ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ И ФИЛОСОФИЯ ДУХА
Математика подходит к действительности с точки зрения ее самых абстрактных параметров. Естественные же и гуманитарные науки рассматривают реальность в ее богатейшей конкретности, осуществляя такое множество специальных исследований, что философии, как представляется, сегодня уже нечего добавить. Стремление создать философию природы или философию духа выглядит нынче как беспочвенная претензия. Фактически последние попытки такого рода восходят к Энгельсу, и обычно они встречаются с подозрением. Однако у Канта есть важное замечание о том, что метафизическая точка зрения вносит в исследование реальности радикальное упрощение. В практике наук сложные проблемы представляются прямо-таки неразрешимыми из-за того, что человеческий ум теряется в бесчисленных деталях, по сути, чуждой ему реальности. Метафизика же, в том виде, как ее можно понимать после Канта, имеет дело лишь с понятиями, при помощи которых сам разум осуществляет в науках объяснение действительности. Причем, в силу самой природы этих понятий, обращение к опыту мало что дает при решении возникающих здесь проблем. Опыта недостаточно для ответа на вопрос, конечен или бесконечен мир, как и для решения вопроса о том, является ли целенаправленность столь же законным принципом объяснения природы, как и детерминирующая причинность. Конечно, было бы бессмысленно рассуждать о таких понятиях, ничего не зная о подходах науки и ее реальных результатах. И конечно, развитие концептуальной рефлексии в рамках самой науки должно содействовать углублению метафизического исследования понятий. Можно, например, согласиться с тем, что природу причинности мы способны сегодня постичь яснее и точнее, чем это мог сделать Аристотель. Тем не менее остается фактом, что для решения проблем, связанных с употреблением понятий вообще, простое накопление знаний в рамках науки само по себе бесполезно. Самое большее, что оно может дать, — это конкретные примеры. Ну а " мно-гознание уму не научает" 1 — эта истина сегодня так же верна, как и во времена Гераклита. Действительно, наука — это прежде всего анализ реальности с помощью понятий, и лишь во вторую очередь она совершает собственно метафизический ход мысли — рефлексию относительно содержания и обоснованности этих понятий. При этом если говорить о современном этапе развития науки, то важнейшей проблемой, связанной с использованием объяснительных понятий, является несомненно проблема, которую выдвинуло становление наук о человеке. Дело в том, что формирование естественных наук происходило в процессе постоянного очищения их способов объяснения: из понимания природы стремились устранить все, что могло показаться антропоморфным. Когда же стали формироваться гуманитарные науки — исторически после естествознания, — то они унаследовали суть его объяснительных принципов. В результате они подходят к изучению человека на основе системы понятий, из которых было изгнано все, что напоминало человека, и, в частности, ис- 1 Гераклит. 16 (40 DK) // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 195.
ключены свобода, сознание и целенаправленность. Такой подход, разумеется, парадоксален. Поэтому надлежит заново рассмотреть связь основных понятий, служащих для понимания природы и человека.
|