Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Противоречие сознания и бессознательного





Монадология Лейбница, как система с аб­солютной логичностью, дает метафизичес­кое решение противоречий картезианского понятия души. Так, теория выражения дает решение проблемы происхождения сознания и перехода от материи к сознанию. Однако Лейбниц отказывается от этого решения в той форме, в какой оно приводило бы к наделению материи способностью мышле­ния или свело бы сознание к материи. Поэто­му его теория выражения предполагает дуб­лирование каждого события, совершающего­ся в пространстве вселенной, его выражением в сознании в виде малой перцепции. Таким образом, картезианский дуализм, противо­поставлявший материю мышлению, факти­чески воспроизводится в виде психофизичес­кого параллелизма, сравнимого с параллели­змом Спинозы, который уходит от проблемы перехода от материи к мышлению, ограничиваясь их рядоположением бок о бок. В лейбницевской метафизике теория выраже­ния позволяет спасти нематериальность и субстанциональность души так, как это требуется в христианстве. Однако собствен­ный интерес монадологии состоит в том, что она не может быть определена ни как простой психофизиологический параллелизм, ни как простая метафизика субстанционального

'Лейбниц Г. В. Начала природы и благо­дати, основанные на разуме. § 3 // Соч. Т. 1. С. 404—405.


единства души. Она является попыткой объяснения сознания, исходя из бессозна­тельного, и в связи с этим расчленяет психическое единство на его бессознатель­ный, сознательный и рефлективный аспекты. Тем самым в ней ставится вопрос о том, должно ли единство сознания выражаться на уровне бессознательного, сознания или самосознания.

а) Метафизическое определение личностного единства

Как духовное бытие, монада должна от­личаться от простого атома, если под ним понимать простейшую материальную час­тицу. Атомы могут отличаться друг от дру­га только по их расположению в простран­стве и во времени, то есть по чисто внеш­ним критериям:

Если бы существовали атомы, т. е. совер­шенно твердые и совершенно неспособные к внутреннему изменению тела, отличаю­щиеся друг от друга лишь по величине и фигуре, то очевидно, что атомы, облада­ющие одной и той же фигурой и вели­чиной (что было бы вполне возможно), были бы тогда неразличимы сами по себе и их можно было бы различить только по внешним наименованиям, лишенным вну­треннего основания, что противоречит са­мым основным принципам разума2.

Монады же, будучи душами, должны внут­ренне отличаться друг от друга: именно в этом состоит их собственная индивиду­альность. Но если одна монада должна отличаться от другой своими " внутренни­ми качествами и действиями" 3, то эти пос­ледние " не могут быть не чем иным, как ее восприятиями, или перцепциями" 4.

Именно " это продолжение и эта связь восприятий образуют реально того же са­мого индивида" 5, то есть составляют под­линный субстрат его индивидуальности. В этом смысле реальное единство индивида состоит из полного набора перцепций.

2 Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. Кн. П. Гл. 27. § 3 // Соч. Т. 2. С. 231.

3 Лейбниц Г. В. Начала природы и благо­дати, основанные на разуме. § 2 // Соч. Т. 1. С. 404.

4 Там же.

3 Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. Кн. П. Гл. 27. § 14 // Соч. Т. 2. С. 240.


 

 


А так как перцепции имеют место в непре­рывном времени, каждое мгновение монады содержит в некотором смысле совокупность своего прошлого, чьим результатом являет­ся настоящее, и своего будущего, поскольку оно предопределено прошлым и настоящим:

Нематериальное существо, или дух не мо­жет быть лишено всякого восприятия своего прошлого существования. У него остаются впечатления от всего, что с ним некогда случилось, и он обладает даже предчувствием всего, что с ним может слу­читься1.

Однако перцепции, монады есть не что иное, как ее особое выражение мира, ис­ходящее из присущей ей точки зрения, то есть ее собственного тела. Следовательно, если можно продолжать утверждать, что душа — это " нематериальная субстанция", то тем не менее нельзя считать, что душа безразлична " ко всякой части материи" 2:

Души, по моему предположению, вовсе не безразличны ко всякой части материи... наоборот, они изначально выражают ге части материи, с которыми они связаны и должны быть связаны согласно порядку вещей3.

Различие между душами, при личностном тождестве каждой, основывается на абсо­лютно различных рядах перцепций, кото­рые для каждой являются результатом ее связи с собственным телом.

