Студопедия — Медицина в Армении
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Медицина в Армении






Образование армянского народа происходило на территории Армянскою нагорья в период VII—VI веков до н. э. в процессе распада государства Урарту и образования новых племенных союзов. Возникшее во II в. до н. э. независимое армянское государство было рабовладельческим, 'наивысшего развития оно достигло при Тигр а-не II (95—56 гг. до н. э.). В IV в. в Армении сложилось феодальное общество.

Сильное влияние на развитие медицинских знаний Армении оказали связи армян с народами Ирана, Греции, Сирии, арабского халифата и позднее Византии. Но, наследовав ряд древневосточных и античных традиций, взаимодействуя с культурой Византии, древняя культура Армении развивалась самостоятельным путем.

Медицина существовала в Армении с древнейших времен. До нашего времени дошли разнообразные свидетельства этого: каменные и металлические изображения матери с грудным ребенком на руках (символ материнства и плодородия в природе), относящиеся к эпохе урартиицев медицинские инструменты бронзового века, черепа со следами трепанации и т. п. Древние армяне накопили немало практических знаний в области врачевания.

В армянской народной медицине, в фольклоре и в средневековой армянской литературе сохранились от древних времен медицинские знания эмпирического характера и описания заговоров, заклинаний, молитв и гш.. к которым поибегали для лечебных целей. В религиозных явлениях языческого периода у армян был культ божеств, имеющих отношение к здоровью людей.

Армения славилась лекарственными растениями, которые вывозились в другие страны. Еще в I веке до н. э. в Армении существовал сад для разведения лекарственных растений. Из армянской медицины в медицину других народов проникли: армянская глина, бура, нашатырь и др.

К V веку н. э. армяне имели свою достаточно разработанную медицинскую терминологию. Изобретение в конце IV века я. э. армянской письменности и появление литературы на армянском языке совпали со временем оформления феодальных отношений. Медицинские произведения армянских авторов раннего средневековья носят отпечаток религиозной идеологии, но в Армении медицина носила более светский характер, была более близкой и понятной народу.

С III века н. э. Армения ориентировалась на Византию. Армянская молодежь группами отправлялась для обучения в Афины, Александрию и другие центры эллинистической культуры. Принятие в IV веке армянами христианства и более тесные связи с Византией оказали влияние на армянскую медицину. Усилилось влияние греческой культуры: в Армении были открыты греческие и сирийские школы. В V веке был создан армянский алфавит.

В Армении в III веке были открыты первые гражданские лечебные учреждения: в 260—270 гг. в местности Арбенут был открыт лепрозорий на 35 прокаженных. Начиная с IV века в Армении стали открываться больничные учреждения и приюты для немощных, находившиеся в ведении духовенства, но содержавшиеся на счет населения. В решении Армянского церковного собора 365 г. было записано: «Для пресечения распространения заразных заболеваний соорудить: для прокаженных лепрозории, для больных — больницы, для хромых и слепых — приюты. Для содержания этих учреждений установить на города и селения повинности и подати, назначить смотрителей и служителей. В каждом местечке... открыть больницы». Наибольшей известностью пользовались больницы в Западной Армении, в городах Севастии и Кесарии. Кесарийские больницы имели госпитальные корпуса, изоляторы, приюты и др.

В V веке медицина у армян стояла на высоком уровне, в Армении существовали врачи, умевшие считать пульс, выслушивать сердце и ощупывать печень. Армянские ученые того времени были знакомы с произведениями лучших представителей классической греческой медицины.

С V века в армянскую медицину наряду с армянскими терминами в большом количестве проникли греческие медицинские слова и термины, которые до X—XI веков применялись.параллельно с армянскими. Влияние греческой медицины не прерывалось вплоть до VIII века включительно и ослабело в IX—X веках.

В раннем средневековье в Армении производились операции кастрации с религиозными целями и у лиц, которые совершали преступления против общественной морали. До нашего времени от этой эпохи дошли медицинские инструменты: бритвы, пинцеты, эпиляторы, кюретки и т. Д. Армянскими хирургами при операциях в V веке применялись в качестве болеутоляющих наркотических средств лактуарий, белладонна, индийская конопля, мандрагора.

В промежутке между VI и VIII веком с греческого языка на армянский язык было переведено несколько медицинских и естественнонаучных сочинений: Аристотеля, Галена. Асклепнада и др. Галей оказал наибольшее влияние на армянскую медицину этого периода.

В 698—705 гг. Армения была покорена арабами. Арабские нашествия вызвали временный упадок экономики и культуры армянского народа. Цветущая, духовно богатая Армения была обращена в пустыню. Культурная жизнь Армении в VIII—IX веках была крайне подавлена. Только в 914—921 гг. из центральных областей Армении были окончательно изгнаны арабы. Период с 922 по 1044 г. в условиях длительного мира Армения пережила экономический И культурный расцвет страны. В середине XI века турки-сельджуки завоевали большую часть Армении. Из разоренной сельджуками Армении началась значительная эмиграция врачей и других мастеров, приводившая их и в Киевское государство. Во второй половине XI века после разрушения сельджукским султаном столицы Великой Армении много армянской молодежи переселилось в славянские страны. Во Львове в это время беженцы-армяне образовали особый армянский квартал.

Армянские врачи наряду с врачами греками и сирийцами сыграли видную роль в деле ознакомления народов арабского халифата с древнегреческой медицинской литературой. Среди выдающихся врачей эпохи возникновения арабской медицины были врачи-армяне Бахтишуа и Сера-пион. Георгий Бахтишуа в VIII веке стоял во главе знаменитой Джунди-шапурской больницы на юге Ирана и был родоначальником фамилии, давшей ряд выдающихся врачей. Его потомок Абусаел в X веке был одним из учителей Ибн-Сины. Среди членов фамилии Бахтишуа было много авторов, написавших переводные и оригинальные медицинские произведения, сыгравших большую роль в развитии медицины в арабских странах. Сила медицинских традиций в Армении была так велика, что ряд сирийских и арабских врачей, поселившихся в Армении, писали свои медицинские произведения на армянском языке, причем это происходило в такое время, когда арабский язык был официальным научным языком медицины.

В Армении в XI—XIII веках развитию науки, литературы и искусств способствовали: 1) значительный подъем экономического благосостояния армянского народа при Багратидах, когда Армения была экономическим посредником и транзитным путем между Византийской империей, арабским халифатом и всем азиатским Востоком, что способствовало накоплению в Армении материальных богатств; 2) широкое развитие торговли, появление массы богатых горожан-торговцев и ремесленников, развитие богатых торговых городов; 3) демократическая идеология, способствовавшая развитию новой идейной тематики, свободомыслия, нового более близкого народу среднеармянского языка и светской литературы.

Представители нового направления в науке настаивали на перестройке ее на опытных началах, так как «без опыта мысль не может стать убедительной, и только опыт надежен и несомненен». Особенное развитие в этот период получили средневековые высшие школы, известные с Армении в XIII—XIV веках академии и университеты в Ани, Ахпате, Санаине, Гладзоре, Татеве, Сезабе, Сизе и др.

В XII—XIV веках армянская медицина достигла большой высоты: были переведены с греческого и арабского языков на армянский многие произведения выдающихся врачей — Ибн-Сины, Ар-Pa зи и др., а также написаны оригинальные медицинские труды. На армянскую медицину XI—XV веков наибольшее влияние оказали Григор Магистр, Мхитар Герани и Амирдовлат Амасиаци.

В XI веке крупный деятель светской культуры Армении Григор Магистр Пахлавуни (990—1053), не будучи врачом по профессии, хорошо знал греческую медицину и сочинения Гиппократа, Галена, Асклепиада, Руфа, Немессия и др., перевел на армянский язык произведение Платона «Тимей».

В имя Платона, идеалистические взгляды которого разделял Григор Магистр Общественные взгляды и деятельность Григора Магн-I стра также были реакционными, что сказалось в подавлении им народного движения тондракийцев. В своих произведениях Григор Маиистр обсуждал медицинские вопросы, шесть его писем посвящено медицинским темам. Преподавая в 1020—1040 гг. в Санаине в высшей духовной школе, в так называемой «Академии Магистра», Григор Магистр среди других наук преподавал и медицину, показывая больных в Санаинской больнице. Одно из писем Григора Магистра написано им после диспута на медицинскую тему и представляет собой лекцию, трактующую о физиологии пищеварения.

Основоположником научной медицины в Армении и виднейшим деятелем врачебного искусства средневековой Армении являлся, армянский врач XII века Мхитар Гера-Мхитар Гсраии армянский [...] В 1184 г. Мхитар Гераци написал на врач XII века.

[...] в разговорном армянском языке свои основной труд «Утешение при лихорадках»- Превратившееся в традицию у армянских врачей писание медицинских книг на разговорном языке должно рассматриваться как явление чрезвычайно прогрессивное. В Западной Европе до XVIII века писание медицинских трудов на национальном языке не было принято. Мхитар Гераци был знаком с обширной литературой, но он оставался самостоятельным и последовательным мыслителем, свободным от средневековой схоластики, от рабского подражания авторитетам. Мхитар Гераци рассматривал человека в тесной связи с природой, подчеркивая в то же время значение влияния внешней среды на возникновение болезни, в частности лихорадки. В своих медицинских воззрениях Мхитар Гераци ближе всего стоял к Гиппократу. Их сближал метод научного медицинского мышления и рациональный характер медицинских воззрений. Мхитар требовал всестороннего исследования больного и рассматривал болезнь как явление, в основе которого лежит материальное начало, в понимании болезненного процесса придерживался античного учения. Однако Мхитар несколько отходил от общепринятого в то время взгляда галенистов: душа в его понимании имеет материальную основу.

Мхитар Гераци впервые установил некоторые идеи, ранее не известные в медицине. Мхитар выступал против шаблона при назначении кровопусканий и подчеркивал необходимость учитывать силы и состояние больного. Мхитар считал, что лечение туберкулезных больных затрудняется тем, что у врачей нет возможности предоставить легким покой без ущерба для организма. Другим препятствием для успешного лечения легочных заболеваний Мхитар считал скопление в плевре и легких жидкости и гноя.

Туберкулез Мхитар предлагал выявлять по возможности раньше и Для его лечения рекомендовал усиленное питание. Данные Мхитаром Гераци в его сочинении описания клинической картины лихорадок и их лечения носят печать большой самостоятельности.

Мхитар предавал значение влиянию профессии на происхождение заболеваний, особенно при работе у огня, выделял лихорадку у стекловаров, кузнецов и других рабочих. Лихорадки были подразделены им на три группы: однодневная, длительная, или изнурительная, и плесневая. Взамен старого понятия о гнилостной лихорадке Мхитар ввел новое понятие о плесневой лихорадке. В связи с этим он выдвинул понятие о заразительности некоторых лихорадочных заболеваний, что было определенным шагом вперед в понимании их сущности. Описания клинической картины лихорадочных болезней у Мхнтара столь ясны и четки, что среди них легко распознать тифозные заболевания, различные виды малярии, туберкулеза легких и пр.

Мхитар Герани знал о тимпаннческом звуке при перкуссии живота.

0 перкуссии встречаются упоминания еще в книгах, приписанных Гиппократу, но в средние века этот метод был почти совершенно забыт. Мхитар при исследовании больного выяснял ряд обстоятельств, влияющих на ход болезни и имеющих значение при лечении: причину возникновения болезни, ее симптомы, состояние тела больного, возраст, особенности климата, время года, когда возникла болезнь, местность, где живет больной, его привычки, состояние его организма. По своим взглядам и эрудиции Мхитар Гераци был крупнейшим из врачей XII века. Называя лихорадку «плесневой», Мхитар подобрал более подходящее определение, чем то, которое существовало раньше, и употреблял термин, ближе всего определяющий природу инфекционного процесса.

К обстоятельствам, благоприятствовавшим развитию медицинских знаний в XII—XIII веках, следует отнести наличие в г. Сисе в Киликий-ской Армении в Малой Азии медицинской школы, а также проведение армянскими врачами анатомических исследований на трупах. Прогрессивные ученые Армении понимали преимущество научного опыта над схоластическими и идеалистическими концепциями, господствовавшими в средневековой науке. Армянский ученый Саркаваг в XII веке писал: «Без опыта воззрение не может быть убедительным, так как только опыт достоверен и не внушает сомнений». Вскрытия трупов, запрещенные в силу религиозных воззрений в странах арабского халифата, послужили благоприятным фактором для развития в Армении хирургии. Автор XIII века Иоаннес Ерзикаци указывал, что в его время в Армении с учебной н научной целями производились вивисекции приговоренных к смерти преступников. Армянским врачам были известны достигнутые к тому времени сведения по анатомии и физиологии.

В своей хирургической практике врачи применяли методы активной и рациональной помощи. В случае сабельного удара, если рана оказывалась глубокой, ее зашивали шелком. При неглубокой ране края ее стягивали и склеивали рану смолистыми лекарственными веществами, а также смесью из воска, дегтя и смолы. Этой массой смазывали стянутую рану и накладывали повязку, которую снимали через 3 дня.

При гнойных ранах и абсцессах проводили широкие разрезы ножом. При наличии свища (например, молочной железы) запрещали лечить рану тампонированием и рекомендовали вскрывать свищевые ходы. При открытых переломах бедра промывали рану теплой водой с мылом и обтирали ватой, затем под глубоким наркозом рану зашивали и накладывали повязку с лекарственными веществами. Конечности придавалось удобное положение. При задержке мочеиспускания рекомендовалась катетеризация свинцовым катетером. В одной рукописи приведено описание

Грыжи, на которую автор смотрел как на результат повреждения внутренних покровов, куда внедряются кишки или другие внутренние органы. Причиной возникновения грыжи автор считал травму, большое физическое напряжение и падение с высоты. При описании содержимого грыжевого мешка автор отметил сращение между кишками, сальником и другими органами и понимал опасность ущемления грыжи.

Вмательное изучение богатого рукописного медицинского наследства, сличение русских рукописей с оригиналами, послужившими для перевода, показали, что русские медицинские рукописи во многих случаях являются продуктом самобытного творчества. При переводе иностранных лечебников в них вносились значительные изменения с учетом опыта русской медицинской практики. Русские переводчики существенно изменяли текст оригинала: переставляли части текста, сопровождали перевод своими комментариями, приводили местные названия лекарственных растений, указывали их распространение в нашей стране, добавляли целые главы, посвященные растениям, встречающимся на Руси. Долгое время считался переводным с польского печатного издания 1534 г. лечебник Стефана Фалимиржа. Исследования отечественных и польских ученых показали, что послужившая материалом для перевода и издания в Кракове в 1534 г. на польском языке книга «О травах и их действии» написана выходцем из Руси врачом Стефаном Фалимиржом, служившим у польских феодалов. Книга была составлена по нескольким русским рукописным травникам и лечебникам XVI века; в ней автор отразил опыт лекарей Московской Руси и во многих местах писал: «у нас на Руси».

Польский ученый врач и историк Матвей из Мехова в своем «Трактате о двух Сарматиях» в начале XVI века писал: «Изобилует Русь многими травами и кореньями, в других местах не виданными». Итальянский историк Иовнй Павел Новокомекий в своей «Книге о посольстве Василия, великого государя Московского к папе Клименту VII» в 1525 г. отмечал широкое использование лекарственных растений в русском народном быту.

К XV веку в руках лекарей и народных ботаников — травознатцев — накопилось известное количество внутренних и наружных лекарств, что подготовило появление рукописных руководств по лекарствоведению и терапии, т. е. травников и лечебников. Распространенные в Западной Европе в качестве пособий по медицине, они в разное время после своего издания проникали в Россию. Русское лекарствоведение, чуждое западноевропейской схоластике, опиралось в основном на практику. Русская медицина XVII века проявляла большой интерес к лекарственным растениям своей страны. Инициатива Аптекарского приказа привела к расширению круга известных лекарственных растений. Русское аптечное дело в XVII веке не зависело от иноземного рынка. В XVI—XVII веках лекарственные растения продавались в Москве в семенном, зелейном и овощном рядах в Китай-городе и Белом городе. В некоторых зеленных лавках продавались также готовые лекарства. Аптекарский приказ тщательно следил, чтобы от проданных лекарств в зелейных лавках «в аптеке государевой казне порухи не учинить». С зелейных лавок государство собирало оброк, как с заведений торгового характера.

Лекарственные средства растительного происхождения составляли основную часть лечебного арсенала. Лекарственными растениями, произраставшими в России, интересовались иностранцы. В 1618 г. английский ботаник Традескант был направлен в Россию под видом частного лица., Традескант нашел в России чемерицу, черемуху и другие лекарственные и растения, узнал о применении морошки как средства против цинги, об I употреблении березового сока, брусники, черники и ряда других лекарственных растений. Из России Традескант вывез много семян трав, кустарников и черенки деревьев и использовал их при основании в Лондоне знаменитого ботанического сада.

Русская медицина в Московском государстве в своем лекарствоведении не избегла и мистицизма. Мистическая сила вкладывалась в драгоценные камни, которым приписывались способность лечить болезни.

В XVII веке в Москве возникли гражданские больницы. В середине XVII века (1650) боярин Федор Михайлович Ртищев частично на собственные средства, частично на пожертвования создал в Москве первую гражданскую больницу на 15 коек. В 1682 г. был издан указ построить в Москве две шпитальни, или богадельни, для призрения убогих. «А для лечь-6ы их во всякой нужде надобно, чтобы у них был приставлен дохтур, аптекарь, да лекарей человека три или четыре с учениками и аптека небольшая»... Одну из этих больниц на Гранатном дворе у Никитских ворот предполагалось использовать как медицинскую школу. «Чтобы в больнице и больных бы лечили, и лекарей бы учили.

Белорусский врач и первопечатник говорит о передовом характере Георгий Скорина (1490—1535) отличавшемся от схоластического метода западноевропейских университетов.

В западных русских землях уже в начале XVI века, а возможно, и раньше были врачи, получившие школьное образование. Учились они, вероятно, в Пражском университете (основан в 1347 г.), в Краковском университете (основан в 1364 г.), в Замойской академии (основана в 1593 г. в г. Замостье неподалеку от Львова). При этих учебных заведениях существовали, как известно из их уставов, специальные бурсы для выходцев, из восточных славянских стран, прежде всего литовцев и русинов. Среди них были и обучавшиеся медицине, ставшие врачами, но имена их неизвестны. Однако о некоторых русских врачах мы знаем. Один из них Георгий Дрогобыч родился около 1450 г., с 1468 г. учился в Краковском университете на философском факультете, после окончания которого учился в Болонском университете, где в 1476 г. получил степень доктора медицины и философии. В 1488 г. он возвратился в Краков и до своей смерти в 1494 г. был профессором. В 1483 г. Дрогобыч опубликовал в Риме на латинском языке книгу «Judicium prognosticon» (астрономия с уклоном в астрологию), содержащую упоминание о заразных болезнях. Другой врач — Франциск Георгий Скорина, человек выдающихся способностей, не нашел у себя на родине надлежащих условий для их применения и развития. Скорина родился в Полоцке между 1485—1490 г. В 1503 или 1504 г. поступил в Краковский университет. В 1512 г. получил степень доктора медицины в Падуанском университете. Широко известна культурно-просветительная деятельность Скорины как переводчика и издателя: в 1515 г. он перевел псалтырь, в 1517—1519 гг.— библию. Наряду с этим Скорина занимался медицинской практикой. Хотя нам неизвестны работы Скорины медицинского содержания, но возможность их существования вполне вероятна.

Важным для истории грузинской медицины является сочинение Мартпирия Сабацминдели «О раскаянии и самоуничижении» (вторая половина VI века — первая половина VII века). Автор этого произведения правильно разбирал функции отдельных органов и понимал протекающие в организме процессы, отождествляя разум и мозг; монахи призывались к лечению и уходу за больными. В IX веке в Грузии было извес-пю оспопрививание (вариоляция).

В X—XIII веках в Грузии отмечался расцвет медицинской науки и практического врачебного дела. Основными очагами научной деятельности были монастырские школы, а также монастыри и школы, созданные грузинами за пределами Грузии — в Иерусалиме, на Синае и Афоне (X век), в Болгарии. В 1114 г. в Грузии была основана академия в Икал-те. Большую роль в истории грузинской науки сыграла Гелатская академия, где творили выдающиеся представители научной школы Грузии.

В грузинских монастырях ученые монахи переводили на грузинский язык с греческого и арабского книги, среди которых были близкие к медицине («О сотворении человека») и произведения Аристотеля. В грузинской летописи описаны больницы, существовавшие при монастырях Врачи, работавшие в продолжение полугода непосредственно в больнице, по истечении этого срока переходили в селения, где заменяли работавших там врачей.

В дошедших до нас грузинских медицинских рукописях эпохи культурного возрождения Грузии X—XIII веков содержатся сведения по анатомии, физиологии, эмбриологии и гигиене; приведены классификации болезней, описания их течения и способов их лечения. В грузинской медицине феодального периода были широко распространены так называемые карабадины — книги по естествознанию, содержащие и медицинские сведения. В карабадинах были собраны сведения о лекарственных средствах, описаны способы приготовления лекарств, их дозировка и действие на организм, излагались сведения о болезнях и способах их лечения. В карабадинах был обобщен опыт медицины того периода. Для своего времени карабадины являлись вполне научными трудами и руководствами для врачей. В карабадинах, кроме сведений по анатомии, физиологии, патологии, гигиене и диететике, излагались этнология и терапия различных заболеваний — внутренних, хирургических, акушерско-гинекологиче-ских, глазных, ушных и нервных.

Грузинский философ XI—XII веков Иоанн Петрици перевел с греческого языка на грузинский «О природе человека» Немесия Эмесского и в своем философском произведении «Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диодоха» обнаружил знание медико-философских идей и основ теоретической и практической медицины. Петрици подчеркивал необходимость изучения врачом основ общей философии — науки, без знания которой он считал невозможным научиться искусству врачевания. По его мнению, выяснение этиологии, постановку диагноза и последующее правильное лечение болезни необходимо проводить на основе философии, «так как врачевание является философией в отношении природы и природных сочетаний». Петрици считал человека существом сложной организации; он был знаком со строением, функцией и физиологией внутренних органов человека и той взаимосвязью, которая существует в работе этих органов. Из книги Петрици мы узнаем и о роли повивальных бабок в Грузин в XI веке.

Грузинский врач XI века Кананели написал дошедший до нашего времени «Несравненный карабадин» («Усцоро Карабадйни»). Сочинение разделено на три части: в первой изложены общие врачебные принципы, анатомия, физиология, биологические и эмбриологические сведения, гинерапия, в третьей — кожные заболевания, вывихи, переломы, ожоги, отморожения и приведены сведения по гигиене и диететике. Кананели был инаком с греческой и восточной медициной и карабадин его написан с большим знанием медицинской науки и практики. Описания заболеваний далеки от схематизма и строгой систематизации, характерной для произведений многих арабских авторов. Кананели почти не цитировал других авторов и подробно анализировал собственные практические наблюдения. В его изложении видно правильное для того времени понимание сущности болезни, ее возникновения и течения, сказалась тонкая наблюдательность и описаны оригинальные методы диагностики.

Многие положения Кананели не потеряли своего значения до настоящего времени. Например, в главе о заразных болезнях Кананели предупреждал здоровых о недопустимости принятия пищи и воды из посуды, которой пользовался больной. До выяснения характера заболевания Кананели рекомендовал не давать больному никакого лекарства, так как преждевременное назначение лекарства может изменить картину заболевания и усложнить выяснение диагноза. Описывая приемы хирургического вмешательства, Кананели указывал: «Как только человек будет ранен шашкой, стрелой или копьем или каким-либо другим оружием, посмотрите, если рассечение равно одной пяди или больше, надо стальной иглой и шелковинкой зашить осторожно и порошком присыпать».

В главе о переломах костей Кананели указывал, что для сращения необходимо тесное соприкосновение отломков, которое предварительно должно быть обеспечено выправлением их с последующим наложением шины. Описывая расширение вен нижних конечностей, Кананели отмечал, что этим заболеванием страдает прислуга, и те, кто ходит пешком, и рекомендовал: «Все лечение тут — хирург, который рассечет и удалит кровеносный сосуд и рану вылечит посредством хорошей мази».

В XIII веке грузинский врач Ходжа Копили написал «Книгу медицинскую», где привел большое количество методов лечения и лекарственных средств, встречающихся в народной медицине Грузии и до настоящего времени. Богатство и многочисленность собственных наблюдений и комментариев, которыми снабдил свою рукопись Ходжа Копили, показывают, что его сочинение является не только переводом с греческого, как предполагают некоторые историки, но оригинальным произведением грузинского врача.

Построение книги Копили близко к сочинению Кананели. В первой части приведены общие понятия о медицине, гигиене и профилактике, анатомо-физиологические данные, сведения о диагностике и общей патологии. Из методов исследования Копили применял выстукивание, выслушивание и ощупывание пульса. После подробного описания во второй части патогенеза и течения различных болезней приведены многочисленные методы лечения. В третьей части указаны лекарства в основном растительного происхождения, рецептурные формулы и способы приготовления.

Копили предъявлял к врачу высокие требования. Врач должен хорошо и всесторонне знать медицину, быть начитанным, иметь опыт в лечении, должен хранить тайну, быть любезным. «Врач должен быть честным, пользоваться доверием, не ленив, не сластолюбив, бескорыстен. Если же врач не обладает всеми этими качествами, лучите его не приглашать к больному».

Копили подчеркивал необходимость изучения теории, неразрывно связанной с практикой, предупреждал больных не доверять знахарям, которые, не имея медицинского образования, опыта, прикрывают свое[... ]

[... ] заболеваиий приведены и хирургические методы лечения, в том числе и. такие, которые применяются до настоящего времени (трахеотомия, операция при глаукоме, при геморрое и т. п.). Книга Копила! служила учебным пособием в медицинской школе для подготовки врачей.

Поэма великого грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» содержит ряд историко-медицинскнх сведений. Руставели, обнаружил серьезные познания в области медицины. В поэме говорится о серьезном значении, которое в то время врачи придавали анамнезу. Руставели указывал, что при нарушении в организме равновесия четырех, жидкостей (крови, слизи, черной и желтой желчи) применялось кровопускание из вены руки. Из поэмы Руставели известно, что каждый полководец имел своих искусных специалистов по лечению ран и извлечению инородных тел, хирургов, которые сопровождали полководцев в походах. Некоторые воины также могли перевязывать раны и имели запас лекарств, и перевязочных средств.

К араба дин XV века Зазы Фанаскертёли «Лечебная книга» во многом повторял сочинение Кананели, в лечебном разделе содержал обширные, сведения о лекарствах растительного, животного и минерального происхождения.

До начала XX века у грузинского народа сохраняла свое значение «Книга царя Давида» («Поминающий Давида» — «Иадигар Дауди»), написанная в XVI веке. В ней получили отражение знакомство автора с трудами выдающихся врачей и большой его личный врачебный опыт. Книга показывает хорошее знакомство врачей феодальной Грузии с методами врачебного, исследования и пульсом, содержит описание бальнеологического лечения, ингаляций и подробный разбор показаний, противопоказаний и техники кровопускания.

Монгольское владычество (XIII—XIV века) и засилье в дальнейшем персов и турок сильно задержали, но не смогли полностью остановить развитие науки в Грузии. Опустошительные нашествия персов и турок в XV—XVII веках, распад централизованной монархии и внутренние феодальные раздоры, междоусобицы, сепаратистские устремления мелких грузинских царств и княжеств привели к утрате государственного единства Грузии и упадку грузинской культуры.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 846. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия