Психический аппарат и сознание
Одновременно с определением души через сознание картезианство дало первое научное описание нервной системы как сово-купности аппаратов, сочлененных в пространстве и подчиняющихся определенным правилам функционирования. В этом, как признавал Павлов, Декарт был родоначальником современной нейрологии. Но в рамках картезианского дуализма механистическое объяснение функционирования нервной системы оторвано от полагания самосознания как абсолюта в тезисе " Я мыслю". Нужно, таким образом, попытаться теоретически преодолеть этот дуализм. а) Система рефлексов Анализ функционирования нервной системы приводит к понятию рефлекса как его простейшего элемента. Рефлекс определяется как элементарный органический ответ на простую внешнюю стимуляцию, причем природа стимула, как и природа ответа, предопределена строением нервной системы. Взяв в качестве примера реакцию слюноотделения, можно констатировать, что если ввести в пасть собаки гладкие камешки, то слюна не выделяется, тогда как она обильно выделяется при вводе песка. Такие разные реакции свидетельствуют об органической адаптации к ситуации: собака может без труда выплюнуть камешки, но, чтобы освободиться от песка, она должна его связать при помощи слюны. Также у собаки наблюдается довольно слабое слюноотделение, если ей положить на язык мясо, и сильное — если хлеб. Это объясняется тем, что слюнные диастазы участвуют в процессе переваривания хлеба, но не мя- са1. Физиологически эти рефлексы управляются высшей частью спинного мозга. Павловская школа дала им название " абсолютных" (безусловных) рефлексов. У собаки, уже евшей мясо, слюна будет выделяться при виде и запахе куска мяса. Этот рефлекс физиологически отличается от предыдущего. Прежде всего стимул является зрительным или обонятельным, а ответ находится на уровне полости рта. Однако нервные пути расположены таким образом, что нервный импульс должен обязательно проходить через головной мозг. Кроме того, данный рефлекс имеет место, только если соответствующий абсолютный рефлекс уже возбуждался: нужно, чтобы собака уже пробовала мясо, чтобы у нее выделялась слюна при его виде2. Такой рефлекс, следовательно, зависит от условий. Школа Павлова поэтому называет его " обусловленным" или " условным". Рефлекс есть наиболее простой вид реакции нервной системы. Если поведение, являющееся ответом на стимул, более сложное, то можно говорить о " реагировании". Но примечательно, что законы, управляющие рефлексами, в целом относятся и к более сложным реакциям, особенно это касается законов обусловливания. Безусловные реакции на стимулы являются инстинктами. Но эти реакции могут быть обусловлены и как следствие — изменены. Это то, что возникает в процессе дрессировки: Когда собака видит куропатку, она, естественно, бросается к ней, а когда слышит ружейный выстрел, звук его, естественно, побуждает ее убегать. Но тем не менее легавых собак обыкновенно приучают к тому, чтобы вид куропатки заставлял их остановиться, а звук выстрела, который они слышат, когда охотник стреляет в куропатку, заставлял их подбегать к ней3. Если охотничью собаку учить при помощи ошейника с шипами, повернутыми вовнутрь, то, когда собака инстинктивно бросится вперед при виде дичи или попытается сбежать при звуке выстрела, она испытает ' Для более детального объяснения см.: Павлов И. П. О психической секреции слюнных желез // Поли. собр. соч. М.; Л., 1951. Т. 3. Ч. 1. С. 41. 2 См. там же. С. 43. 3 Декарт Р. Страсти души. Ч. I. § 50 // Соч. Т. 1.С. 505.
сильную боль. Эта негативная стимуляция, условно связанная с ее реакцией, приводит собаку к воздержанию от реакции: такое поведение " нереагирования" есть результат обусловливания. Картезианцы выявили также психологический эквивалент условных реакций: эти реакции имеют свое соответствие в сознании в виде ассоциаций идей, так что обусловливание может быть описано как в тер-минах поведения, так и сознания: Память дает душам род связи по последовательности, которая походит на разум (raison), но которую нужно отличать от него. Именно, как мы видим, животные при восприятии чего-нибудь их поражающего, от чего они имели до этого подобное же восприятие, благодаря памяти ожидают того, что было соединено в этом предшествовавшем восприятии, и в них возбуждаются чувства, подобные тем, какие они тогда имели. Например, когда собакам показывают палку, они припоминают боль, которую она им причиняла, и воют или убегают'. Условная ассоциация рождается либо в результате повторения стимула, либо вследствие его интенсивности: И сильное представление (imagination), поражающее и волнующее их, происходит или от величины, или от множества предшествовавших восприятий. Ибо сильное впечатление часто сразу производит действие долгой привычки или множества повторенных умеренных восприятий2. Посредством обусловливания реакций можно объяснить явления реминисценции, когда характерный стимул (как в случае с косоглазием у любимой Декартом девочки) влечет за собой условную реакцию (в данном примере — чувство любви). Процесс реагирования на стимул теория рефлексов называет " раздражением". Но наличие стимула может больше не вызывать реакции, и тогда теория говорит о ее " торможении". Использование данного термина оправдано тем, что реакция не просто исчезает. Всякая условная реакция действительно пропадает, если за условным стимулом больше не следует абсолютный: например, звук звонка перестанет вызывать слюноотделение у собаки, если при повторных опытах за этим звуком не будет следовать подкрепление мясом. Но если возобновить выдачу мяса после звонка, то условная реакция возникнет вновь, и притом быстрее, чем первоначально3, доказывая тем самым, что реакция является не угасшей, но латентной, как это объясняет картезианский образ листка бумаги, который гораздо легче сложить по линиям предыдущих сгибов. Торможение условных связей способствует совершенствованию поведения и познания мира. Оно прежде всего позволяет отделить случайные связи (как связь между звонком и получением мяса) от по-настоящему постоянных (например, между видом и запахом мяса при его поедании). Также оно позволяет с большой точностью различать стимулы. Условные стимулы являются первоначально общими, плохо дифференцированными. Например, у первой собаки, у которой Павлов вырабатывал слюноотделение на звуковой сигнал, не наблюдалось никакого слюнотечения во время демонстрации опыта в Санкт-Петербургской академии наук, поскольку условием для выделения слюны был не только звук, но и все сопутствующие раздражители: помещение лаборатории, белая одежда ассистента, церемония кормления и др. Торможение, отделяющее переменные факторы от постоянных, дифференцирует стимулы. Так, ответ, подчинявшийся ранее музыкальному сигналу вообще, может быть привязан затем более специфично к одному определенному музыкальному инструменту и даже к одной ноте данного инструмента, а некоторые собаки могли даже различать звуки, отличавшиеся на четверть тона. Но связь раздражения и торможения может быть и еще более сложной, хотя, конечно, это редко случается у животных, живущих в их естественных условиях обитания. Например, один экспериментатор из школы Павлова приучил собаку выделять слюну при виде круга. Однажды собаке показали эллипс. Эта форма, в общем похожая на форму круга, возбудила условную реакцию. Но эта реакция, не подкрепленная мя- 1 Лейбниц Г. В. Монадология. § 26 // Соч. Т. 1.С. 417. 2 Там же. § 27. 3См.: Павлов И. П. Естественнонаучное изучение так называемой душевной деятельности высших животных // Поли. собр. соч. Т. 3. Ч. 1. С. 73—75.
сом, была заторможена. Круг представлял, таким образом, стимул, возбуждающий реакцию, тогда как эллипс ее тормозил. Затем форму эллипса стали постепенно приближать к форме круга. Собака оказалась способна отличать круг от эллипса вплоть до такого эллипса, у которого соотношение малой и большой оси равнялось 8 к 9. Стимулирование такой формой эллипса, очень похожей на форму круга, спровоцировало у собаки невротическую реакцию1. Данное наблюдение зафиксировало один из первых экспериментальных неврозов и позволило выявить процесс его порождения — процесс жесткого столкнове-ния раздражения и торможения как результат воздействия слишком похожими стимулами. Исходя из подобных опытов, путем аналогии можно предложить теорию, объясняющую этиологию душевных болезней человека. Разумеется, аналогии могут быть более или менее полными. Наиболее подходящие здесь опыты — те, которые демонстрируют возникновение невротических реакций у животных, подвергнувшихся сильному напряжению от раздражения или торможения. Например, животные, подвергнутые воздействию слухового сигнала чрезмерной интенсивности, продуцирующего излишек возбуждения, проявляют невротические реакции. Равным образом можно вызвать перенапряжение торможения, используя монотонный повторяющийся возбудитель, который вследствие взаимосвязи раздражения и торможения влечет за собой торможение, постепенно трансформирующееся в гипноз; в этом случае также могут возникнуть невротические симптомы. Здесь можно не сомневаться, что точно так же порождаются неврозы на войне или на промышленных предприятиях. Во всех этих случаях нервные расстройства появляются в результате расстройства процессов раздражения и торможения, возникшего вследствие внешних физических воздействий — шума боя, бомбардировок и прочего, либо вследствие мо- 1 См.: Павлов И. П. Отношения между раздражением и торможением, размежевание между раздражением и торможением и экспериментальные неврозы у собак //' Поли. собр. соч. Т. 3. Ч. 2. С. 39. нотонно, тысячи раз повторяющихся раздражений, идущих от машин, за которыми нужно внимательно наблюдать, несмотря на возрастающий гипноз и т. д. Но те экспериментальные неврозы, которые возникают в результате конфликтов между раздражением и торможением, представляют собой более отдаленную аналогию с человеческими неврозами. Они провоцируются у взрослых животных вследствие столкновения физических стимулов, тогда как, согласно психоаналитическим наблюдениям, похожие неврозы у человека связаны с конфликтами, восходящими к детскому периоду и, во всяком случае, возникшими на основе бесконечно более сложных условий социальной жизни2. Но в отношении роли социальной среды теория рефлексов предлагает объяснение, диаметрально противоположное психоанализу. Рефлексология рассматривает невроз как результат коллизии противоречивых условий. Для человека же условия носят в основном социальный характер, и поэтому истоки невроза следует искать в противоречиях социальных условий. Для психоаналитика, наоборот, конфликт возникает между инстинктом индивида (прежде всего сексуальным) и цензурой, посредством которой " Я" интериоризирует моральные требования общества. Тезис психоанализа состоит, таким образом, в утверждении, что истоки неврозов следует искать в подавлении сексуального инстинкта обществом. Данный тезис на первый взгляд похож на правду, поскольку кажется, что в нем выражен общий смысл достаточного количества хорошо знакомых фактов. Общеизвестно, что общества, пропитанные христианской моралью, относятся к сексуальности с пуританским осуждением и что они стремятся искоренить и секс вне брака, и отклонения от общепринятых норм путем как публичного осуждения, так и уголовного преследования, что они преувеличенно стыдливо и лицемерно контролируют в этом отношении общественное сознание и т. д. Несмотря на неоспоримость этих фактов, они тем не менее не представляют 2 Cosnier. Les nevroses experimentales. Ch. 6. Paris, 1966.
собой подавление сексуального инстинкта обществом — по крайней мере, если оставить в стороне широкое понимание " сексуального инстинкта" как " принципа удовольствия" и сосредоточиться на его точном воспроизводительном смысле. Общество, подавляющее сексуальный инстинкт индивидов, — это общество, препятствующее свободному деторождению: например, общество, обязывающее по закону подвергнуть стерилизации отцов четырех детей. Но если действительно такие общества существуют, то Фрейд не знал о них и не интересовался ими. Наоборот, то, что психоаналитики называют " христианской моралью", устанавливает в качестве обязанности безграничное деторождение в рамках законного брака. Таким образом, психоанализ путает подавление удовольствия с подавлением сексуальности. Верно, что общественная мораль пуританских стран осуждает сексуальное удовольствие, взятое вне функции размножения. Правда, что с этой точки зрения она тормозит сексуальный инстинкт. Но, с другой стороны, она возбуждает этот же инстинкт, признавая моральной нормой обязанность " плодиться и размножаться". А поскольку сексуальное удовольствие и деторождение естественно связаны, пуританское воспитание требует особенно трудного их разграничения, порождая тем самым постоянную причину для возникновения невротических конфликтов. Для понимания противоречий пуританства в их развитии необходимо выйти за узкие рамки конфликта между христианской моралью и сексуальностью, чем по сути дела ограничился психоанализ. Вообще, пуританство есть мораль промышлен-но развивающихся обществ. Эти общества стремятся развивать возможности потребления посредством увеличения производства. Поскольку конечная цель индустриального общества — увеличение потребления, то индустриализация общества дает мощный толчок потреблению. Но, с другой стороны, и потребительские блага, и средства производства суть только продукты человеческого труда. Следовательно, рост производства возможен лишь путем ограничения потребления и направления доста- точной части доходов на увеличение количества средств производства. Таким образом индустриальные общества должны, с одной стороны, побуждать к потреблению, с другой — ограничивать его. Например, реклама постоянно предлагает стимулы, являющиеся возбуждающими, поскольку манят людей потребительскими благами, и тормозящими, поскольку цены этих благ превышают финансовые возможности потребителей. Тем самым потребители подталкиваются к производственной деятельности ради зарабатывания достаточного количества денег для потребления, но одновременно они лишаются необходимого времени для потребления. Постоянный конфликт между производством и потреблением, характерный для этих обществ, особенно затрагивает производство важнейшего средства производства — человека. С этой точки зрения пуританское общество возбуждает сексуальный инстинкт, как мы это видим на примере американского общества. Но, одновременно с возбуждением инстинкта как производящего, он подавляется как средство удовольствия, то есть в его простом потребительском аспекте. Нужно добавить, что точка зрения потребителя есть точка зрения индивида, тогда как точка зрения общества — это точка зрения производства. Индивиды видят, что их возможности потребления ограничиваются количеством их детей. Они стремятся поэтому подавить инстинкт размножения, тогда как общество старается его возбудить. Дан-ная ситуация, будучи прямо противоположной той, которой ограничивается психоанализ, тем не менее чревата конфликтами, способными породить невротические реакции, но по причинам, которые психоанализ не может объяснить. Эти причины коренятся не в противоречии между инстинктом и обществом, но, что более точно, в противоречивом характере обусловливания инстинкта. Итак, нужно отказаться от всего монолитного в психоаналитической интерпретации. Нет монизма инстинкта, исходящего из единства сексуального инстинкта. Фактически существует столько же инстинктов, сколько есть рефлекторных цепочек безусловных реакций, опирающихся на нервные
структуры. Что же касается развития " Я", то оно не является результатом нераздельного влияния общества в чисто внешнем противопоставлении инстинкту. С одной стороны, общество не может сохраняться и развиваться без производства индивидов. Сексуальный инстинкт имеет, таким образом, признанную обществом ценность, хотя, как простое желание индивидуального наслаждения, он является анархичным элементом, безразличным к социальному порядку вплоть до конфликта с ним. С другой стороны, общество — не что иное, как совокупность индивидов. Поэтому если в одном смысле индивид, как относительно независимая частица, противостоит той целостности, чьей частью он является, то в другом смысле он есть глубоко социальное существо. Противоречие, таким образом, более личное и сложное, чем то, которое выражено в механическом противопоставлении инстинкта индивида социальному подавлению. Более того, " Я" развивается через противоречия своего социального обусловливания, которое порождает множество цепочек условных реакций, более или менее соседствующих, интегрированных или противоречивых. Ь) Топология " Я" Итак, основное в психическом объяснении заключается в более или менее гармоничном или конфликтном переплетении различных цепочек реакций. Их можно представить себе как рядоположенные, но также и как расположенные на разных уровнях, соответствующих последовательным этапам эволюционного развития (применительно к человечеству) и различным моментам в жизни каждого индивида. Описание нервной системы действительно показывает наличие иерархизированной совокупности цепочек реакций, связанных со спинным мозгом, с областью подкорки или корой головного мозга. Эволюционная теория доказывает, что эти три реагирующие системы появились одни раньше, а другие позже, а физиологический анализ подтверждает, что они способны одни к более, а другие к менее примитивным реакци- ям. Например, эмоциональные реакции связаны, по-видимому, с подкорковыми областями головного мозга, в то время как интеллектуализированные и социализированные реакции предполагают участие его коры. Что касается условных цепочек, то их более или менее примитивный характер зависит от собственной истории индивида, а не от эволюции рода. Условные реакции более или менее инфантильны, в зависимости от затормаживания и дифференциации первоначального обусловливания последующим развитием индивида. Уже Фрейд отмечал при объяснении неврозов " прилипчивость либидо", то есть " упорство, с которым либидо держится за определенные направления и объекты" 1. Но при этом он вынужден был констатировать, что данная особенность необъяснима в рамках его анализа. Действительно, фрейдовский анализ оставался чисто психологическим, тогда как рефлексология, изучая животных, подвергшихся процессу вызывания экспериментальных неврозов, смогла выявить нервные типы, по-разному предрасположенные к невротическим реакциям. Классификация этих типов нервной системы основана только на различии (в их тесной связи) раздражения и торможения. Таким образом, можно измерять силу или слабость этих процессов, их уравновешенность или неуравновешенность, наконец, их лабильность или ригидность (т. е. большую или меньшую легкость перехода из одного состояния в другое). Так, Павлов смог констатировать, что неуравновешенные темпераменты (с сильным раздражительным процессом) являются в то же время ригидными, а слабые темпераменты являются также неуравновешенными (процессы раздражения и торможения слабые). 24 возможные математические комбинации шести выделенных элементов эмпирически были сведены к четырем, которые Павлов описал, использовав классификацию темпераментов Гиппократа. Их можно расположить по степени сопротивляемости неврозам: ' Фрейд 3. Введение в психоанализ. Гл. 22. С. 222.
Сильные, уравновешенные, лабильные — сангвинические (большая сопротивляемость). Сильные, уравновешенные, ригидные — флегматические (большая сопротивляемость). Сильные, неуравновешенные — холерические (достаточная сопротивляемость). Слабые — меланхолические (плохая сопротивляемость) '. Конечно, данная типологизация не может быть непосредственно применена к человеку, поскольку в этом случае ее надо дополнить влиянием факторов интеллекта и воображения. " Меланхолический" темперамент может найти способ в большей или меньшей степени избежать неврозов, например, в интеллектуальных упражнениях или воображаемом удовлетворении. С другой стороны, Павлов смог экспериментально доказать, что составляющие указанных нервных типов темпераментов могут модифицироваться либо психологически под воздействием социальной среды, либо химически. Тонизирующие средства, такие, как кофеин, усиливают возбуждение, а такие лекарства, как бром, усиливают тор-\можение. Но особый теоретический и практический интерес павловской классификации состоит в следующем: она показывает, что различные типы нервных систем тем более склонны к невротическим реакциям, чем они слабее, неуравновешеннее и ригид-нее. Теория рефлексов позволяет также интерпретировать " фиксацию либидо" как цепкость условной реакции, чья " прилипчивость" характерна для нервных типов, недостаточно способных к торможению и недостаточно лабильных. Данное объяснение проливает новый свет на фрейдовскую теорию, говорящую о двух результатах ранних фиксаций — извращении или неврозе. Извращение — это ранняя незаторможенная фиксация, интегрированная личностью, оставшейся, по сути, инфантильной. Невроз же является ре-зультатом неравномерности развития: интеллектуальная активность, чувство социальной и моральной ответственности уже развиты, тогда как некоторые области поведения блокированы инфантильным 1 См.: Павлов И.П. Физиология высшей нервной деятельности // Поли. собр. соч. Т. 3. Ч. 2. С. 231. обусловливанием, которое социальное воспитание и сам индивид тщетно пытаются затормозить. В этом случае процессы возбуждения и торможения сталкиваются в безвыходном конфликте, порождая неврозы. Развитие психических аппаратов и цепочек имеет двойное значение. С одной стороны, оно способствует прогрессу поведения. Но, с другой стороны, более сложная, менее примитивная организация является в то же время более нежной, более подверженной угрозе расстройств и надрывов. Никакая предустановленная гармония метафизически не гарантирует согласование цепочек реакций, абсолютных или условных. Разнообразие цепочек означает их соседство в пространстве, при котором они внешни по отношению друг к другу. Такая взаимная внеположенность усугубляется законом взаимной индукции, по которому возбуждение одной области влечет за собой торможение других. Возбуждение более развитых секторов, соответствующих сложным видам социальной и интеллектуальной деятельности, тормозит более примитивные цепочки реакций. Поэтому сознательное, интеллектуальное и социальное " Я" может их более или менее игнорировать. Но тем самым они не устранены — они только заторможены, то есть являются латентными, всегда готовыми прореагировать на определенные условные стимулы, тормозя, в свою очередь, интеллектуализированные и социализированные секторы. Итак, именно пространственное различие, означающее соседство и взаимную внеположенность различных психических аппаратов, может объяснить феномены, которые психоанализ пытался истолковать при помощи путаных понятий вытеснения и цензуры. Некоторые элементы " Я" остаются пространственно отделенными. Они не включены в ясное сознание интеллекту-ализированных и социализированных элементов " Я". Но если они заторможены, пока действуют высшие функции, то они все же способны прийти к осознанию самих себя, когда их собственная деятельность, в свою очередь, затормаживает интеллектуализированные и социализированные стороны " Я". Так, физиологические эксперименты над сном показали, что сновидения возникают
на стадиях наиболее глубокого сна. Объяснение этого парадокса может быть найдено в общих законах, регулирующих отношения между возбуждением и торможением. Длительное возбуждение после распространения концентрируется и окружается зоной торможения. Психологически это феномен внимания: концентрация сознания на объекте затормаживает другие случайные стимуляции. Если такое торможение длится и распространяется, оно производит гипноз, то есть почти тотальный сон, характеризующийся торможением большей части стимулов, при котором остаются лишь некоторые изолированные очаги возбуждения. Если и эти очаги гаснут, то наступает тотальный сон1: Перед нами постоянно находятся те или иные предметы, которые действуют на наши глаза или на наши уши и, следовательно, оказывают влияние и на душу, а между тем мы не замечаем этого, так как наше внимание приковано к другим предметам до тех пор, пока какой-нибудь предмет не привлечет к себе внимания своим усиленным действием или по какой-нибудь другой причине; это как бы своего рода частный сон по отношению к данному объекту, и сон этот становится общим, когда мы отвращаем свое внимание от всех предметов вместе2. Можно предположить, что в результате гипнотического торможения в его завершенном виде возникает возбуждение частей психического аппарата, обычно заторможенных деятельностью бодрствования. Тогда в сознании пробуждается целый мир примитивных эмоций и диких мыслей. Спящий может прожить собственную версию путешествий Кука или Бугенвиля и увидеть встающие среди звенящих струй фрагменты потерянного рая чарующей первобытной красоты. Однако этот мир сновидений именно первобытный. Его невинность есть не что иное, как дикарская нечувствительность к добру и злу, а его мысль всецело занята пустяковыми и бессвязными событиями, которые выдают инфантильное сознание. 1 См.: Павлов И. П. Проба физиологического понимания симптомологии истерии. § 1 // Поли, собр. соч. Т. 3. Ч. 2. С. 197; Павлов И. П. Проблема сна // Там же. С. 424—425. 2 Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. Кн. II. Гл. 1. § 14 // Соч. Т. 2. С. 115. Итак, сознание сновидений соответствует условиям психического развития, " существовавшим до развития языка нашего мышления" 3. Психоанализ соотносит его поэтому с языком первобытного мышления, которое оперирует не абстрактными понятиями, а образами и символами. Таков же, согласно психоанализу, и язык невротических симптомов. Но в то же время психоанализ признает, что спящий, осознающий свой сон, или больной, переживающий развертывание симптомов невроза, не знает, что означают образы его сновидений или символическое поведение его неврозов. И нет никого, кто сказал бы хоть слово, поскольку сны и символы — это выражения инстинкта, а инстинкт, будучи отделенным от " Я" элементом, не есть кто-то — некое " Я", но есть самое большее что-то — некое Оно. Наконец, совершенно очевидно, что ни сновидения, ни символы не адресованы какому-либо собеседнику. Сны и невротические симптомы — это речь, которую никто не произносит, которая ни к кому не обращена и которая сама не знает, что она хочет сказать. Так что это, собственно, не языки, ибо язык только там, где кто-то говорит с кем-то другим, чтобы ему что-то сказать. Конечно, можно сказать, что сновидения и симптомы имеют смысл, поддающийся расшифровке психоаналитиком и выраженный на абстрактном и социализированном языке науки. Похоже, что психоаналитик переводит на свой язык то, что спящий или больной выражает на своем. Но интерпретировать знак — это не всегда есть то же самое, что переводить язык, поскольку если всякий язык есть знак, то не все знаки — язык. Например, следы, оставленные животным, есть знаки его пребывания, но как следствие есть знак причины, а не как язык есть знак передаваемого смысла. С этой точки зрения возможно дать чисто объективистскую интерпретацию психоанализа. Сновидения и невротическое поведение рассматриваются в этом случае как чистые симптомы, то есть как вторичные следствия, вытекающие причинно-механическим путем из основного расстройства, — как, например, сыпь есть симптом кори. 'Фрейд 3. Введение в психоанализ. Гл. 13. С. 125.
Безусловно, подобная интерпретация в некоторых отношениях более удовлетворительна, чем рассмотрение сновидений и невротического поведения как формы языка. В собственном смысле слова есть только язык " Я", то есть сознание, которое, осознавая себя, осознает также и значение языка, который оно образует, чтобы обратиться к другим. Да и сам психоанализ в этом убежден, поскольку, чтобы представить сновидения и невротическое поведение как язык, он должен приписать инстинкту способность деформировать и зашифровывать послания предположительно ясные и понятные первоначально. Итак, нужно отбросить гипотезу, которая наделяет эти отпавшие от " Я" фрагменты, чьими знаками являются сны и неврозы, самосознанием, которым они как раз не могут обладать. Тем не менее сны и невротическое поведение являются сознательными выражениями. Правда, сознательное выражение есть только форма выражения вообще. Прышевая сыпь, например, есть также выражение расстройства, чья сущность скрыта, но которое ясно проявляется вовне. Однако сознательное выражение не сводится к механическому выражению. Смысл сновидения и невротического расстройства является однопорядковым с чувством, желанием, намерением: он восходит к мысли. Решение состоит в том, что сновидение и невротическое поведение действительно представляют смысл, который может быть выражен ясным языком науки, но к такому смыслу можно добраться в результате целой исследовательской работы. Его нельзя брать как исходную предпосылку и поэтому нельзя интерпретировать символизм выражения в сновидениях и неврозах как результат маскировки, с помощью которой исходно ясный смысл драпируется символической мишурой. Скорее наоборот, использование символа означает, что сознание не дошло до адекватного понимания I того, что оно выражает. Сновидение — это 1 не шифрованный язык самосознания, а выражение сознания, которое еще не обрело языка, потому что оно не достигло осознания себя самого. По отношению к осознанию " Я" самого себя сознание сновидений есть другое место сознания — внутренний остров Пасхи, который предлагает спящему загадку своих символов. Сновидение и невроз действительно знаки, то есть они отсылают к чему-то иному, помимо их видимого значения, которым сознание не может удовлетвориться. Но этот знак остается загадкой, поскольку является выражением психических элементов, отпавших от " Я", имеющих смысл в себе, но не для себя и которые не могут себя адекватно выразить в языке: Мы только знак, но невнятен смысл,...мы в изгнанье едва ль родной язык не забыли1. с) Душа и " Я" Таким образом, психика не сводится к самосознанию или даже к сознанию, но представляется разделенной на внеполо-женные друг другу психические аппараты, каждому из которых соответствует особая форма сознания. Сознание выступает как связанное с функционированием органических аппаратов. Вообще представлять его по-другому — значило бы представлять себе способность, независимую от каких бы то ни было средств реализации, или функцию, работающую без функционирующего аппарата: Философия некоторых философов и врачей прошлого, которая носила еще на себе печать варварства того времени и которую теперь презирают... спасала явления тем, что выдумывала для них специально скрытые качества или способности, считавшиеся похожими на небольших демонов или домовых, способных выполнять беспрекословно все то, что от них требуют, вроде того как если бы карманные часы указывали время благодаря некоторой часопоказывающей способности, не нуждаясь ни в каких колесиках, или как если бы мельницы мололи зерна благодаря некоторой размалывающей способности, не нуждаясь в таких вещах, как жернова2. Часы отмечают время не благодаря своей временной способности, а благодаря дви- 1 Гёльдерлин Ф. Мнемозина // Соч. М., 1969. С. 181. (Мы истолковываем эту поэму безумия не как выражение человеческого бытия, но как выражение душевной болезни поэта.) 2 Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. Предисловие // Соч. Т. 2. С. 67.
жению колесиков и стрелок. Так и сознание не является психическим свойством, способным действовать независимо от функционирования нервной системы вообще и головного мозга в частности. С этой точки зрения развитие психофизиологии должно привести к восстановлению в своих правах — в противовес картезианскому дуализму — аристотелевско-томистской концепции, согласно которой душа есть " идея тела", то есть принцип его организации и функционирования. В этом смысле существует столько душ, сколько есть различных типов организованных существ. Например, растения имеют растительную душу, соответствующую исключительно вегетативным функциям: рост, ассимиляция, дыхание, воспроизводство и т. д. Животные обладают сверх того другой душой — чувствующей и двигающей, а человек — мыслящей. Такой взгляд в общем подтверждается современной физиологией, с той разницей, что он более конкретизирован, так что данными способностями наделяются различные дифференцированные и скоординированные системы: нервно-вегетативная, мозговая и их подразделения. Тем самым отвергается картезианский дуализм, а также то, что было дуалистическим в аристотелевско-томистской концепции. Дело в том, что, не зная истинных функций головного мозга, Аристотель не обозначил органа, пригодного для рационального мышления. Мы же не можем не признать органом такой функции кору головного мозга, отказываясь тем самым от всякого разделения мысли и тела. Факты достаточно убедительно подтверждают отсутствие такого разделения, поскольку, например, с трудом преодоленные тяжелые переживания могут спровоцировать язву желудка, которую можно вылечить чисто психическим воздействием, и т. п. Такие явления были сначала названы " психосоматическими", поскольку в них усматривалась внутренняя связь между душой и телом. Но правильнее их называть " корко-висцеральными", поскольку они являются результатами воздействия на нервно-вегетативные функции расстройств сигналов, идущих от коры головного мозга. Эти расстройства могут породить органические болезни, которые можно было бы назвать " органическими неврозами". Здесь невротические изменения проявляются не в нарушениях поведения, а в органических болезнях. Если сознание есть не что иное, как органическая функция, а жизнь — только форма организации материи, надо признать за материей потенциальную способность к мышлению. Лейбниц, однако, отвергал данное следствие на том основании, что сознание не может быть построено по законам механики. Если и можно построить мысляющую машину, то в этой машине будут " только части, которые толкают друг друга". То же самое — ситуация, если строится достаточно большая модель работающего мозга, " так что можно будет входить в нее, как в мельницу" 1. Действительно, пример гигантских электронных машин, моделирующих сегодня
|