ТЕМА №1
ТВОРЧЕСТВО – БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 1.1. Общие сведения При изучении любой дисциплины необходимо выделять ее объект, предмет и задачи. В данном случае объектом является творческая деятельность, предметом – основы инженерно-педагогического творчества. Задачами дисциплины являются: 1) ознакомить студентов с основными понятиями и определениями творчества (инженерного - технического и педагогического); 2) показать студентам психологическую сущность творческого процесса, общность и различие продуктов инженерного ипедагогическоготворчества; 3) ознакомить студентов с психологией творческой деятельности, методами интенсификации мышления в процессе решения творческих задач; 4) научить студентов определять проблемы в инженерной и педагогической деятельности, превращать проблемы в задачи, выбирать методы и средства решения указанных задач; 5) сформировать у студентов знания и умения решать творческие инженерные и педагогические задачи Если оглянуться на столетие назад, то можно обнаружить, что у наших предков не было ни самолетов, ни спутников, ни гидростанций, ни радио, ни телевизоров и многих других вещей, которые окружают нас сегодня и без которых мы уже не мыслим нашу жизнь. Научно-технический прогресс последних десятилетий связан с повышающейся творческой активностью человека. Человек постоянно что-то изменяет, переделывает, совершенствует. Зачем это ему надо? Какая сила заставляет его отказываться от старого, привычного и проверенного? Психологи поставили любопытный опыт. Лабораторных крыс поместили в большой вольер. Там было всего у них вдоволь, и потребность в поиске исключалась полностью. Однако через некоторое время обитатели вольера стали проявлять беспокойство. Наиболее активные из них стали с интересом изучать узкий темный коридорчик, примыкающий к вольеру. Этот коридорчик вел в пустую комнату с металлическим полом, находящимся под напряжением. Крысы протискивались в коридорчик, шерсть у них дыбилась, в панике они убегали, но снова шли. Что гнало их в эту комнату? Поисковая активность! Интересно, что долгожителями в этом «раю» оказались самые любопытные, которые на свой страх и риск неоднократно лезли в страшный темный коридор. Те же особи, которые довольствовались имеющимся в избытке и не выходили из вольера, вскоре теряли всякую активность, жирели и сдыхали (данный пример иллюстрирует роль активности в природе). Поисковая активность человека гораздо многогранней и содержательней, чем у представителей животного мира, а потому имеет для него еще более решающее значение. При этом с биологической точки зрения не важно, в какой области человек будет проявлять свою творческую активность – в музыке, в науке, в литературе, в технике, в общественной деятельности, в ведении домашнего хозяйства и т.д. Важно, чтобы эта активность вообще присутствовала и была развита до творческого уровня.
|