Если реальное тождество каждого инди­вида является суммой его " малых перцеп­ций", поскольку они представляют собой выражение его тела, то оно не является целиком осознанным. Наше настоящее сос­тояние может быть результатом нашего прошлого: " каково бы ни было наше про­шлое состояние, мы не всегда сможем заме­тить оставленное им по себе действие" 4. На реальную последовательность, являю­щуюся бессознательным результатом ма­лых перцепций, накладывается последова-тельность осознанная, состоящая из воспо­минаний прошлого:

Апперцепции (т. е. осознание нами про­шлых восприятий) доказывают еще мо-

' Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. Кн. II. Гл. 27. § 14 // Соч. Т. 2. С. 240. 2 Там же. С. 239. 'Там же. С. 241. " Там же.


ральное тождество и обнаруживают ре­альное тождество5.

Воспоминание (принадлежащее самосозна­нию или рефлективному сознанию) является тем, что " показывает" или что делает оче­видным для сознания реальное тождество, преобразуя его в " моральное тождество". Тут есть, однако, трудность, поскольку " я" (soi), то есть " реальное и физическое тождес­тво" должно отличаться от " явления " я '*, то есть от осознания " самостью" в рефлексии своего реального тождества, которое прида­ет ему очевидность и осознанность. Только в рефлексии то, что является простым " я" (soi), то есть чисто физическим тождеством, действительно становится " личностью", или " Я":

Слово личность означает мыслящее и пони­мающее, обладающее разумом и рефлекси­ей существо, которое может рассматривать себя как того же самого... Это происходит исключительно благодаря осознанию им своих собственных действий. И это знание всегда сопровождает наши наличные ощу­щения и восприятия, когда они достаточно отчетливы, как я уже указывал на это неод­нократно, и благодаря этому каждый есть для себя то, что он называет своим " я" 1.

Если всегда есть хотя бы различие между тождеством реальным, бессознательным и тождеством личностным или рефлектив­ным, то дистанция между этими двумя формами тождества может привести к их полному расхождению. Такое может слу­читься при феноменах амнезии или распаде личности. Без сомнения, в подобных случа­ях речь идет о том же реальном индивиде, однако его осознание себя прерывается или раздваивается. Кажется, что это уже не од­на реальная индивидуальность, а несколько реальных личностей:

В этом случае имелось бы тождество суб­станции, но если бы между различными лицами не было связи воспоминания, соз­даваемой той же самой душой, то не было бы достаточного морального тождества, чтобы можно было утверждать, что это одна и та же личность'.

'Там же. С. 240.

6 Там же. §9. С. 237.

7 Там же. С. 236. Это говорит Филалет, но добавление " как я уже указывал на это неодно­кратно" показывает, что Лейбниц с этим согла­сен.

" Там же. § 6. С. 234.


 

 


1 Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. Кн. II. Гл. 27. § 9 // Соч. Т. 2. С. 237. 1 2Там же. 1 э Там же. С. 236. 4 Там же. С. 237. 'Там же. 6Там же. §29. С. 248. 7 Там же. §9. С. 237. ι ' Там же.

Однако, с другой стороны, частичная ам­незия — это нормальное явление: мы не помним всего, что с нами происходило с момента рождения, так что наше ли­чностное тождество, по-видимому, не свя­зано исключительно с рефлективным осо­знанием:

Я вовсе не хотел бы утверждать, что лич­ное тождество и даже " я " не сохраняют­ся у нас и что я не есть то " я", каким я был в колыбели, под тем предлогом, что я не помню ровно ничего из того, что я делал тогда1.

Таким образом, нужно сказать, что " лич­ное тождество" " прибавляется" к " реаль­ному, физическому тождеству", когда " яв­ление " я " в рефлективном сознании " истин­но" 2, то есть поскольку явление " я" в сознании соответствует реальной индиви­дуальности. Трудность, однако, возникает снова, когда встает вопрос о доказательст­вах такого соответствия.

