Студопедия — Там же
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Там же






6 Там же. С. 135. 7Тамже. С. 129, 131.


 

 


ет самую большую вероятность. Принцип наименьшего действия может, таким об­разом, быть сведен к принципу, согласно которому природа действует лишь в на­правлении наибольшей вероятности. В са­мом деле, в случаях равной вероятности невозможно прийти к определенному ре­шению.

Таким образом, может проясниться про­блема, связанная с опытами с интерферен­цией. В этих опытах обнаруживается серь­езное противоречие: " если физическая сис­тема в результате вполне определенного процесса переходит в течение определенно­го промежутка времени от одной опреде­ленной конфигурации к другой определен­ной конфигурации, то вопрос о конфигура­ции в промежуточные моменты времени вообще не имеет никакого физического смысла" 1. Действительно, там, где в на­блюдение не вписываются определенные природные действия, — например, испуска­ние или поглощение кванта света — могут определяться лишь вероятности. Так, в опытах с интерференцией прохождение фотона через одно или другое отверстие в экране соответствует лишь равной веро­ятности в пользу того или другого отвер­стия. Но это лишь виртуальность, а не реальное действие. Тем не менее процесс может считаться детерминированным в це­лом, поскольку он переходит от одного определенного состояния к другому с по­мощью столь же определенного закона из­менения.

Но такая концепция детерминизма всту­пает в прямое противоречие с собственно механистической концепцией. Согласно последней " движущая причина действует от настоящего в направлении к будущему, так что будущие состояния представляются обусловленными прошлыми состояния­ми" 2. Но применение принципа наименьше­го действия предполагает, что конечное со­стояние уже определено, и оно определяет вариационный закон, согласно которому

' Плат М. Единство физической картины мира // Избранные труды. С. 588.

2 Planck M. L'image du monde dans la physique moderne. Science et religion. Geneve, Gonthier, 1963. P. 130; ср.: Planck M. Wege zur physikalischen Erkenntnis. Wissenschaft und Glaube. Leipzig, 1933. S. 219—222.


это конечное состояние можно достичь, ис­ходя также из определенного начального состояния. Таким образом, применение этого принципа делает " из определенного окончания то, из чего исходит развертыва­ние ведущих к нему процессов" 3. Следова­тельно, налицо " формула причинности, об­ладающая явно телеологическим характе-ром" 4 или имеющая " нечто общее

Ь) Значение натурализма

Это обращение к конечной причине представляется в физике очевидно парадок­сальным и даже неприемлемым. В самом деле, если принять вместе с Лейбницем и Планком, что свет идет самым простым путем, то придется также принять, что " фо­тоны, составляющие световое излучение, ведут себя как разумные существа", ибо " среди всех возможных кривых линий они всегда выбирают ту, которая прямее всех ведет к цели" 6. Но эта идея для нас непри­емлема, так как природу " мы не считаем... мыслящей сущностью" 7, но скорее " ирра­циональной силой" 8. Причина, по которой современная физика отвергает целенаправ­ленность, заключается в том, что такое представление является антропоморфичес­ким, поскольку приписывает явно бессозна­тельным и неразумным вещам возмож-ность принятия целей и средств, ведущих к ним самыми простыми и самыми опреде­ленными путями.

Но прежде чем отбрасывать телеологи­ческую интерпретацию, следует учесть, что она " не вносит в естественные законы ника­кого противоречивого элемента" 9. В самом деле, определение любой цели влечет за

3 Ibidem.

4 Ibidem.

5 Лейбниц Г. В. Апагогический опыт исследо­вания причин // Соч. Т. 3. С. 131.

6 Planck M. L'image du monde dans la physique moderne. Science et religion. P. 129.

''Кант И. Критика способности суждения. § 61 // Соч. М., 1966. Т. 5. С. 383—384.

'Alexandre d'Aphrodise. Commentaire ä la Physique d'Aristote. II, 2, 194 b 26, in Simplicius. Commentaire ä la Physique. P. 311, 1.

