Сочетаемость цветов
Существует закономерность - чем больше цвета отличаются один от другого, тем труднее получить цветовую гармонию, цветовое равновесие, в котором нет преобладания одного цвета над другим. В цветовых композициях важен размер цветовых пятен. Самое больое цветовое пятно среди других цветовых пятен преобладает по цвету, выделяется среди всех цветов. Цветовое равновесие достигается тремя моментами: - равным количеством пятен основных цветов; - равной светлотой в разбеленных сочетаниях; - равной насыщенностью ярких цветов. Гармонии родственных цветов - сочетания родственных цветов, это сдержанная и уравновешенная цветовая гамма, в ней нет резких противопоставлений и, чем ближе один цвет к другому в цветовом круге, тем больше они гармонируют друг с другом. Родственные цвета могут быть уравновешены равным количеством присутствующего в них одного из главных цветов, т. е. могут быть в одинаковой мере желтоваты, зеленоваты, синеваты, красноваты. Из родственных цветов составляются гармонии нюанса: голубой и голубовато – зеленый, оранжевый и оранжево – красный. Гармония родственных цветов возможна при условии ослабления насыщенности главных (или других цветов) или уменьшения их активности путем затемнения. Чтобы родственные цвета (чистый желтый и желто-красный) были гармоничными, следует ослабить насыщенность чистого желтого смесью белого цвета в таком количестве, сколько в желто-красном красного цвета. Гармоничные сочетания родственных цветов неактивны (рисунок 3.5, а), спокойны и мягки, поэтому могут вызывать чувство монотонности. Для равновесия в подобную композицию можно ввести акцент, представляющий собой небольшое по площади пятно другого цвета. Желтый и желто-зеленый, зеленый и зелено-синий, синий и пурпурный, пурпурный и красный, красный и оранжевый и т. п. - родственные цвета. Сочетания родственных цветов - это сдержанная и уравновешенная цветовая гамма, в ней нет резких противопоставлений. Правильно подобранные родственные цвета дают возможность для решений цветовой композиции в одежде с применением различных размеров цветовых пятен. Например, большое количество пятен зеленого цвета и малое количество другого зелено-синего будет хорошим решением. При использовании родственных цветов в одежде, один или оба должны быть приглушенными, не очень яркими. Гармония родственно – контрастных цветов по отношению к родственным более активна и эмоциональна (рисунок 3.5, б). Они более ярки и дают более широкие возможности для творчества. Сочетания родственно-контрастных цветов - это сочетания родственных цветов и контрастных пар. Идеальными сочетаниями считаются сочетания таких двух цветов, в которых количество объединяющего главного цвета и количество контрастирующих главных цветов одинаково. Гармоничны сочетания двух цветов, которые в круге расположены на концах вертикальных и горизонтальных хорд. Гармоничные контрастные цвета расположены на концах диаметров цветового круга. Сочетание гармоничных контрастных цветов особенно активно, т.к. цвета дважды уравновешены своими противоположными качествами (рисунок 3.5, в). Исключение составляют сочетания оранжевого и зелено – синего цветов, желто-красноватый и зелено-синеватый - негармоничные контрастные цвета.Они неуравновешены своими противоположными цветами. Если провести диаметры через центр круга, от красных до зеленых, то каждому оттенку красного соответствует определенный оттенок зеленого. Решения костюма в контрастных тонах создают определенные эмоциональные настроения. Это может быть костюм для прогулки, отдыха, путешествий и т. п. Повседневный, деловой костюм рекомендуется организовывать на сближенных цветовых тонах Сочетания двух цветов довольно редко встречаются, наиболее выразительными будут сочетания трех цветов. Варианты гармоничного сочетания цветов: 1. Сочетание цветов, расположенных в вершинах вписанного в круг равностороннего треугольника. Гармония образуется сочетанием цветов, расположенных в вершинах вписанного в круг равностороннего треугольника, у которого одна вершина - главный цвет, а противолежащая сторона - вертикальная или горизонтальная хорда. К двум гармоничным родственно – контрастным цветам может быть прибавлен третий – главный цвет, объединяющий, их роднящий, ослабленной насыщенности, например желто-красный, сине-красный и красный разбеленный цвет. Подобные сочетания будут гармоничны, если цвета, составляющие их, попарно окажутся родственно – контрастными (рисунок 3.5, г). 2. Сочетание родственно – контрастных и попарно дополнительных цветов. Существуют сочетания четырех родственно-контрастных цветов. Получить такие гармонии можно, вписав в круг прямоугольник. Цвета, расположенные на концах диагоналей прямоугольника, контрастны, другие пары - родственно-контрастны. К двум гармоничным родственно – контрастным цветам могут быть прибавлены третий и четвертый родственно – контрастные, уравновешенные с ними. Цвета будут родственно – контрастными и попарно дополнительными (рисунок 3.5, д). Такие сочетания гармоничны. 3. Сочетание цветов, расположенных на концах хорд, параллельных диаметрам и соединяющих главные цвета. Уравновешенными парами родственно-контрастных цветов будут все те пары, которые лежат на концах хорд, параллельных диаметрам, соединяющим главные цвета. Гармонию так же будут составлять цвета, расположенные в вершинах прямоугольных треугольников, у которых гипотенузы являются диаметрами круга, а катеты - вертикальные или горизонтальные хорды. 4. Сочетание цветов, расположенных в вершинах вписанного в круг равнобедреннего треугольника. Гармонию составляют цвета, находящиеся в вершинах равнобедренного треугольника, у которых вершина угла - один их главных цветов, а противолежащая сторона - хорда. К двум гармоничным родственным цветам может быть добавлен один дополнительный, промежуточный двум первым. Например, если родственные зеленовато-желтый и желто-зеленый цвета дополнить красно-синим цветом, который будет дополнительным промежуточному двух первых (рисунок 3.5, е). 5. Сочетание хроматических цветов с ахроматическими. Гармоничные сочетания можно получить также при сочетании хроматических цветов с ахроматическими. При этом теплые цвета особенно выигрывают рядом с темными ахроматическими, а холодные – со светлыми.
6. Сочетание цветовых тонов (по светлоте). В тоновой композиции сильное воздействие достигается через различную светлоту используемых красок - введением в контрасте светлого и темного тонов. Гармония цветовых тонов (по светлоте) может быть, если цвета (цветность) сравнимы. Гармония тонов одного цвета выглядит лучше, чем одноцветная композиция, здесь также особенно важно размещение цветовых пятен Например, коричневый, и светло-коричневый - хорошо сочетаются. Или, светло-голубой цвет в сочетании со средне-синим и темно-синим цветами, если все они одного тона, так же сочетаются. 7. Сочетание нескольких цветов. Цветовой эффект в композиции костюма усиливается при сочетании нескольких цветов, например, эффект многоцветного платья пастельных тонов или расцветки, выполненной в сочетании оранжевых, желто-зеленых, зеленых, синих и красных цветов на черном фоне. 8. Сочетание монохромных цветов. Существует множество монохромных цветовых сочетаний. Монохромными цветами называют цвета, которые имеют одно название, но разную светлоту и насыщенность. Костюм в монохромном решении легче варьировать, видоизменять и может быть создана иллюзия многоцветности. Но в таком костюме взаимное сочетание элементов в цвете будет обусловлено общностью цвета, взятого за основу. 9. Сочетание цветов, как серый, черный, белый, беж, золота и серебра. В создании костюма могут участвовать такие цвета, как серый, черный, белый, беж, а также цвет золота и серебра. Они оказывают сильное воздействие, если взяты контрастных тонов (по светлоте) по отношению к фону. Черный и белый выглядят благородно и выигрышно, по отдельности или в сочетании воспринимаются ярко, так как они контрастны к фону. Сила серого в сочетании с черным и белым цветов состоит в различной светлоте, что выглядит очень эффектно. При построении композиций на сочетании хроматических цветов с черным, белым и серым, есть свои особенности. Черный цвет делает хроматические, особенно средние по светлоте и насыщенные красные и зеленые цвета, светлее, насыщенность их возрастает, они как бы светятся. С увеличением площади черного цвета отчетливее проявляется этот эффект. Выразительно построить композицию костюма в цвете - задача достаточно сложная. Успешное решение дизайнера композиции в цвете зависит от чувства и восприятие цвета более, чем от любых теоретических правил. На восприятие цвета сильно влияет линия, масса, материал и т. п. Развитие воображения, памяти и зрительного восприятия имеют большое значение, когда необходимо создать цветовую композицию. Краски чистого цвета редко применяются в текстильной промышленности. Чаще всего вырабатываются ткани всевозможных оттенков и переходов чистых цветов. Ниже приводится таблица 3.9. сочетания цветов и оттенков, которую всегда можно использовать в одежде [38]. Таблица3.9.
|