С одной стороны, можно просто ска­зать, что " самосознание доказывает мо­ральное или личное тождество" 3. Очевидно, однако, что это чувство может быть обман­чивым, поскольку никто не имеет осознан­ных воспоминаний своего грудного дет­ства, а также при болезни, поскольку она " прерывала бы непрерывную связь... созна­ния" 4 в самосознании так,

что я не знал бы, каким образом я очутил­ся в теперешнем состоянии, хотя я помнил бы более далекие вещи...5

Нужно признать, что самосознание и вос­поминание " не всегда могут осведомить о физическом тождестве... саму личность, о которой идет речь" 6. Чтобы " заполнить пробелы в... памяти" 7, каждый должен по­лагаться на " свидетельство других лю­дей" 8. Таким образом, налицо не два, а целых три аспекта личного тождества: тож­дество реальное, его проявление в самосоз­нании и его проявление для других людей.


И достаточно очевидно, что " трудность возникает, если обнаруживаются противо­речия между этими различными явлени­ями" 9.

Разумеется, поскольку Лейбниц мета­физически постулирует субстанциальное единство души, он должен при этом утверж­дать, что сознание нашего личного тождест­ва в наших воспоминаниях или воспомина­ниях о нем других лиц, " никогда не проти­воречат физическому тождеству и не оторваны от него" 10. Да, такое отсутствие противоречия постулировано, но отнюдь не доказано. Оно не может быть, впрочем, доказано в рамках системы, которая, с од­ной стороны, без сомнения, ведет к утверж­дению, что самосознание обнаруживает " реальное тождество" ", но с другой — к ут­верждению, что оно не может этого сделать:

Душа может в себе самой читать лишь то, что в ней представлено отчетливо; она не может с одного раза раскрыть в себе все свои тайны, ибо они идут в бесконеч­ность12.

Действительно, если реальное единство " самости" бессознательно, то оно идет го­раздо дальше, чем может охватить рефлек­тивное сознание личного тождества.

Ь) Психоаналитические наблюдения и интерпретации

Подобное противопоставление реальной личности и осознания ею самой себя было систематично развито в психоанализе, изу­чающем прежде всего двойственные психи­ческие феномены, при которых " самость" проявляет себя по-разному перед другими и в своем самосознании.

К этому классу психических феноменов принадлежат некоторые оговорки. Эти ошибки языка — которые допускают глав­ным образом те, кто говорит в состоянии большой физической и умственной усталос­ти, — носят невольный и часто даже неосо­знанный характер. Действительно, говоря­щий не намеревался произносить те слова,

9 Там же. С. 238.

10 Там же. §29. С. 248. " Там же. § 14. С. 240.

12 Лейбниц Г. В. Монадология. § 61 /, / Соч. Т. 1. С. 424.


 

 


которые он произносит и подчас даже сам не слышит, как он их произносит. Однако эти оговорки имеют для слушателя достаточно ясный смысл. Бывают, на­пример, такие ошибки, когда из-за того, что опускается или присоединяется от­рицание, получаются грубые или оскор­бительные выражения там, где была за­ранее заготовлена вежливая формула. Так, говорят начальнику: " Стойте, пожалуйста" вместо " Не стойте [садитесь], пожалуйста" или " Я сожалею, что Вы уже выздоровели" вместо " Я сожалею, что Вы болели, и рад, что Вы уже выздоровели" и т. д. В подобных случаях сознательная ре­флексия и психологический анализ без труда показывают, что оговорки факти­чески выражают затаенные мысли тех, кто их допускает: внутреннее неуважение, обычно скрываемое под внешними знаками почтения по отношению к начальнику, желание, чтобы он подольше болел, дабы еще какое-то время не чувствовать над собой его власти, и т. п. Таким образом, оговорки выступают как проявления глу­бинной личности, обычно скрываемой со­циальной личностью, но на мгновение вышедшей из-под контроля и выражающей себя неосознанным образом.

Сновидение также является двойствен­ным психическим феноменом, хотя сны го­раздо труднее интерпретировать. Это фено­мен сознания, отличающийся, однако, от бодрствующего сознания своим алогичным и абсурдным характером. Но, хотя челове­чество и осознавало алогизм сновидений, и " признавало, что сновидение непонятно и абсурдно", оно все-таки " не может ре­шиться отрицать какое бы то ни было зна­чение за сновидениями" ': считается, напри­мер, что бывают вещие сны, для объясне­ния которых нужны " ключи". Научный анализ позволяет придать этому предчув­ствию скрытого значения снов более объек­тивное содержание.

