Студопедия — Определение зрительной иллюзии. Виды иллюзий
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Определение зрительной иллюзии. Виды иллюзий






 

В процессе художественного проектирования одежды одежды необходимо учитывать приемы зрительных иллюзий.

Иллюзии зрительного восприятия. Идеальные и пропорциональные фигуры встречаются в жизни не так уж часто, и, проанализировав свою фигуру, каждый из нас нашел в ней хотя бы одно отклонение от стандартной. Конечно, серьезный недостаток фигуры исправить почти невозможно, а вот скрыть его, сделать мене заметным при помощи одежды, «приблизиться» к идеальному типу человека своего времени средствами костюма вполне реально. Если в прошлом это достигалось с помощью внутренних конструкций (корсет, кринолин, толщина ткани и пр.), то в наше время это делается средствами, «лежащими» на поверхности – конфигурация силуэта, линии, объемы, пропорциональное членение форм, цвет. И именно эти средства и создают то или иное впечатление или, иначе говоря, иллюзии.

Иллюзиями зрительного восприятия называют закономерно возникающие у разных людей впечатления искажения размера, формы и цвета предметов в определенных условиях их восприятия. Т.е. оптический эффект заставляет нас обманываться: то, что мы видим, не соответствует реальности.

Достаточно сильно иллюзии проявляются при восприятии цветовых сочетаний, но сегодня мы будем рассматривать иллюзии, связанные с восприятием формы - это восприятие линий, углов, площадей, объемов. Причем, необходимо отметить, что восприятие одних только линий уже создает определенное впечатление. Линии имеет любой предмет одежды и они бывают разные – вертикальные, горизонтальные, диагональные, прерывистые, скрещивающиеся и т.д., но в одежде все линии модно разделить на две группы - внешние и внутренние.

Внешние линии в одежде проявляются, и в длине предметов одежды. В настоящее время длина наших юбок и платьев не является какой-то определенной постоянной величиной для всех, каждая женщина сама определяет длину своей одежды. И к этому вопросу нужно относиться очень серьезно, т.к. линия низа (равно как и линия талии) – горизонтальные линии, и их месторасположение и длина могут менять визуально размеры верхней и нижней частей тела.

Можно создавать иллюзии более длинного туловища или более длинных ног, изменяя длину верхних частей или талии.Для каждой женщины одной из основных задач в выборе одежды является определение привлекательной длины юбки или платья. При выборе длины необходимо учитывать, что горизонтальные линии привлекают внимание, т.к. считается, что человеческий глаз по вертикальной линии скользит быстро, а на горизонтальной любит лениво отдыхать. Поэтому, если ножки полные, то будет лучше, если линия низа пройдет по самому узкому участку ноги – это относится и к области колена, и к области икры. То же самое можно сказать и о длине жакетов: при широких бедрах жакет ни в коем случае не должен заканчиваться на самой широкой части бедер.

Внутренние линии – это линии, которые располагаются внутри силуэта. Внутренние линии в одежде сосредотачивают внимание на направлениях вверх, вниз или горизонтально, чем тоже создают, как и внешние линии, эффект оптических иллюзий. Внутренние линии бывают вертикальными, горизонтальными, диагональными и изогнутыми.

Зрительные иллюзии, как правило, использовались, чтобы приблизить реальные размеры фигуры к идеальным: сделать рост выше, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д.

В современной одежде сохранились подкладные плечи, прокладки в области груди в пиджаках и использование специального белья в больших вечерних туалетах, позволяющие добиваться «идеальной фигуры». Но эти приемы значительно упростились, потому что изменились эталоны красоты.

Первый путь создания иллюзий в одежде - фигура остается неизменной, изменяется образ при помощи приемов создания зрительных иллюзий. То есть, вводятся в модель вертикальные линии для придания фигуре стройности, используются клетчатые и полосатые ткани, особое внимание отводится моделированию воротников и выреза горловины и т.д.

Второй путь применения зрительных иллюзий - разработка моделей в стиле «оп-арт», который требует геометрически точных сопряжений линий, полосок, клеток, а также превращения плоскости деталей одежды в иллюзорное объемное пространство.

