая, что делают другие. Таким образом, он становится хозяином себя самого или же своим работодателем, даже если с внешней юридической точки зрения им является заведующий персоналом или правление школы.