Для этого следует взять за точку отсчета сновидения, значение которых очевидно, например те, которые представляют собой воображаемое удовлетворение желаний или потребностей:

1 Фрейд 3. Толкование сновидений. Обнинск, 1992. С. 84.


И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но про­буждается, и вот он томится, и душа его жаждет...2

Но достаточно очевидно, что " потребность в воде не столь легко удовлетворяется сно­видением, как... мстительность" 3. Многие сны удовлетворяют, таким образом, не фи­зиологические, но психические желания. Когда в сновидении исполняются наши же­лания, мы часто выглядим при этом " амо­рально" 4:

Сновидение... воплотило слова Апостола: " Кто ненавидит брата своего, тот его убийца" 5.

В этом смысле Платон говорил, что поря­дочные люди довольствуются лишь в сно­видениях делать то, что люди злые делают на самом деле.

Однако в большей части сновидений аморальное желание не решается выразить­ся ясно. Оно выражается в завуалирован­ной форме, используя общий для всего че­ловечества язык символов. Существует, в частности, спонтанная символика для обозначения половых органов и актов. Зна­ние этой символики позволяет найти ключ к снам, кажущимся абсурдными. Но дело в том, что спящее сознание не владеет смыслом символов своего собственного сновидения. Таким образом, сновидение обладает двойным содержанием. Первое содержание — то, которое непосредственно возникает в сознании. Оно предстает как абсурдное и нелогичное, поскольку созна­ние лишено средств для его дешифровки, чтобы выявить второе содержание. Второе содержание — содержание " латентное", не очевидное, которое психоанализ представ­ляет как ясное и логичное само по себе, но затемненное загадочными символами.

В психоаналитической интерпретации сновидения сближаются с неврозами. Так называются патологические феномены вро­де навязчивых идей, маний и прочего, кото­рые могут более или менее серьезно сказы­ваться на поведении, но (в отличие от пси­хозов) не разрушают личность в целом.

2 Ис 29: 8.

3 Фрейд 3. Толкование сновидений. С. 106.

4 Там же. С. 63.

5 Там же.


 

 


Невротические симптомы могут прибли­жаться к снам, поскольку они представля­ют собой абсурдные поступки, о которых тем не менее можно предполагать, что за их внешней абсурдностью скрывается ла­тентное значение.

Психоанализ интерпретирует невроти­ческие симптомы, привязывая их к их же истокам в истории индивидуального раз­вития. Индивид и его инстинкты — в част­ности, половой инстинкт — проходят по­следовательные фазы в своем развитии. Но этот процесс может быть заблокирован на инфантильной фазе травмирующими собы­тиями, произошедшими в детстве — " пери­оде незавершенного развития", когда люди гораздо более восприимчивы к факторам, способным " действовать травматически" 1. Если инстинкт, и в частности либидо или сексуальный инстинкт, " фиксирован на ка­кой-то ступени его развития", то вопрос в том, " как Я относится" 2 к данной фик­сации. Прежде всего сознание может " до­пустить ее" 3. В этом случае " оно станет... извращенным или, что то же самое, инфан­тильным" 4. Детское сознание еще не офор­милось морально — вот почему этот воз­раст безжалостен и вообще не признает сожалений и чувства вины. Но во взрослом состоянии моральное чувство должно быть развитым, так что инфантилизм взрослого является извращением. Поэтому " Я" мо­жет не признать инфантилизм своего ин­стинкта. В этом случае оно " может от­нестись к этому закреплению либидо и отрицательно" и попытается его " вытолк­нуть" и " вытеснить" 5. Но, будучи вытеснен­ными, инстинкты тем самым еще не лик­видированы, и они " пытаются проявиться", при этом маскируясь под воздействием мо­ральных требований " Я" благодаря раз­личным искажениям и смягчениям, так, чтобы стать " заместителями несостоявше­гося удовлетворения" 6. Например, молодая девушка, лечившаяся у Фрейда, сделала не­выносимой свою жизнь и жизнь своих ро-

1 Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989. Гл. 23. С. 231.

2 Там же. Гл. 22. С. 224. 3Там же.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же. С. 219.


дителей, устраивая каждый вечер целый церемониал укладывания спать. С помо­щью психоанализа был установлен смысл этого церемониала, куда, в частности, вхо­дило требование, чтобы дверь между ее комнатой и комнатой родителей остава­лась открытой: девушка тем самым ме­шала интимным отношениям между ро­дителями и это было единственное удов­летворение, которое она могла дать своей эротической привязанности к отцу7. Ста­новится ясно, как, по видимости, абсурд­ные поступки могут иметь смысл: симп-томы неврозов — это " окольные пути" 8, которыми следует инстинкт, чтобы дос­тичь, без ведома сознательного " Я", во­ображаемого удовлетворения своих инфа- нтильных наклонностей.

с) Психоаналитическая теория соотношения сознания и бессознательного

Основываясь на фактах, психоанализ смог показать, что во многих явлениях, как нормальных, так и патологических, может иметь место не только различие, но и про­тиворечие между тем, что сознание знает о человеке, и действительным, но бессозна­тельным значением его мыслей или поступ­ков. Так, можно считать установленным фактом бессознательный смысл оговорок или бессознательную символику снов и нев­ротических явлений, и философия не может претендовать на оспаривание фактов, уста­новленных наукой. На самом деле интерес философии совсем в другом — в чистоте использования понятий, применяемых уче­ными для изложения и объяснения фактов.

Исходя из данной точки зрения, надо отметить, что при объяснении оговорок, сновидений и невротических симптомов психоанализ располагает для определения природы отношений сознания и бессозна­тельного только традиционными разработ­ками. Для объяснения снов, как и психичес­ких заболеваний, он предлагает, основыва­ясь только на психических причинах, исключительно психологический подход. Принятие такой теоретической позиции

7 См. там же. Гл. 17. С. 168—171. " См. там же. Гл. 22. С. 220.


 

 


влечет за собой как практическое следствие независимость психоаналитического обра­зования по отношению к биологическому и медицинскому. В этом смысле, следова­тельно, психоанализ есть дуалистическое учение, которое восприняло тезис, уже от­вергнутый ранее Лейбницем, о безразличии психического по отношению к материи. Но внутри этого дуализма психоанализ являет­ся монистическим, пытаясь связать объяс­нение всех психических явлений с единством сексуального инстинкта. В психоанализе, таким образом, присутствуют две основные черты метафизики души: независимость, даже безразличие психики по отношению к материи и ее субстанциальное единство.

Можно сказать, что в некоторых отно­шениях психоанализ содержит в себе мета­физику души. Конечно же эта метафизика так же непоследовательна, как и старая ме­тафизика, поскольку монизм в отношении сексуального инстинкта соседствует с ду­ализмом сознания и бессознательного. Та­ким образом, если философия не может оспаривать установленные психоанализом факты, то по крайней мере она может пока­зать, что их метафизические интерпретации в психоанализе несостоятельны, и она должна это показать диалектически, то есть, исходя из самого содержания учения (по крайней мере в его единственно по-настоящему оригинальном варианте, пред­ложенном Фрейдом), показать, что психо­анализ не смог удержаться на своих перво­начальных позициях.

Согласно этим позициям, инстинкт, как выразитель спонтанности природы, натал­кивается на подавление со стороны созна­тельного " Я". Вытесненный, но не уничто­женный инстинкт маскируется, чтобы ус­кользнуть от цензуры " Я", и находит окольное выражение и заменяющее удовле­творение в образах сновидений и симпто­мах неврозов. " Цензура" выступает как центральное понятие психоаналитического объяснения отношений сознания и бессо­знательного. Знаменательно, что это поня­тие (в отличие от многих других понятий психоанализа) не испытало глубоких изме­нений ни в учении Фрейда, ни у его после­дователей.

Но данное понятие построено по анало­гии, о чем прямо сказано у Фрейда. Цен-


зура — есть социальное явление, посредст­вом которого власти препятствуют публи­кации определенных мыслей или требова­ний, тогда как попавшие под цензуру ищут — и чаще всего находят — окольные пути для выражения своих мыслей, маскируя их от цензора, но не от публики:

Хочется сопоставить... с явлениями из жизни социальной... в аналогичном по­ложении находится и политический пи­сатель, желающий говорить в лицо силь­ным мира сего горькие истины. Писателю приходится бояться цензуры, он умеряет и искажает поэтому выражение своего мнения'.

Но деятельность писателя, умеющего об­ходить цензуру, высокоинтеллектуальна: нужно обладать умом Вольтера для такого выражения своих мыслей, чтобы создава­лась иллюзия обратного. И вот подобный ум психоаналитики приписывают бессозна­тельному спящего. В результате им прихо­дится отмечать, что " интеллектуальная де­ятельность, строящая" сновидение, — " это полноценное психическое явление" 2. Нали­цо очевидный парадокс в таком описании сновидения: ведь оно определяется в психо­анализе как " архаическая и регрессивная" деятельность:

Он возвращается к тем состояниям на­шего интеллектуального развития, кото­рые мы давно преодолели, к образному языку, символическому отношению, мо­жет быть, к отношениям, существовавшим до развития языка нашего мышления, Способ выражения работы сновидения мы назвали поэтому архаическим или регрес­сивным3.

Конечно, это второе определение в произ­ведениях Фрейда является гораздо более поздним. Но и в период выработки теории фрейдовское понимание сна достаточно противоречиво:

Он находится между повышением и потен-циацией, доходящей нередко до виртуоз­ности, и решительным понижением и ос­лаблением душевной деятельности, дохо­дящей иногда до низшего уровш человеческого".

1 Фрейд 3. Толкование сновидений. С. 120.

2 Там же. С. 105.

3 Фрейд 3. Введение в психоанализ. Гл. 13. С. 125.

4 Фрейд 3. Толкование сновидений. С. 57 (ци­тируется Гильдебрандт).


 

 


Правда, такая противоречивая формули­ровка связана с действительным разнооб­разием сновидений. Но она выражает, глав­ным образом, противоречие между тем, что собой реально представляет сновиде­ние, — несвязной, абсурдной конструкцией, принадлежащей сумеркам сознания, — и той блистательной " потенциальнос­тью", каковой ему надлежит быть согласно психоаналитической теории цензуры.

Истоки данного противоречия — в ис­пользовании понятия цензуры для выраже­ния отношений между сознанием и бессо­знательным. Действительно, в социальном феномене цензуры писатель, ищущий пути обхода цензуры, гораздо более сознателен, чем цензор, которого он обманывает. Так что приписывать такую же роль бессозна­тельному, в то же время сводя все его содержание к природному инстинкту в его самой примитивной и убогой форме, — это парадоксальная непоследовательность. Ес­ли верно, что бессознательное, маскируясь, обходит цензуру, то оно должно знать соб­ственное содержание, знать, что сознание его отвергает, а также знать, что цензура может пропустить. Но в таком случае бес­сознательное должно сознавать одновре­менно и себя и сознание.

Но и психоаналитическая интерпретация " Я" столь же несостоятельна. С одной сто­роны, " Я" есть, в соответствии с классичес­ким пониманием, осознающая себя самое личность. В этом смысле " Я" противостоит сексуальному инстинкту, как сознание про­тивостоит бессознательному, и неврозы возникают как " продукты" конфликтов " между Я и сексуальностью" 1. Но " Я" не может быть просто отождествлено с созна­нием, ибо наделено функциями цензуры и вытеснения:

Это та душевная инстанция, которая кон­тролирует все частные процессы, которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений. Из этого " Я" исхо­дит также вытеснение, благодаря которо­му известные душевные побуждения под­лежат исключению не только из сознания, но также из других областей влияний и действий2.

1 Фрейд 3. Введение в психоанализ. Гл. 22. С. 223.

2 Фрейд 3. Я и Оно. I // Фрейд. 3. Психология бессознательного. М, 1989. С. 427.


При этом психоаналитическая теория со­держит также положение, что " Я" не знает о своем воздействии — цензуре и подав­лении — на сны и инстинкт. И не только не знает, но и не хочет об этом знать. В ходе психоаналитического лечения, когда психоаналитик приближается к бессозна­тельному узлу невроза, состоящему из под­цензурных инстинктов и вытесненных вос­поминаний травмирующих событий дет­ства, он должен " устранить сопротивление, которое Я оказывает попыткам прибли­зиться к вытесненному" 3. Это сопротивле­ние бессознательно в том смысле, что оно не исходит из свободной воли " Я". Между тем поскольку это сопротивление не может быть приписано вытесненному инстинкту — пытающемуся проявиться, — то нужно его приписать " Я", из которого оно, " не­сомненно, исходит" и " принадлежит пос­леднему" 4. Такие части " Я", осуществля­ющие цензуру и вытеснение, должны быть бессознательными:

Мы нашли в самом " Я" нечто такое, что тоже бессознательно и проявляется подо­бно вытесненному5.