Зрительными иллюзиями в костюме называют возникающее впечатление искажения размера, формы, цвета, пропорций предметов при определённых условиях их восприятия. Можно изменить представления об истинных пропорциях нашего тела и объемах, правильно сочетая и комбинируя в костюме различные линии кроя, а также светлые и тёмные цвета. На этом в основном и строится визуальная коррекция фигуры.

Иллюзии создают в одежде внутренние линии - вертикальные и горизонтальные линий. Понятия вертикали и горизонтали очень взаимосвязаны в зрительных иллюзиях (рис. 6.1.).

Горизонтальные линии – укорачивают и расширяют. Горизонтальные линии в одежде, это могут быть, поперечные полосы, швы, кокетки, карманы, отделка по низу изделия расширяют, полнят. Деление костюма по горизонтали зрительно уменьшает рост, дробит силуэт, укорачивает какую-либо часть фигуры. Горизонтальные линии тоже могут создавать эффект стройности. Объяснить это можно следующим: чем дольше взгляд перемещается вверх или вниз до горизонтали, тем выше и стройнее выглядит фигура.

Эффекта стройности можно добиться и при помощи узких, равномерно расположенных горизонтальных линий (например, группы мелких складок). Серия таких линий визуально поднимает фигуру. Глаз скользит не поперек фигуры, а вверх, как бы пытаясь сосчитать эти линии, т.е. создается определенная вертикаль. Но, оставшаяся свободная от линий площадь должна быть при этом достаточно большой.

 

 
 

 
 

Рис.6.1. Иллюзии вертикальных и горизонтальных линий

Вертикальные линии – удлиняют и стройнят. Вертикальные линии в одежде, это могут быть, продольные полосы и строчки на одежде, однобортная застёжка, стрелки на брюках, длинный шарф, высокий каблук создают более стройный образ, подчёркивают рост.

Иллюзия переоценки вертикали. Вертикальная линия кажется длиннее, чем равная ей по длине горизонтальная. Если в костюме необходимо выделить низ изделия, то можно разбить эту горизонталь вертикалью, и тогда горизонталь не будет расширять вашу фигуру.

Фигура разделенная вертикальной полосой, смотрится уже, чем разделенная горизонтальной, которая смотрится шире. Объяснить эту иллюзию можно следующим образом: по горизонталям глаз пробирается очень медленно, тем самым горизонтальные линии привлекают внимание и расширяют нашу фигуру, и фигура кажется короче и шире. Вертикальные же линии идут сверху вниз, создавая оптическую иллюзию, основное положение которой заключается в следующем: чем быстрее глаз скользит по линии, тем длиннее и уже кажется ему область, ею занимаемая, т.е. чем выше линия, тем уже будет казаться прямоугольник. В одежде данная иллюзия будет играть следующую роль: например, отрезная линия по бедрам еще больше расширит широкие бедра, а вертикальная линия зрительно придаст фигуре стройность, причем это могут быть и швы, а не обязательно полоски на ткани.

 

 
 

Рис.6.2. Иллюзии переоценки вертикали

Но в некоторых случаях вертикали могут оказать на фигуру прямо противоположное воздействие. На обтягивающей одежде вертикальные полосы могут изогнуться, подчеркивая округлости тела. Таким образом, можно сделать вывод: вертикальные линии создают большую стройность, если строго вертикальны и не наклонены. Вертикальные линии, расположенные ниже линии талии, создают иллюзию более изящной фигуры, чем вертикальные линии, расположенные на талии.

 

Рисунок 6.3. Иллюзия переоценки вертикали.

Иллюзия увеличения фигуры. Пространство, заполненное поперечными линиями, смотрится уже и выше, а при заполнении вертикальными линиями – шире (рис.6.3)..Вообще, применять полосатые ткани в одежде нужно с большой осторожностью. Чем шире вертикальная полоса, тем больше она будет расширять фигуру, и наоборот, узкая вертикальная полоса будет стройнить. Также надо избегать широких вертикальных полос, расположен


 

 

       
   
 

       
   
 

Рис.6.4. Иллюзии уподобления Шумана

 


ных на большом расстоянии друг от друга. Когда между полосами остается б ольшое пространство, глаз начинает скользить по нему из стороны в сторону, а не только вверх и вниз. Поэтому фигура начинает казаться полной, а не стройной. А когда комбинируется много вертикальных линий и складок, это стройнит фигуру, т.е. промежутки между линиями должны быть маленькими. Вертикальное кажется больше равновеликого ему горизонтального. Иногда эта иллюзия очень значительна и может приближаться к разнице в 1/3. вертикальная линия кажется больше горизонтальной.

Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в нижней его части. Эта иллюзия характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Тождественные отношения, длины блузы и юбки зрительно чуть сдвигаются в сторону верха и эта разница вносит беспокойство, так как глаз начинает сравнивать: что больше и что меньше по длине.

Иллюзия уподобления Шумана. Ширина темных полос влияет на восприятие размера светлого расстояния между ними. Во всех случаях они смотрятся как разные, хотя объективно равны. Наибольшим расстояние выглядит в варианте с широкими полосами, наименьшим – при самых тонких полосах. Эта иллюзия так же применяется в использовании полосатых тканей.

Диагональные – маскируют за счет непосредственного отвлечения внимания. Диагональные линии, подрезы на одежде, асимметричный вырез горловины, платок через одно плечо привносят динамику в костюм, скрадывают асимметрию в фигуре. Если линии ближе к вертикальным, фигура выглядит стройнее; если же они стремятся к горизонтали, то способны расширять. Функция диагональных линий – отвлекать внимание. Диагональные линии выигрышны, они могут отвлечь внимание от бюста, талии, бедер. И, чем ближе диагональ к вертикали, тем сильнее эффект стройности. Диагональные линии пересекают тело под углом и также удлиняют фигуру и создают иллюзию стройности. Нужно только, чтобы угол диагонали был максимально близок к вертикальной линии, а не горизонтали. Чем более вертикально расположена диагональ, тем она сильнее удлиняет и стройнит.

Изогнутые – способствуют округлости, расширяют. Внутренние линии образуются в следующих деталях одежды - лацканах и воротниках, кокетках, складках, сборках, застежках, детальных швах и рельефах, различного вида отделке, различного вида карманах и т.д. Волнистые линии, клетка и круги увеличивают объём, и чем крупнее рисунок, тем сильнее эффект. Рисунок на ткани виде волнистых линий или кругов, рюши, воланы подчёркивают округлости, изгибы телаИзогнутые линии – задерживают на себе взгляд, они нежные, женственные и делают привлекательными большинство фигур. Но скругленные, плавные линии иногда делают фигуру крупнее, чем на самом деле. Они могут способствовать большей округлости фигуры и создавать иллюзию большей массы у слишком худых. Кривая линия, ведущая вверх, делает фигуру визуально выше, а ведущая вниз - укорачивает ее. Изогнутые линии можно увидеть в жакетах, в местах стачивания деталей изделия, манере ношения поясов, а схождение и расхождение линий даже меняет внешние линии. Там где они сходятся, создается иллюзия уменьшения, а там где расходятся – увеличения. Например, широко расставленные пуговицы на двубортном пиджаке визуально расширяют фигуру. Устранив нефункциональный верхний комплект пуговиц, можно добиться большей стройности. Если снять левый комплект пуговиц, создав асимметричную застежку, то эффект стройности усилится.

 

 

 
 

Рис.6.5. Иллюзии диагональных и изогнутых линий

 

Линии, расходящиеся от центра фигуры вверх, V-образный вырез горловины, лацканы пиджака, косынка, спереди завязанная на узелок, расширяют верхнюю часть и сужают центр, талию. Линии, идущие от шеи вверх: волосы, поднятые над висками или зачёсанные наверх, шляпа с отогнутыми полями, создают зрительную иллюзию более высокого роста (рис. 6.6.). Линии, сходящиеся к центру фигуры, треугольное декольте на платье плюс широкая юбка, сужают талию, одновременно расширяя верхнюю и нижнюю части фигуры. Эта иллюзия делает силуэт женщины более стройным и гармоничным.


 

 
 

 
 

Рис.6.6. Иллюзии сходящихся и расходящихся линийлиний

Иллюзия подравнивания. Иллюзия подравнивания заключается в том, что линия, на концах которой есть обращенные внутрь углы, кажется намного короче, чем равная ей линия, у которой углы на концах обращены наружу (рис.6.7.).

Так же она проявляется в том, что погоны, направленные на рукав расширяют линию плеч, а погоны, направленные от линии рукава к горловине – укорачивают. Сборка по окату рукава тоже расширит линию плеч.

 

 
 

Рисунок 6.7. Иллюзия подравнивания

Иллюзия подравнивания (иллюзия «крученого шнура»). Эффект заключается в том, что шнур, скрученный из двух полосок разных цветов (к примеру, черной и белой), помещенный на полосатую или клетчатую ткань, дает интересный оптический эффект изменения плоскости ткани: прямые линии приобретают вид изогнутых, сдвинутых, сломанных, спиральных. Используя иллюзию «крученого шнура» на полосатых или клетчатых тканях, можно создать интересные творческие модели в стиле «оп-арт».

Иллюзия подравнивания - ассимиляция (употребление, слияние).Иллюзия заключается в том, что «подобное уничтожается подобным», когда линии, размеры, формы повторяются. Например, квадратный вырез горловины повторяет квадратный подбородок, узкое лицо делается уже при узком вырезе горловины(рис. 6.8.).Применение иллюзии подобия в одежде приводит к подчеркиванию какого-либо элемента внешности (как достоинства, так и недостатка). Так, шапочка, повторяя овал, может подчеркнуть широкое лицо. Следовательно, нельзя применять принцип подобия относительно тех особенностей внешности, которые не нравятся. В данном случае может помочь иллюзия контраста. Например, при широком лице лучше сделать удлиненный вырез, а прямоугольный вырез подойдет для женщины с удлиненным овалом лица.

 

 
 

 
 

Рис.6.8. Иллюзии подравнивания - ассимиляция

 

Иллюзия подравнивания (иллюзия «крученого шнура»). Эффект заключается в том, что шнур, скрученный из двух полосок разных цветов (к примеру, черной и белой), помещенный на полосатую или клетчатую ткань, дает интересный оптический эффект изменения плоскости ткани: прямые линии приобретают вид изогнутых, сдвинутых, сломанных, спиральных. Используя иллюзию «крученого шнура» на полосатых или клетчатых тканях, можно создать интересные творческие модели в стиле «оп-арт».

Иллюзия контраста. Рассмотрим контраст форм, размеров и пластического рисунка. Маленькая форма рядом с большой кажется еще меньше, большая форма в окружении маленьких кажется еще больше. (рис. 6.9.).

 

 
 

 
 

Рис.6.9. Иллюзии контраста

 

В моделировании контраст используется весьма широко и действие его достаточно очевидно. Если необходимо зрительно что-то уменьшить, то следует увеличить остальное. Например, в большом головном уборе голова будет казаться меньше, чем в маленьком; если вырез воротника широк, то тонкая шея будет казаться еще тоньше; худая рука в просторном рукаве - еще худее, широкие бедра при сильно стянутой талии будут еще шире (рис. 6.10.).

 
 

Рисунок 6.10. –Иллюзия контраста

Иллюзия заполненного пространства. Иногда заполненное декором или деталями костюма пространство кажется больше, чем равное ему незаполненное. Причем, чем крупнее рисунок или детали, тем больше кажется заполненное пространство. Поэтому нужно избегать нагромождения деталей на той части фигуры, видимые размеры которой опасно увеличивать (рис 6.11.).

 
 

Рисунок 6.11. Оформление платья с помощью иллюзии заполненного промежутка

Иллюзия незамкнутого контура. Фигуры с незамкнутым контуром любой конфигурации и площади смотрятся больше аналогичных им фигур с замкнутым контуром (рис. 6.12.). Иллюзия незамкнутого контура применяется тогда, когда нужно изменить размеры чего-либо. Если шея короткая, то нельзя делать воротник «под горло», если плечи широкие – не нужно подчеркивать их ширину такой же широкой формой выреза горловины или воротника. Фигуры (А) с незамкнутым контуром любой конфигурации и площади смотрятся больше аналогичных им фигур с замкнутым контуром (Б).

 

 
 

Рис.6.12. Иллюзии незамкнутого контура

 

Иллюзия контраста фигуры на фоне или явление иррадиации. Фигура на темном фоне кажется крупнее, чем аналогичная на светлом фоне. Данная иллюзия применяется при комбинировании контрастных по цвету тканей. Оно состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим, чем черный квадрат на белом фоне (рис.6.13.).

Цвет, позволяет сильно изменить объемы и пропорции тела. Тёмные цвета зрительно уменьшают объём, поглощая свет, а светлые тона, напротив, увеличивают его. Возникает эффект иррадиации (от лат. irradio - " испускаю лучи")- иллюзия увеличения размера белой фигуры на чёрном фоне по сравнению с черной фигурой равной величины на белом фоне.

В однотонном костюме, выдержанном в монохромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и высоким. Фигура будет казаться ниже и полнее, если в костюме будут чередоваться темные и светлые тона, разбитые на контрастные цветовые фрагменты.

 

 

 
 

 
 

 
 

Рисунок 6.13. Иллюзия контраста фигуры на фоне или явление иррадиации

Иллюзия переоценки круга. Круг, вписанный в угол (А), смотрится больше (рис. 6.14.), чем такой же круг, заключенный между двумя параллельными прямыми (Б). Вариант применения данной иллюзии при выборе головных уборов: круглое лицо лучше будет смотреться в прямоугольной шапочке, чем в шапочке в виде треугольника.

 
 

Рис.6.14. Иллюзии переоценки круга  

Иллюзия психологического отвлечения или иллюзии Поггендорфа для сокрытия асимметрии фигуры и неправильности кроя. Возникает ощущение смещения секущей линии при параллельных вертикальных (рис. 6.15.).Чтобы скрыть определенный недостаток фигуры, внимание направляют на другое место в одежде или целенаправленно подчеркивают достоинства внешности человека. Например, при «фундаментальном» низе фигуры, композиционным отвлекающим акцентом может быть оформление шеи, плечевого пояса, лица с помощью украшений, декора, дополнений.При моделировании на полную фигуру можно использовать один из двух совершенно разных методов: «французский» - подчеркивание достоинств фигуры человека; «русский» - скрывание недостатков фигуры. Например, если у женщины с полной фигурой тонкая талия, то следует подчеркнуть ее кроем одежды или красивым поясом, привлекающим внимание. Сочетание тонкой фигуры и полных бедер является достаточно волнующим, как считают французы. Русская же полная женщина с тонкой талией наденет полосатое прямое платье.

           
     
 
 

 
 

Рис.6.15. Иллюзия Поггендорфа

 

Следующая иллюзия основана на расположении нескольких горизонтальных полос – это иллюзия Стори. При делении фигуры на плавно увеличивающиеся или плавно уменьшающиеся интервалы (Б) возникает впечатление большей высоты фигуры, чем в случае ее членения сложным соотношением промежутков (А). Данная иллюзия может использоваться в применении полосатых тканей с различным ритмом полоски (рис.1.16).

 
 

 
 

 
 

Рис.6.16. Иллюзия Стори

Пропорции - это определенное соотношение частей (форм) между собой и с предметом в целом. При контрастном членении внутри формы создается динамика, с движением внутри формы направленым вверх (рис. 6.17) или вниз, что позволяет зрительно увеличить или уменьшить рост фигуры. При разделении формы на равные части создается статика движение при этом отсутствует.

 

 
 

Рисунок 6.17. Пропорции в одежде

Использование разных пропорций одежды, способствуют визуальному изменению размеров фигуры. Так можно зрительно удлинить ноги при помощи короткого жакета или завышенной талии на брюках. И, наоборот, подкорректировать короткий торс более длинным жакетом.

Иллюзия переоценки заполненного интервала (рис. 6.18). Заполненное пространство кажется больше ВС, чем не заполненное пространство АВ.

 

 
 

Рис.6.18. Иллюзия переоценки заполненного интервала  

 

На основании всего выше сказанного можно сделать вывод, что знание и использование зрительных иллюзий в моделировании одежды позволяет грамотно решать задачи проектирования.

 







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 2878. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия