Студопедия — ЧУВСТВЕННАЯ ТКАНЬ СОЗНАНИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЧУВСТВЕННАЯ ТКАНЬ СОЗНАНИЯ






Развитое сознание индивидов характеризуется своей психологиче­ской многомерностью.

В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувствен­ную ткань. Эта ткань и образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, отно­симой к будущему или далеко только воображаемой. Образы эти различа­ются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д. Обо всем этом написаны многие тысячи страниц. Однако эмпирическая психология постоянно обходила важней­ший с точки зрения проблемы сознания вопрос: о той особой функции, которую выполняют в сознании его чувственные элементы. Точнее, этот во­прос растворялся в косвенных проблемах, таких, как проблема осмысленно­сти восприятия или проблема роли речи (языка) в обобщении чувственных данных.

Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности.

Это утверждение может показаться парадоксальным, потому что ис­следования чувственных явлений издавна исходили из позиций, приво­дивших, наоборот, к идее об их «чистой субъективности», «иероглифично-сти». Соответственно, чувственное содержание образов представлялось не как осуществляющее непосредственную связь сознания с внешним ми­ром2, а, скорее, как отгораживающее от ш> го.

1 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
С. 133—140.

2 См. Ленин ВМ. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 46.


Леонтьев А.Н. Чувственная ткань сознания 543

В послегельмгольцевский период экспериментальное изучение про­цессов перцепции ознаменовалось огромными успехами, так что психоло­гия восприятия наводнена сейчас великим множеством разнообразных фактов и частных гипотез. Но вот что удивительно: несмотря на эти ус­пехи, теоретическая позиция Гельмгольца осталась непоколебленной.

Правда, в большинстве психологических работ она присутствует не­видимо, за кулисами. Лишь немногие обсуждают ее серьезно и открыто, как, например, Р.Грегори — автор самых, пожалуй, увлекательных совре­менных книг о зрительном восприятии1.

Сила позиции Гельмгольца в том, что, изучая физиологию зрения, он понял невозможность вывести образы предметов непосредственно из ощу­щений, отождествить их с теми «узорами», которые световые лучи рисуют на сетчатке глаза. В рамках понятийного строя естествознания того вре­мени решение проблемы, предложенное Гельмгольцем (а именно, что к ра­боте органов чувств необходимо присоединяется работа мозга, строящего по сенсорным намекам гипотезы о предметной действительности), было единственно возможным.

Дело в том, что предметные образы сознания мыслились как некото­рые психические вещи, зависящие от других вещей, составляющих их внеш­нюю причину. Иначе говоря, анализ шел в плоскости двоякой абстракции, которая выражалась, с одной стороны, в изъятии сенсорных процессов из системы деятельности субъекта, а с другой — в изъятии чувственных обра­зов из системы человеческого сознания. Сама идея системности объекта на­учного познания оставалась неразработанной.

В отличие от подхода, рассматривающего явления в их изолирован­ности, системный анализ сознания требует исследовать «образующие» соз­нания в их внутренних отношениях, порождаемых развитием форм свя­зи субъекта с действительностью, и, значит, прежде всего, со стороны той функции, которую каждое из них выполняет в процессах презентирова-ния (представленности) субъекту картины мира.

Чувственные содержания, взятые в системе сознания, не открывают прямо своей функции, субъективно она выражается лишь косвенно — в безотчетном переживании «чувства реальности». Однако она тотчас обна­руживает себя, как только возникает нарушение или извращение рецеп­ции внешних воздействий. Так как свидетельствующие об этом факты имеют для психологии сознания принципиальное значение, то я приведу некоторые из них.

Очень яркое проявление функции чувственных образов в сознании реального мира мы наблюдали в исследовании восстановления предмет­ных действий у раненых минеров, полностью ослепших и одновременно потерявших кисти обеих рук. Так как у них была произведена восстано­вительная хирургическая операция, связанная с массивным смещением

1См. Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972.


544 Тема 7. Человек как субъект познания

мягких тканей предплечий, то они утрачивали также и возможность ося­зательного восприятия предметов руками (явление асимболии). Оказалось, что при невозможности зрительного контроля эта функция у них не вос­станавливалась, соответственно у них не восстанавливались и предметные ручные движения. В результате через несколько месяцев после ранения у больных появлялись необычные жалобы: несмотря на ничем не затруд­ненное речевое общение с окружающими и при полной сохранности ум­ственных процессов, внешний предметный мир постепенно становился для них «исчезающим». Хотя словесные понятия (значения слов) сохраняли у них свои логические связи, они, однако, постепенно утрачивали свою предметную отнесенность. Возникала поистине трагическая картина раз­рушения у больных чувства реальности. «Я обо всем как читал, а не ви­дел... Вещи от меня все дальше» — так описывает свое состояние один из ослепших ампутантов. Он жалуется, что когда с ним здороваются, «то как будто и человека нет»1.

Сходные явления потери чувства реальности наблюдаются и у нор­мальных испытуемых в условиях искусственной инверсии зрительных впечатлений. Еще в конце прошлого столетия Стреттон в своих класси­ческих опытах с ношением специальных очков, переворачивающих изо­бражение на сетчатке, отмечал, что при этом возникает переживание не­реальности воспринимаемого мира2.

Требовалось понять суть тех качественных перестроек зрительного образа, которые открываются субъекту в виде переживания нереальности зрительной картины. В дальнейшем были обнаружены такие особенности инвертированного зрения, как трудность идентификации знакомых пред­метов3 и особенно человеческих лиц4, его аконстантность5 и т.п.

Отсутствие прямой отнесенности инвертированного зрительного об­раза к объективному предметному миру свидетельствует о том, что на уров­не рефлектирующего сознания субъект способен дифференцировать воспри­ятие реального мира и свое внутреннее феноменальное поле. Первое представлено сознательными «значимыми» образами, второе — собственно чувственной тканью. Иначе говоря, чувственная ткань образа может быть представлена в сознании двояко: либо как то, в чем существует для субъ­екта предметное содержание (и это составляет обычное, «нормальное» явле-

1 Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Восстановление движения. М., 1945. С. 75.

2 См. Stratton M. Some preliminary experiments in vision without inversion of the
retinal image // Psychological Review. 1897. № 4.

3 Cm. Gaffron M. Perceptual experience: an analysis of its Relation to the external
world through internal processing // Psychology: A Study of a Science. 1963. Vol. 4.

4 Cm. Jin. Looking an upside-down face // Journal of Experimental Psychology. 1969.
Vol. 81 (1).

5 См. Логвиненко АД., Столин В.В> Восприятие в условиях инверсии поля зрения.
Эргономика. Труды ВНИИТЭ. М., 1973. Вып. 6.


Леонтьев А.Н. Чувственная ткань сознания 545

ние), либо сама по себе. В отличие от нормальных случаев, когда чувствен­ная ткань и предметное содержание слиты между собой, их несовпадение обнаруживается либо в результате специально направленной интроспек­ции1, либо в особых экспериментальных условиях — особенно отчетливо в опытах с длительной адаптацией к инвертированному зрению2. Сразу после надевания инвертирующих призм субъекту презентируется лишь чувствен­ная ткань зрительного образа, лишенная предметного содержания. Дело в том, что при восприятии мира через меняющие проекцию оптические уст­ройства видимые образы трансформируются в сторону их наибольшего правдоподобия; другими словами, при адаптации к оптическим искажени­ям происходит не просто иное «декодирование» проекционного образа, а сложный процесс построения воспринимаемого предметного содержания, имеющего определенную предметную логику, отличную от «проекционной логики» сетчаточного образа. Поэтому невозможность восприятия предмет­ного содержания в начале хронического эксперимента с инверсией связана с тем, что в сознании субъекта образ представлен лишь его чувственной тка­нью. В дальнейшем же перцептивная адаптация совершается как своеоб­разный процесс восстановления предметного содержания зрительного об­раза в его инвертированной чувственной ткани3.

Возможность дифференцирования феноменального поля и предмет­ных «значимых» образов, по-видимому, составляет особенность только чело­веческого сознания, благодаря которой человек освобождается от рабства чувственных впечатлений, когда они извращаются случайными условиями восприятия. Любопытны в этой связи эксперименты с обезьянами, которым одевались очки, инвертирующие сетчаточный образ; оказалось, что, в отли­чие от человека, у обезьяны это полностью разрушает их поведение и они впадают на длительный срок в состояние инактивности4.

Я мог привести здесь лишь немногие данные, касающиеся того особен­ного вклада, который чувственность вносит в индивидуальное сознание; бы­ли, например, вовсе опущены некоторые важные факты, полученные в ус­ловиях длительной сенсорной депривации5. Но и сказанного достаточно, чтобы поставить вопрос, центральный для дальнейшего анализа рассматри­ваемой проблемы.

1 Это дало основание ввести понятие «видимое поле» в отличие от понятия «видимый
мир». См. Gibson J.J. Perception of the visual world. Boston, 1950.

2 См. Логвиненко АД. Инвертированное зрение и зрительный образ // Вопросы
психологии. 1974. № 5.

3 См. Логвиненко АД. Перцептивная деятельность при инверсии сетчаточного образа
// Восприятие и деятельность. М., 1975.

* См. Foley J.B. An experimental investigation of the visual field in the Resus monkey // Journal of genetik Psychology. 1940. № 56.

5 Cm. Solomon Ph., Kubzansky P. and oth. Physiological and Psychological aspects of sensory deprivation // Sensory deprivation. Cambridge, Mass., 1965.

35 Зак. 2652


546 Тема 7. Человек как субъект познания

Глубокая природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессах деятельности, прак­тически связывающей субъекта с внешним предметным миром. Как бы ни усложнялись эти связи и реализующие их формы деятельности, чувст­венные образы сохраняют свою изначальную предметную отнесенность.

Конечно, когда мы сопоставляем с огромным богатством позна­вательных результатов мыслительной человеческой деятельности те вклады, которые непосредственно вносит в него наша чувственность, то прежде всего бросается в глаза их крайняя ограниченность, почти нич­тожность; к тому же обнаруживается, что чувственные впечатления по­стоянно вступают в противоречие с более полным знанием. Отсюда и возникает идея, что чувственные впечатления служат лишь толчком, приводящим в действие наши познавательные способности, и что образы предметов порождаются внутренними мыслительными — бессознатель­ными или сознательными — операциями, что, иначе говоря, мы не воспри­нимали бы предметного мира, если бы не мыслили его. Но как могли бы мы мыслить этот мир, если бы он изначально не открывался нам имен­но в своей чувственно данной предметности?


М.Айзенк

 






Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 665. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия