Баухауз
Распространению идей Функционализма способствовал Баухауз, первое учебное заведение в Европе, которое начало готовить дизайнеров. Стоит отметить, что в начале ХХ века в Европе существовали четыре купных центра нового стиля: Франция, Германия, Россия и Голландия. Но лишь в России и Германии возникли совершенно новые типы учебных заведений – школы универсального дизайнерского профиля с оригинальными и в чем -то похожими принципами построения учебных программ. В 1919г. немецкий архитектор Вальтер Гропиус был назначен главой двух художественных школ в Веймаре – Школы искусств и ремесел и Института изящных искусств – и объединил их в одну. Война разуверила Гропиуса в промышленности как движущей силе прогресса. Он обращается к предметно -художественному творчеству как к инструменту для построения гуманной среды. Слово «Баухауз» Гропиус придумал сам (инверсия слова «Haus-bau» - строительство домов, оно символизировало построение своеобразного храма искусства, в котором есть место всем ремеслам и искусствам под крышей архитектуры, при ее ведущей роли. Идея создания школы была в том, чтобы приблизить обучение как можно ближе к производству. Чтобы учащиеся работали не над созданием какого-то автономного изделия, а над изделием, кот. можно было выпускать промышленным способом. Акцент сделан на функциональность формы, поэтому школу Баухауз можно считать источником функционализма. Название означает «Дом строительства», от средневекового слова Баухютте – хижина строительства. Так в эпоху Средневековья назывались артели мастеров, участвующих в строительстве храмов. Будучи архитектором, Гропиус считал, что архитектура во главе всего. Он хотел, Чтобы на выходе после всех курсов студенты были задействованы в одном проекте одного здания. Объединение всех видов искусства под эгидой архитектуры. Гропиус какое-то время жил в Англии и ознакомился с идеями и деятельностью «Искусств и ремёсел». Ему хотелось, чтобы студенты и профессор объединялись творческим началом, чтобы царила творческая обстановка. Профессора у них именовались мастерами, а студенты – подмастерьями. Одна из идей Гропиуса была в том, чтобы не забывать ручной труд, постигая тонкости работы с материалом в мастерских, чтобы в дальнейшем эти знания использовать при проектировании изделий для массового машинного производства. Впервые в истории в Баухаузе ввели обучение техническим знаниям, технического производства. Приходили технологи и рассказывали об особенностях производства, сложностях. Преподаватели Баухауза, среди которых были знаменитейшие представители авангарда, такие, как Пауль Клее и Василий Кандинский, разработали систему обучения, сначала водный курс 6 месяцев, где преподавались основополагающие дисциплины, например, композиция, цветоведение и т.д., которые должны знать все, независимо от того, какую специализацию выберут впоследствии. После вводного курса студент определялся в ту или иную мастерскую, где работал с тем материалом, который был для него наиболее интересным и подходящим. На последнем курсе студентов часто отправляли работать на реальный объект. Преподавание в Баухаузе было ориентировано на практическое производство. Наиболее удачные проекты студентов находили реальное применение. Например, разработанная Вильгельмом Вагенфельдом кухонная посуда производилась массово и была едва ли не на каждой второй кухне Германии. Немецкий функционализм, в отличие от других европейских стран (кроме Скандинавии) был максимально ориентирован на широкие слои населения, дизайнеры стремились сделать вещь возможно более доступной, сохранив при этом её качество и эстетичность. Профессора и студенты придерживались социалистических взглядов. Поэтому при появлении нацизма в Веймаре, им пришлось переехать в Дессау в 1925 году. Это стало положительным моментом для Баухауза, т.к. Дессау- промышленный город, где было более реально получить заказы. Специально для Баухауза в Дессау Вальтер Гропиус построил новое здание -образец функционализма.
В.Вагенфельд. Чайный сервиз. М. Брейер. Набор столиков на основе единого каркаса из гнутой стальной трубы. С этого времени для Баухауза характерна ещё большая ориентация на массовое производство.Но и в Дессау Баухауз продержался недолго по тем же причинам.В 1931году переехал в Берлин, в сокращенном варианте. А в 1933 перестал существовать. Ректор-Мис ван дер Роэ и преподаватели сами решили его распустить, после того, как однажды в Баухауз ворвалась полиция, по обвинению в распространении коммунистических идей, искали соответствующую литературу, а студентов и профессоров, у которых не оказалось при себе документов, забрали в полицию. После этого Баухауз закрылся и многие преподаватели уехали в Америку (например, Мисван дер Роэ, Ле Корбюзье). Сейчас Баухауз восстановлен, но это уже больше научно-исследовательское заведение, чем учебное. Для Германии во второй половине XX века идеи Баухауза не были забыты.В 1950-х гг. Появилось направление Неофункционализм, получивший развитие в творчестве Дитера Рамса, Ульмской школы. Баухауз и Веркбунд можно рассматривать как что-то общее, многие преподаватели Баухауза были участниками Веркбунда.
|