9 Planck M. L'image du monde dans la physique moderne. Science et religion. P. 130.


 

 


собой определение механического аппарата средств, необходимых для достижения це­ли, так что механическая необходимость выступает как момент целенаправленности:

Необходимо ведь иметь в наличии мате­риал определенного качества, раз намече­на постройка дома или поставлена какая-нибудь другая цель; и сначала должно воз­никнуть и быть приведено в движение именно это, а затем уже и то, и таким способом надо идти последовательно, по­ка не будет достигнута цель и ради чего каждый предмет возникает и существует. Так же происходит и со всем, что порож­дается природой1.

Таким образом, в человеческой технике имеет место полное соответствие между механицизмом и целенаправленностью. Но эта эквивалентность механистического и те­леологического описаний может быть об­наружена и в объяснении природы, где воз-можно и ставить вопрос " для чего" (то есть вопрос о цели, объясняющей использова­ние средств), и вопрос " как" (то есть вопрос о механически определяемом отношении причины к следствию, объясняющем дос­тижение результата):

Но [как говорят] в физике спрашивают не о том, почему есть вещи, а о том, каковы они. Я отвечаю, что спрашивают и о том и о другом. Нередко цель и употребление чего-либо позволяют догадаться, каково оно, поскольку, зная цель, легче судить о средствах. Ведь чтобы объяснить маши­ну, нет лучшего способа, чем установить ее цели и показать, как все ее детали слу­жат этой цели2.

Механические отношения причины к след­ствию отличаются от отношений средств к цели лишь разным подходом ко времени: механическое отношение следует временно­му порядку, а телеологическое его перево­рачивает.

Однако этого различия достаточно, что­бы стало невозможным удовлетвориться простой эквивалентностью между механи­цизмом и целенаправленностью. Надо еще выяснить, какое из этих тесно связанных

1 Аристотель. О частях животных. I 1, 639 b 26—30. M., 1937. С. 35.

г Leibniz G. G. Reponse aux reflexions qui se trouvent dans le 23-e Journal des savants de cette annee touchant les consequences de quelques endroits de la philosophic de Descartes // Die philosophischen Schriften von G. W. Leibniz. Hrsg. von C. J. Gerhardt. Berlin, 1885. Bd. IV. S. 339.


понятий является основным. История физи­ческих теорий, и в частности физической оптики, достаточно убедительно показыва­ет, что механицизм не в состоянии опреде­лять явления вплоть до мельчайших дета­лей, тогда как принцип наименьшего дейст­вия, " вместо того чтобы ограничиваться только общим, нисходит и до всякой от­дельной вещи или явления" 3. Так, в тех случаях, когда с помощью механицизма нельзя определить никакую траекторию, этот принцип позволяет указать определен­ную вероятность. Поэтому можно сказать, что " насколько наш ум может их постичь", законы природы могут " быть сформулиро­ваны как соответствующие действованию, направленному к некоей цели" 4 и что имен­но в этой форме, а не в форме механисти­ческого детерминизма они " образуют раци­ональный порядок мира" 5.

Итак, современная наука не дает основа­ний считать механицизм единственно соот­ветствующим действительной детермини­рованности природы. Наоборот, подход к природе с позиций механицизма приво­дит не к определенным результатам в ча­стностях, а скорее к простому вероятно­стному индетерминизму. Отсюда и воз­можность направить против самого механицизма обвинение в антропоморфиз­ме, обычно предъявляемое телеологизму. Антропоморфным скорее выглядит пред­ставление природы как механически опре­деленной вплоть до мельчайших деталей, поскольку оно соответствует не объектив­ному наблюдению природы, а построению простых машин, настолько примитивных, что механическая связь средств и целей — или причин и следствий — может в них быть полностью определена, как это имеет место, например, в работе часовых механи­змов.

При этом надо отметить, что работа более сложных машин, как, например, элек­тронных машин, уже не поддается такому объяснению. Операции, осуществляемые такими машинами, настолько сложны, что уже по определению исключается их де-

3 Лейбниц Г. В. Апагогический опыт исследо­вания причин // Соч. Т. 3. С. 129.

