Специфика дизайна как вида искусства
Дизайн считается видом искусства. Чтобы понять, какое место дизайн занимает в общей структуре искусства, нужно понимать, что искусство- художественное творчество, делится на 3 раздела – временные, пространственные, пространственно-временные искусства. Нас интересуют пространственные, которые, в свою очередь, делятся на изобразительные и неизобразительные. К неизобразительным относятся скульптура, архитектура и дизайн. Таким образом, дизайн является пространственным неизобразительным искусством и родствен архитектуре и декоративно- прикладному искусству. Специфика дизайна в соединении художественной и технической составляющей и ориентированности на массовое производство. Если сравнить с прикладным искусством, то произведение прикладного искусства эксклюзивно, задумано и реализовано одним человеком, форма разрабатывается без учёта условий и неизбежных ограничений массового производства. А дизайнер должен принимать во внимание при проектировании формы современный уровень развития производства. Дизайн – от лат. «designare» - определять, обозначать. Дизайн – деятельность, связанная с проектированием объектов предметной среды, окружающей человека. Именно дизайн налаживает связь между изделием, выпускаемым производством, и потребителем, для которого предназначено это изделие. Основной чертой дизайна является максимальное согласование, гармонизация отношений между человеком и предметным миром, важно, чтобы предметы обладали функциональными, потребительскими и эстетическими качествами. Дизайнер должен знать, как сделать вещь одновременно дешевой, красивой, качественной и удобной. Тема 1. Развитие предметной среды в доиндустриальную эпоху. Стихийный дизайн первобытной эпохи. В эпоху палеолита (40-10 тыс. лет до н.э.) зарождается деятельность человека по созданию объектов предметного мира. Объекты предметного мира – каменные орудия труда, сначала примитивные, со временем совершенствовались, принимали более правильную форму, в конце концов человек достиг симметрии, стал придавать определённую эстетичность формам своего орудия труда. И таким образом постепенно выходил на более совершенный окружающий предметный мир, решая задачи компоновки деталей, поиска наиболее эргономичной формы, органичного соединения красоты и удобства. Процесс отбора наилучших решений происходил ещё очень медленно, методом проб и ошибок, эмпирическим путём, поэтому его и называют стихийным.
|