Эта бессознательная цензура должна быть определена в терминах столь же проти­воречивых, что и вытесняемое ею бессо­знательное, поскольку " Я" должно знать бессознательное (коль скоро оно его вы­тесняет), в то же время полностью игно­рируя содержание и даже существование этого бессознательного (коль скоро оно его вытесняет).

Итак, невозможно уточнить границы бессознательного в психоанализе. Строго говоря, " понятие бессознательного... полу­чаем из учения о вытеснении" 6. Но нужно признать, что " бессознательное не совпада­ет с вытесненным" 7. Анализ сновидений де­монстрирует существование большого чис­ла " латентных" 8 воспоминаний, то есть способных всплыть в сознании, после того как они находились в забвении, что являет­ся одной из форм бессознательности. В ка-

3Там же.

" Там же. С. 428.

5 Там же.

6 Там же. С. 426—427.

7 Там же. С. 428.

8 См. там же. С. 426.


 

 


честве материала для себя " сновидение ис­пользует не как в бодрствующем сознании — лишь наиболее выдающееся, а, наоборот, также и самое безразличное и ничтожное" '. Именно из детства сновидение " черпает ма­териал, который не вспоминается в бодрст­вующем состоянии и никогда не использует­ся" 2. Это, стало быть, " не вытесненное бес­сознательное" 3, поскольку в бодрствующем сознании воспоминания не возникают, но ничто не мешает их появлению в снах. Мож­но, таким образом, сказать, что они есть бессознательное " только в описательном, но не в динамическом смысле" 4. Такое разделе­ние означает, что они могут быть описаны как бессознательные, пока они принадлежат сознанию, но нет никакой психической силы, с необходимостью поддерживающей их бес­сознательность. Для определения подобных " латентных психических фактов" психоана­лиз использует понятие " предсознатель­ное" 5.

Нельзя, однако, сказать, что действие цензуры и вытеснения осуществляется " предсознательным Я". На самом деле " это бессознательное в Я не есть латентное в смысле предсознательного, иначе его нельзя было бы сделать активным без осоз­нания и само осознание не доставляло бы столько трудностей" 6. " Предсознательное" может вновь спонтанно становиться созна­тельным, тогда как выход на свет функций цензуры и вытеснения преграждается сопро­тивлением " Я". Тем не менее нельзя ска­зать, что цензура вытеснена, поскольку она как раз то, что вытесняет. В результате, поскольку " предсознательное" есть факти­чески аспект бессознательного, психоанализ вынужден " обходиться... тремя" 7 видами бессознательного: вытесненные психические факты, латентные психические факты, бес­сознательная часть " Я". Однако ему прихо­дится " признать, что свойство бессозна­тельности теряет для нас свое значение" 8.


Разумеется, психоанализ может настаи­вать на том, что невроз представляет собой результат конфликта между " Я" и сексу­альностью:

Формула, гласящая, что психоневроз ос­новывается на конфликте между влечени­ями Я и сексуальными влечениями, не со­держала ничего такого, что теперь можно было бы отбросить9.

Но, с одной стороны, подобный конфликт не может быть сведен к конфликту между сознанием и бессознательным:

Мы попадаем в бесконечное множество затруднений и неясностей, если только хо­тим придерживаться привычных способов выражения, например если хотим свести явление невроза к конфликту между созна­нием и бессознательным10.

С другой же стороны, если психоанализ настаивает на понятии " сексуальность", то он не может дать ему более точного содер­жания, чем понятие бессознательного:

Понятие " сексуальности" и вместе с тем сексуального влечения должно было, ко­нечно, быть расширено, пока оно не вклю­чило в себя многое, что не подчинялось функциям продолжения рода".

Действительно, " сексуальность" в психоа­нализе обозначает такую достаточно неоп­ределенную вещь, как " принцип удовольст-вия". С научной же точки зрения понятие имеет объяснительную ценность, только ес­ли обладает строго определенным смыс­лом. Но, при рассмотрении понятия " сексу­альное" в его собственном смысле, психо­анализ должен признать, что " поиск причин заболевания не всегда приводил к сексуальной жизни" 12. Можно признать в качестве причин неврозов " потерю состо­яния", " изнуряющую... болезнь" 13, а также травмы, полученные на войне или во время железнодорожных катастроф:

В своей основе травматические неврозы не то же самое, что спонтанные неврозы, ко­торые мы обычно аналитически исследуем и лечим; нам также еще не удалось рас­смотреть их с нашей точки зрения'4.


1 Фрейд 3. Толкование сновидений. С. 22.

2 Там же. С. 20.

3 Фрейд 3. Я и Оно. I // Фрейд 3. Психология бессознательного. С. 428. 4Там же. С. 427. 5 Там же. 'Там же. С. 428. 7 Там же. С. 427.»Там же. С. 428.


' Фрейд 3. По ту сторону принципа удоволь­ствия. VI // Фрейд 3. Психология бессознатель­ного. С. 415.

" Фрейд 3. Я и Оно. I // Там же. С. 428.

11 Фрейд 3. По ту сторону принципа удоволь­ствия. VI // Там же. С. 415.

12 Фрейд 3. Введение в психоанализ. Гл. 24. С. 246.

13 Там же. С. 247. 14Там же. Гл. 18. С. 174.


 

 


Правда, эти различные причины могут быть привязаны к сексуальности, если она уже не связывается именно с органами и функциями продолжения рода. Но в этом случае объяснение утрачивает всякую стро­гость и тем самым всякий интерес.

Таким образом, если психика раздирает­ся конфликтом противоречивых элементов, то этот конфликт не может истолковывать­ся нI^_кajycoJ[флjпg^leJί cдy_c^зJ^aJп^e^ί J^_бec1 сознательным, ни как конфликт между " Я" и сексуальностью. Эти противоположности следует " заменить другим, а именно связ­ному Я противопоставить отколовшееся от него вытесненное" '. " Я" проявляется в дан­ной интерпретации как целостная личность, способная сказать " Я" и осознать, в созна­нии себя, свое единство. Но вокруг такого единого " Я" необходимо признать наличие странных психических элементов, не привя­занных к единству " Я", не осознаваемых " Я" и определяемых поэтому как " вытес­ненные".

Но само это понятие " вытеснения" свя­зано, в первоначальной психоаналитичес­кой доктрине, с конфликтом между созна­нием и бессознательным, или " Я" и сексу­альным инстинктом. Оно, следовательно, само нуждается в реинтерпретации. В пер­воначальной интерпретации психозы и нев­розы возникают на основе конфликтов " между влечениями Я и сексуальными вле­чениями" 2. Поскольку же определение " сек­суальный" не имеет точного содержания, надо просто сказать, что налицо конфликт между тягой " Я" к своему сознательному самоутверждению и импульсами, не связан­ными с цельной личностью. Первоначально " различие двух видов влечений... с самого начала мыслилось качественно" 3, то есть эти две группы инстинктов различались по присущему им качеству: " влечения Я"

— сознательны, а вытесненные инстинкты

— " сексуальные" и " бессознательные". Но такое различение сохранить невозможно. Дело в том, что, с одной стороны, " Я" не сознает ведущуюся им борьбу за вытесне­ние искаженных психических элементов, то

1 Фрейд 3. Я и Оно. I // Фрейд 3. Психология бессознательного. С. 428.

2 Фрейд 3. По ту сторону принципа удоволь­ствия. VI // Там же. С. 415. 'Там же.


есть некоторые " инстинкты Я" являются бессознательными. С другой же стороны, в травматических неврозах вытесненные элементы состоят из тягостных воспомина­ний (бомбардировка, катастрофа на желез­ной дороге и проч.), которые абсолютно несексуальны. В результате качественное различие приходится заменять на " топичес­кое" 4 или на различие по пространству. " Я" и его " отделившиеся" или " непривязанные" элементы должны, как на это указывает характер терминов, пониматься как просто внешние по отношению друг к другу в про­странстве.

Вытеснение является " процессом топи­ческим": " этим мы хотим сказать, что оно имеет дело с... пространственными емкос­ тями" 5. Я, с одной стороны, и его отделив­шиеся элементы — с другой, являются раз­личными " психическими... емкостями" 6, ка­ково бы ни было их качественное наполнение. " Или, если опять ввести это грубое вспомогательное представление", мы скажем о построении " душевного ап­парата из особых психических систем" 7. Та­ким образом, психоаналитическое объясне







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 617. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия