ИЗУЧЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ В ОДЕЖДЕ
Цель работы: внутренняя разработка моделей одежды на основе физических и психологических свойств линий, а также с помощью зрительных иллюзий в одежде. Содержание работы: 1. Внутренняя проработка моделей женской одежды при помощи различных видов линий. 2. Внутренняя проработка моделей женской одежды при помощи различных видов иллюзий. Пособия и инструменты: простой карандаш, гелевая ручка, ластик, листы формата А4.
Пособия и инструменты: простой карандаш, ластик, листы формата А4, цветные карандаши или краски, ножницы, клей, журналы с цветными иллюстрациями, калька.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1. Для выполнения лабораторной работы студенты получают шаблон женской фигуры, который необходимо скопировать на лист формата А4 так, чтобы получились две фигуры. 2. Внутренняя проработка моделей одежды при помощи различных видов линий. Под линией в одежде понимаются: – силуэтные контуры одежды; – конструктивные линии, если они выделены; – линии краев деталей (борта, воротника, горловины и т.д.); – линия низа изделия и рукава; – декоративные линии (тесьма, кайма, вышивка, аппликация, мех, бахрома, кружево и т.д.); – рисунок ткани. Каждая линия может характеризоваться 7 аспектами: траекторией, толщиной, продолжительностью (сплошная, прерывистая), консистенцией, остротой края (острая, пушистая), длиной, направлением (вертикальная, горизонтальная, диагональная). Каждая линия имеет физические и психологические свойства. Физические – влияние на восприятие параметров предмета Психологические – настроение, ощущение, возникающие при визуальном восприятии предмета. Например, траектория линий влияет на восприятие объекта: 1. Прямая линия, зазубрины, зигзаг - подчеркивает угловатость, костлявость, скрадывает полноту; психологически воспринимается как суровая, уверенная, напряженная, мужественная, острая, деловая, отрывистая, резкая, напряженная, жесткая. 2. Изогнутая, петлеобразная, волнообразная, фестончатая - подчеркивает изгибы тела, скрадывает худобу и угловатость, подчеркивает полноту; психологически воспринимается как мягкая, гибкая, грациозная, женственная, пассивная, утонченная, деликатная, изящная. По толщине линии могут быть: толстые, тонкие, неровные, ровные. С увеличением толщины линии усиливается эффект восприятия – например, толстая изогнутая линия больше подчеркивает полноту и скрадывает худобу, чем тонкая. По консистенции линии бывают сплошные и полые. Сплошная линия (в изделии это кант, рулик, лента, ремень, пояс, рисунок ткани) повышает уверенность, воспринимается как сильная, твердая, усиливает психологический эффект. Полая линия (в изделии это кружева, бахрома, рисунок ткани) уменьшает вес, удаляет, психологически воспринимается как слабая, деликатная. Острота края линии сообщает объекту точность, твердость, уверенность (швы, вытачки, края, срезы, строчки, полоска ткани). Пушистый край линии (мех, бахрома) придает мягкость, неопределенность, зрительно слегка увеличивает размер, объем. Длина линий влияет на восприятие параметров предмета: длинная линия подчеркивает свое направление, удлиняет, короткая – прерывает пространство, ломает его. Направление линий также имеет значение в костюме. Так, вертикальные линии удлиняют и сужают объект, психологически придают строгость, достоинство, стабильность. Горизонтальные линии – укорачивают и расширяют объект, придают пассивность, спокойствие. Диагональные линии несут в себе те физические свойства линий, ближе к которым они находятся, например, диагональ ближе к вертикали удлиняет и сужает объект. Однако диагональные линии придают объекту динамичность, нестабильность, активность. Поэтому модель, имеющая диагональное направление линий, всегда более динамична относительно вариантов с вертикальными и горизонтальными линиями На полученные фигуры необходимо нанести контур изделия, причем объем и длина изделий на обеих фигурах должны быть идентичны. Вид изделия студенты выбирают по вариантам из таблицы 7. Таблица 7 – Варианты заданий
Затем начинают детальную проработку моделей одежды: на одной фигуре линии должны быть плавными со скругленными углами, а на другой – прямыми с четко обозначенными углами. Это могут быть линии выреза горловины, низа изделия, конструктивные членения и т.д. После чего студенты оценивают полученные эскизы и делают вывод о влиянии различных видов линий на визуальное восприятие объема фигуры, а также оценивают психологическое восприятие моделей одежды. Пример разработки платья разными видами линий представлен на рисунке 7. 3. Внутренняя проработка моделей одежды при помощи различных видов иллюзий. На полученные фигуры студенты наносят контур заданного вида изделия. Объем и длина изделий, форма выреза горловины, рукава и линии конструктивных членений на обеих фигурах должны быть идентичны. Затем внутреннее пространство формы изделия заполняют в соответствии с видом иллюзии из таблицы 8. Таблица 8 – Варианты заданий
Пример выполнения задания – использование ткани с мелким и крупным рисунком – приведен на рисунке 7. По выполнению задания студенты оценивают полученные эскизы и делают вывод о влиянии различных видов иллюзий на визуальное восприятие объема и роста фигуры.
|