4 Planck M. L'image du monde dans la physique moderne. Science et religion. P. 130. ! Ibid. P. 131.


 

 


тальныи анализ: определены лишь началь­ные элементы и правила их комбинации в зависимости от требуемых результатов. Природу можно сравнить именно с такой машиной, работа которой детерминирова­на в соответствии с правилом, позволяю­щим перейти от начального к конечному состоянию, а не в соответствии со знанием механических деталей отдельно взятых процессов.

По поводу форм рационализма, которые исключают целенаправленность из приро­ды на том основании, что природа не обла­дает умом или является иррациональной силой, можно заметить, что научный раци­онализм не может допускать без противо­речия, что природа иррациональна. Напро­тив, наука ищет основание явлений, то есть она стремится познать природу как рацио­нально определенный процесс. Но правиль­ная связь средств ради цели есть, очевидно, более рациональный процесс, чем чисто случайное перекрещивание механических причин, производящих следствия вслепую.

Тем не менее если можно определить природу как действие, направленное к цели и детерминированное ею, то все же нельзя считать, что устремленность к цели в при­родных процессах имеет намеренный ха­рактер. Несомненно, это и хотел сказать Кант, говоря, что природа не является " мыслящей сущностью" 1. Если природу можно рассматривать как сам по себе раци­ональный процесс, то тем не менее нельзя эту рациональность считать самосознаю­щей. В человеческом же действии целена­правленность сознательна. Человеческое техническое действие — это процесс, на­правленный к цели, поскольку сознание це­ли предзадает совокупность операций:

Но и самый плохой архитектор от наилуч­шей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, ко­торый уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально2.

А это предсуществование цели в форме ее сознательного представления в мышлении

1 Кант И. Критика способности суждения. § 61 // Соч. Т. 5. С. 384.

2 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Гл. 5 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 189.


есть то, что обычно требуют для определе­ния целенаправленности процесса.

Но отсюда видно, что обычное опреде­ление конечной причины носит антропо­морфный характер. То, что называют " це­ленаправленностью", есть не что иное, как субъективная целенаправленность, то есть сознательное представление цели, при ко­тором человеческий ум решает вопрос о выборе средств для достижения данной цели. Однако природа демонстрирует нам явные примеры отношений средств к цели, когда мы не можем предполагать ни созна­ния, ни рефлексии, ни использования средств на основе технического решения:

Яснее всего это выступает у прочих живых существ, которые производят [вещи] без помощи искусства, не исследуя и не сове­туясь, почему некоторые недоумевают, ра­ботают ли пауки, муравьи и подобные им существа, руководствуясь разумом или чем-нибудь другим. Если постепенно идти в этом же направлении, то мы обнаружим, что и в растениях полезные [им части] возникают с какой-то целью, например листья ради защиты плода. Так что если по природе и ради чего-нибудь ласточка строит гнездо, а паук [ткет] паутину и рас­тения производят листья ради плодов, а корни растут не вверх, а вниз ради пита­ния, то ясно, что имеется подобная причи­на в [вещах], возникающих и существую­щих по природе3.

Если паук, ткущий паутину, приспосабливает средства к определенной цели, хотя мы и не можем всерьез полагать, что он сознательно и обдуманно ставит цель для своих действий; если вообще живые существа обнаруживают организацию, в которой части действуют как органы, то есть как орудия или вообще средства для достижения определенных це­лей, как, скажем, зубы для разжевывания или глаза для того, чтобы видеть, хотя мы и не можем считать, что внутри организма некое сознательное намерение подготовило орга­ны для их функции, — тогда надо перестать определять целенаправленность только че­рез сознательное представление цели, опре­деляющей сознательный поиск средств:

Странно ведь не предполагать возникно­вения ради чего-нибудь, если не видишь, что движущее [начало] обсудило решение4.

3 Аристотель. Физика. II 8, 199 а 20—30 // Соч. Т. 3. С. 99.

" Там же. 199 b 26—28. С. 100.


 

 


Бывает, что и в технической деятельности, которая считается образцом целесообраз­ного действия, человек " не обсуждает" 1

— и это именно тогда, когда нахождение решения совершается инстинктивно, то есть через спонтанное связывание средств и целей, что характерно для производства и порождения в природе. Таким образом, следует высвободить понимание целена­правленности из ее узкого определения

— как только сознательной и обдуманной целенаправленности. В самом общем смысле и в том виде, как его можно об­наружить при изучении природы, можно назвать " соответствующим цели" " всякое производство, осуществляемое правиль­ным образом ради определенного резуль­тата" 2, — независимо от намеренного и со-знательного характера определения средств и целей.

Отказ от использования понятия целена­правленности или целесообразности при объяснении природы основывается глав­ным образом на стремлении избежать вся­кого антропоморфизма. Но целенаправлен­ность не может быть исключена из челове­ческого мира, поскольку она явно характеризует человеческое действие, что наблюдается в самом простом опыте. В частности, учет целенаправленности не может исключаться из морали. Поэтому Декарт, изгнав из физики рассмотрение ко­нечных причин3, согласен на введение их с точки зрения морали и религии:

С точки зрения нравственной мысль о том, что все создано Богом ради нас, и благочестива и добра (так как она еще более побуждает нас любить Бога и возда­вать ему хвалу за его благодеяния)...4

Но эта вторая точка зрения несовместима с той, которая предписывает совершенно выбросить " из нашей философии разыска­ние конечных целей" 5. Поэтому в этой пер­спективе идея целенаправленности пред-

1 Аристотель. Физика. II 8, 199 b 28 // Соч. Т. 3. С. 100.

2 Alexandre d'Aphrodise. Commentaire ä la Physique d'Aristote. II 2, 194 b 26, in Simplicius. Commentaire a la Physique. P. 311, 23—24.

3См.: Декарт Р. Первоначала философии. Ч. I. § 28//Соч. Т. 1.С. 325.

" Там же. Ч. III. § 3. С. 387.

5 Декарт Р. Начала философии. Ч. I. § 28 // Избр. произв. М., 1950. С. 438.


ставляется верной лишь в известном смысле" 6, то есть по мере соображений лишь субъективного благочестия, а не на основе рассмотрения подлинной природы вещей:

Поскольку нет в мироздании ничего, что не могло бы нам так или иначе послужить (хотя бы для упражнения нашего ума и для того, чтобы воздавать хвалу Богу при созерцании его творений)...7

Рассуждения о целесообразности выглядят в данном случае как чисто нравоучитель­ные, и " было бы... дерзко выдвигать такой взгляд при обсуждении вопросов физи­ки..." 8 Но если таким образом противопо­ставлять поиск конечных причин в морали и их исключение в физике, то стремление к моральному благу оказывается чем-то чисто субъективным, не имеющим подлин­ного основания в природе вещей:

...Как те древние, которые усматривали во вселенной только взаимодействие частиц, к чему, по-видимому, склонны те умы, в коих преобладает имагинативная спо­собность, поскольку они полагают, что следует обходиться только математичес­кими принципами и что нет никакой нуж­ды ни в принципах метафизических, кото­рые считают химерами, ни в принципах блага, которые они относят к области че­ловеческой морали, как будто совершенст­во и благо являются лишь неким особым результатом наших мыслей, а не находят­ся во всеобщей природе'.

Самая четкая форма этого противоречия наличествует в кантовской философии, где природа, понимаемая как чисто механичес­кая, абсолютно противополагается царству нравственных целей в непримиримом кон­фликте.

Однако в третьей кантовской критике была предпринята попытка перебросить мост через эту пропасть, осмысливая со­гласно категории целесообразности одно­временно человеческое искусство и технику природы10. И все же, вследствие идеалисти­ческих предрассудков Канта, его критика не

6 Декарт Р. Первоначала философии. Ч. III. § 3 // Соч. Т. 1. С. 387.

7 Там же.

8 Там же.

9 Лейбниц Г. В. Апагогический опыт исследо­вания причин // Соч. Т. 3. С. 128.

10См.: Кант И, Критика способности сужде­ния. § 76 // Соч. Т. 5. С. 433.


 

 


смогла ни нащупать подлинную связь чело­веческой и природной продуктивности, ни придать целесообразности подлинно объек­тивный статус. Тем не менее его попытка свидетельствует о невозможности придер­живаться только противоположности меж­ду человеческим действием и производи-тельностью природы. Она также подсказы­вает, что разрешение конфликта между механицизмом и целесообразностью зави­сит от точного анализа смысла и значения человеческой техники.

Действительно, техническое производ­ство демонстрирует тип производства, ясно определенного в соответствии с целена­правленностью, способ действия которого, однако, чисто механический и природный. В технической деятельности " веществу при­роды" человек " сам противостоит как сила природы", приводя в движение " принадле­жащие его телу естественные силы" 1 — си­лы его рук, как и силы его мозга. В то же времятехническое действие использует за­коны природы, так что нет никакой раз­ницы " между машинами, сделанными ру­ками мастеров, и различными телами, со­зданными одной природой" 2:

И ведь несомненно, что в механике нет правил, которые не принадлежали бы фи­зике; поэтому все искусственные предметы вместе с тем и предметы естественные. Так, например, часам не менее естественно показывать время с помощью тех или иных колесиков, из которых они состоят, чем дереву приносить плоды3.

Но в техническом действии механицизм имеет лишь тот смысл, что он позволяет определить средства достижения цели. По­этому если ряд операций и орудий, исполь­зуемых в технической деятельности, ска­жем, в медицине, образует целиком естест­венный процесс, то надо также считать естественным процессом связь всех этих операций с определенной целью, в данном случае с задачей сохранения здоровья. Эта цель может, следовательно, быть приписа­на и природе, когда вводятся в действие естественные средства и операции, реально

1 Маркс К. Капитал. Кн. 1. Гл. 5 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 188.

2 Декарт Р. Первоначала философии. Ч. IV. §203//Соч. Т. 1. С. 418—419. 3Там же. С. 419.


содействующие восстановлению и поддер­жанию здоровья организма.

Таким образом, когда Аристотель ис­толковывает природу исходя из характе­ристик человеческого действия, то это не антропоморфическое понимание природы, а, наоборот, осознание существенно при­родного характера человеческого произ­водства. " Делается же ради чего-нибудь, следовательно, и по природе существует ради этого" 4. Техника действует как при­рода, а природа — как техника: "... как делается [каждая вещь], такова она и есть по [своей] природе, и, какова она по [своей] природе, так и делается..." '. Надо заметить, что и в самом человеческом производстве использование законов природы может дать основание для чисто механического толкования изготовления искусственных предметов:

В настоящее время полагают, что [сущес­твование] по необходимости заключено в [самом] возникновении, как если бы кто-нибудь вообразил, что стена возникла в силу необходимости потому, что тяже­лые [предметы] по своей природе стремят­ся вниз, а легкие — на поверхность, в ре­зультате чего камни и основание оказа­лись внизу, земля по своей легкости — наверху, а на поверхности — преимуще­ственно дерево, как самое легкое. Конеч­но, стена возникла не без этих материалов, однако и не благодаря им — разве только с их материальной стороны, — но ради укрытия и охраны6.

Дом строится в соответствии с законами тяжести: камень для фундамента, кирпич для стен, дерево для крыши. Однако под­линное основание его устройства — не тя­готение, а соображения укрытия и защиты. Также и в организованной продуктивности природы подлинное основание следует ис­кать в достигнутой организации; вне же учета цели упорядоченное совместное дей­ствие детерминирующих причин остается совершенно необъяснимым. Таким обра­зом, будучи само естественным производ­ством, человеческое производство дает ключ к пониманию производительности природы. Действительно, всякое производ-

4 Аристотель, Физика. II 8, 199 а 11—12 // Соч. Т. 3. С. 98.

5 Там же. 9—10.

«Там же. 9, 199 b 35—200 а 7. С. 100.


 

 


ство выступает как механическая деятель­ность, детерминированная целями, так что целенаправленность и детерминация бла­гим и лучшим заключены сначала в приро­де вещей, а уж затем обнаруживаются в де-ятельности и морали людей.

Надо, однако, уточнить, что человечес­кое производство глубоко отличается от природного. Дело в том, что различные причины производства — материя и идея, цель и производящая причина — сливают­ся в природе, но четко разделены в тех­ническом производстве. Действительно, в человеческом производстве материя от­лична от идеи, которая ее преобразует и оформляет, так как идея находится в со­знании работника, а материя — это внеш­ний объект, которому труд придает извне форму, каковую он не принял бы сам собой. В природном же производстве сы­рой материал не отличается от идеи. Опять же в человеческом производстве цель — удовлетворение человеческой по­требности — отличается как внешняя зада­ча от идеи — принципа внутренней ор­ганизации изготовляемого предмета, тогда как в природе вид представляет собой одновременно и цель порождения, и прин­цип организации, в соответствии с кото­рым оно происходит. Наконец, в челове­ческом производстве агент преобразования и используемые им орудия внешни по отношению к изготовляемому предмету, который ведет себя по отношению к ним как просто пассивный материал, тогда как при порождении природного существа ак­тивный агент — это семя, которое хотя и происходит от другого индивида, но тем не менее является для порождаемого ин­дивида " его подспудным принципом как его составная часть" 1.

Итак, четко внеположенными по отно­шению друг к другу являются лишь причи­ны человеческого производства, и этим оно отличается от производства в природе. Но это различие техники и природы не должно заслонять их существенное тождество. В тождестве техники и природы коренится глубокое единство системы причин, ибо всякое производство — естественное или искусственное — это преобразование мате-

1 Aristote. Problemes. XIV 10, 923 b 33.


рии, являющееся механическим действием, регулируемым в соответствии с целью. В человеческом же производстве идея от­личается от материи, а цель — от средств и производящих механизмов. Поскольку здесь идея и цель также существуют раз­дельно, человеческое производство — это природное производство, ставшее созна­тельным. Это высшее отличие, это мыслен­ное осознание идеи и целенаправленности составляют превосходство человеческой де­ятельности над просто природным произ­водством.

Единство человеческого и природного производства выражается в том, что " ис­кусство... подражает" 2 природе. Это под­ражание не сводится к рабскому копирова­нию форм и механизмов, уже реализован­ных в природе, но означает, скорее, глубинное тождество процессов, телеологи­чески направляемых в природе, как и в ис­кусстве. Но сознательность и преднамерен­ность человеческой деятельности приводят к тому, что она " завершает то, что природа не в состоянии произвести" 3. С этой второй стороны производительная деятельность человека выглядит как вступающая в кон­фликт с природой и представляющая собой антиприроду:

В самом деле, часто природа производит противоположное тому, что нам полезно. Ведь природа ведет себя всегда совершен­но одинаковым образом, тогда как полез­ное для нас все время изменяется. Поэ­тому, когда нужно было бы сделать нечто вне природного порядка, эта трудность заводит в тупик, и тогда необходимо ис­кусство. Потому мы и называем ту часть искусства, которая оказывает помощь при подобных трудностях, искусством машин. Здесь все происходит как в поэме Анти­фона: " Мы побеждаем искусством там, где нас побеждает природа". Это, напри­мер, тот случай, когда маленький одолева­ет большого или когда малая сила приво­дит в движение большие массы, и почти все те случаи, когда мы говорим о пробле­мах механики4.

Но поскольку техническая деятельность ис­пользует законы природы, в ней нет ничего антиприродного, скорее она представляет

2 Аристотель. Физика. II 8, 199 а 15—16 // Соч. Т. 3. С. 98.

3 Там же.

4 Aristote. Mecanique. 847 а 13—24.


 

 


собой сознательное завершение природы. А это завершение природы представляет в технике прежде всего практический ин­терес. Но оно имеет смысл и для теории, поскольку осознание естественных механи­змов в технической деятельности приводит к естествознанию.

с) От материи к духу

Итак, научное и философское понимание природы оказываются тем более глубоким, чем более развита производительная дея­тельность человека. В этом причина, по которой такое понятие, как материя, несет в себе столько двусмысленностей и неяснос­тей: в ходе исторического развития челове­ческого производства оно соответствовало самым разным стадиям опыта и разным интерпретациям. В простейших, доистори­ческих формах производства, а также в ре­месленном труде материя — это просто сырой материал, противостоящий форме. Так что именно в ремесленном опыте коре­нятся различение и противопоставление ма­терии и идеи, которым соответствуют

— в зависимости от того, на какую сторону этого противопоставления делается упор,

— метафизические системы идеализма и материализма. В той мере, в какой эле­ментарные формы труда сохраняются вну­три даже самого развитого промышленно­го производства, первоначальная концеп­ция материи и вытекающая из нее противоположность материализма и идеа­лизма сохраняются и в обыденном и в фи­лософском сознании. Однако при нынеш­них науке и технике, когда создаются ма­шины, способные осуществлять не только процессы жизни, но и процессы мышления, обычным становится осознание единства материи и идеи. В связи с этим снова может стать популярным аристотелизм, различав­ший материю и идею лишь постольку, по­скольку материя — это идея в потенции.

Что касается наиболее организованных форм материи — форм жизни, то сегод­няшнее осознание их природы находится под глубоким влиянием факта создания ма­шин, способных имитировать жизненные функции и заменять естественные органы

— легкие, сердце, почки. Впрочем, широко


распространенная ныне идея о том, что живое существо состоит из естественных механизмов, зародилась фактически еще на заре биологии. Так, в греческой биологии уже использовалось понятие " орган", озна­чавшее " орудие", то есть инструмент, спо­собный производить механически опреде­ленные действия.

Таким образом, орган живого существа — это орудие, включенное в его естествен­ную форму, тогда как орудие — это внеш­ний орган, характерный для рода челове­ческого, поскольку у человека есть рука. Действительно, рука представляет собой " орудие орудий" 1, то есть орган, способный изготовлять и использовать много орудий. Рука — это " не один инструмент, а мно­гие" 2 и характеризующий превосходство че­ловека над другими видами, которые, не имея других орудий, кроме собственных органов, ограничены своей видовой дея­тельностью:

А те, которые утверждают, что человек устроен нехорошо и даже наихудшим об­разом из всех животных (ибо он бос, гово­рят они, и гол, и не имеет оружия для защиты), утверждают неправильно, ибо прочие животные имеют одно средство защиты и переменить его на другое не могут, но им необходимо всегда и спать, и делать все обутыми, и покров на теле никогда не снимать, и оружие, которое им случилось иметь, не менять; у человека же вспомогательных средств много и всегда есть возможность их менять, затем и ору­дие иметь, какое он захочет и когда захо­чет; ведь рука становится и когтем, и ко­пытом, и рогом, так же как копьем, мечом и любым другим оружием и инструмен­том; всем этим она становится, потому что все может захватывать и держать3.

Таким образом, организм рода человечес­кого состоит не только из естественных органов человека, но и из всей совокупнос­ти орудий и машин, образующих техничес­кое продолжение этого организма.

Отсюда следует, что по своему значе­нию или функции машины тождественны органам, или, по-другому, органы — это естественные машины. Но тогда, так же как

1 Аристотель. О душе. III 8, 432 а 2 // Соч. Т. 1. С. 440.

2 Аристотель. О частях животных. IV 10, 687 а 21. С. 151.

'Там же. 687 а 23 — 687 b 5. С. 151—152.


 

 


и значение органа, значение машины может быть постигнуто только в ее связи с естест­венным организмом, для которого она лишь средство: машина — это орган, а не орга­низм. Поэтому механистическое объяснение жизни неудовлетворительно, коль скоро это объяснение состоит просто в приравнивании живого существа к машинам, которые могут создаваться человеческим искусством.

Будучи лишь органом, машина умеет только производить определенные дейст­вия, но не воспроизводить саму себя. Это верно в отношении машины, взятой в це­лом, — ибо нет воспроизводящих себя ма­шин, — как и в отношении каждой из ее частей, ибо " одна часть служит орудием движения других, но... не есть действующая причина создания другого" 1:

Поэтому так же как колесико в часах не создает другого колесика, так тем более и одни часы не создают других часов...2

Напротив, любой живой организм спосо­бен воспроизводиться в том двойном смыс­ле, что индивид может произвести на свет другого, подобного ему индивида и что части индивида, начиная с семени или эмб­риона, могут производить другие части.

Однако если организм — лишь совокуп­ность органов, каждый из которых есть орудие или механизм, то он и сам — толь­ко механизм, ибо совокупность не может быть отличной от того, чем являются ее отдельные части. Между тем остается вер­ным, что " органическое тело не есть только механизм" 3, ввиду того, что простые меха­низмы — это органы, приспособленные для выполнения вполне определенных функций, а организм в целом — это машина машин, то есть сложная естественная машина, спо­собная выполнять многие функции. Ус­тройство такой машины тем более сложно и в ее составе тем больше различных ору­дий и механизмов, чем более многочислен­ные и высокие функции она должна выпол­нять:

Природа растений, поскольку последние прикреплены к одному месту, лишена многообразия неоднородных частей, ибо

1 Кант И. Критика способности суждения. § 65 // Соч. Т. 5. С. 399.

2 Там же. 3Там же.


для небольшого числа отправлений требу­ется немного органов... Существа же, име­ющие для жизни еще и ощущение, имеют также более многообразную наружность, причем одни из них по сравнению с други­ми получили лучшую и более богато ода­ренную внешность, именно те, которым природа предоставила не только жить, но и " хорошо жить". Таким является челове­ческий род...4

Стало быть, если верно, что никакая ма­шина, созданная человеческой техникой, се­бя не воспроизводит, то причина этого в том, что машины, построенные челове­ком, — это простые органы, предназна­ченные для выполнения конкретной функ­ции в соответствии с человеческой потреб­ностью, которую они обслуживают. Напротив, машина, обладающая функцией самовоспроизводства, не соответствует ни­какой внешней цели, но требует исклю­чительной сложности организации. Поэто­му человеческая техника не образует таких машин. Живые же существа могут быть определены как естественные машины со сложной организацией и обладающие, на­ряду с другими функциями, функцией са­мовоспроизводства.

К этому надо добавить, что последние достижения техники дали возможность имитировать в машинах характерные осо­бенности жизни, которые ранее для механи­ки были недоступны. Так, Кант утверждал, что машины, например часы, " сами себя не починяют, когда неисправны, — зато мы можем всего этого ожидать от органичес­кой природы" 5. Действительно, верно, что машины, которые мог знать Кант, должны все время находиться под наблюдением людей, с тем чтобы можно было исправить случайно возникающие отклонения в их ра­боте. Например, когда нагревание или ох­лаждение часов, изменяя натяжение пружи­ны, заставляет их спешить или отставать, требуется внешнее регулирование. Но со­временная промышленность создает меха­низмы, способные самостоятельно регули-ровать условия своего функционирования, исправляя случайные отклонения, вызван­ные внешними воздействиями на систему.

4 Аристотель. О частях животных. 656 а. С. 78. 5 Кант И. Критика способности суждения. § 65 // Соч. Т. 5. С. 399.

И 10,


 

 


Самый простой пример — это термо­стат центрального отопления. Тепло, по­ставляемое котлом, повышает температуру помещения, что, вследствие способности металлов расширяться при нагревании,


приводит в движение металлические дета­ли термостата; а это движение, усилен­ное с помощью механического устрой­ства, регулирует температурный режим котла:



 


Но температура закрытого помещения — это, разумеется, пример случайной пере­менной величины, поскольку источник


тепла (печь или котел) действует независи­мо от колебаний внешней температуры, представляющей собой источник холода:



 


Встреча двух независимых причинных ря­дов определяется как случай, так что для получения определенного результата необ­ходимо ввести новую причину, способ-


ную гармонизировать действие первых двух, например, открывая или закрывая ок­на или же регулируя тягу печи:



 


Метафизический эквивалент этого внешне­го регулирующего процесса имеется в сис­теме Мальбранша и вообще во всех тех системах, в которых обеспечение мирового порядка, а также производство действий


в соответствии с законами природы требу­ют постоянного вмешательства Бога, коор­динирующего механические действия, кото­рые без этого перекрещивались бы случай­ным и беспорядочным образом:



 

 


Напротив, механизм, подобный термоста­ту, показывает, как действие детерминиру­ющей причинности может регулироваться так, что получается определенный резуль­тат. Для этого надо реализовать эффект


" обратной связи", то есть построить меха­низм, позволяющий реагировать на причи­ну исходя из случайных колебаний, воздей-ствующих на следствие:



&







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 655. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия