Творчество – это не роскошь для избранных, а общая биологическая потребность человека, часто неосознанная нами
Замечено, что равнодушные ко всему люди, относящиеся без интереса к своей учебе или работе, ничем не увлеченные, уходящие от решения задач, требующих элементов творчества чаще болеют, быстрее старятся и уходят из жизни Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо, чтобы положительные эмоции преобладали над отрицательными эмоциями. Творчество в любой области деятельности, но особенно в изобретательстве, представляет собой наиболее мощный и неиссякаемый источник положительных эмоций. Существует (достаточно обоснованное) мнение, что сенсорный механизм познания мира у человека развит в меньшей мере, чем у многих насекомых и даже червя. Именно поэтому основную работу по познанию окружающей действительности и особенно (тем более) познания объектов и явлений, не воспринимаемых органами чувств человека, осуществляется за счет мышления – работы полушарий мозга. Естественно поэтому, что каждый человек должен стремится максимально эффективно мыслить, знать как протекает мыслительный процесс, методы его активизации и продуктивного использования. Является неопровержимом фактом, что страны с высоким научным и творческим (изобретательским) потенциалом доминируют в развитии промышленности, техники и технологий. При этом население указанных стран имеет высокий (по сравнению с другими странами) уровень благосостояния и может позволить себе приобретение и использование новейших и высокопродуктивных средств жизнеобеспечения и комфорта. Имеется множество примеров (Япония, Южная Корея, Сингапур и др.), которые в результате интенсификации творческих процессов и внедрения их результатов в промышленность и банковскую систему за короткие сроки достигли значительных успехов и вошли в десятку наиболее развитых стран мира. С учетом сказанного Украине необходимо осуществить коренное повышение технического уровня выпускаемой продукции; обеспечить создание и освоение производством технических средств новых поколений, позволяющей многократно повысить производительность труда, улучшить его условия, существенно снизить материальные затраты. Для этого необходимо интенсифицировать творческий процесс, значительно увеличить число ученых, изобретателей, специалистов – профессионалов в различных областях науки и техники для чего в процессе обучения в вузе следует обратить особое внимание на формирование творческих способностей будущих специалистов и их умений использовать указанные способности при решении творческих задач
1.2. Творчество и его сущность Проблемы творчества, издавна волновавшие человечество, остаются актуальными и в настоящее время. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Каждый элемент искусственной среды (антропогенная среда) окружающей человека, - результат творчества. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности (в природе происходит процесс развития, но не творчества).
Творчество, как и культура, должно пронизывать всю человеческую жизнь и безусловно - всю систему образования. Творчество – это не столько деятельность вообще, сколько деятельность в самой деятельность, увеличивающая созидательный потенциал последней. Иначе говоря, творчество заключается не только в изменении и последовательном преобразовании объекта творчества, но (и это главное), - субъекта творчества, то есть человека. «Творчество есть жизнь, а жизнь есть творчество» Иными словами, творчество является универсальным механизмом, ведущим к развитию, оно охватывает всю нашу жизнь, через творчество человек познает себя и окружающий мир, меняется сам и меняет его. В процессе творчества не только познаются предметы и явления объективного мира, цели, условия и причины возникновения и существования этих предметов и явлений. 1.3. Виды творчества Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное, социальное, идеологическое, педагогическое. Разным видам творчества соответствуют свои результаты (табл. 1).
Таблица 1
Основной критерий, отличающий творчество от изготовления чего-либо (производства) – уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придает продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. При этом нужно иметь в виду, что творчество как специфический вид человеческой деятельности наряду с «новизной» характеризуется и «прогрессивностью», способствующего развитию человека и общества. Сущность творчества несовместима с деятельностью враждебной человеку. Истинное творчество гуманно по своей природе, поскольку оно с необходимостью приводит к развитию и саморазвитию личности и соответственно культуры и общества. Антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, - это не творчество, а варварство. Результаты творчество имеет разные уровни научной значимости. Для результатов первого уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на втором уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний. Интересен вопрос о соотношении, вернее о симбиозе труда и творчества. Труд, по мнению ученых-философов (К.Маркс, Ф.Энгельс) должен быть не самоотчуждением, а самоутверждением человеческой личности. Труд должен быть не только и не столько средством к жизни, сколько ее сущностью, процессом, в котором человек полностью и всесторонне развивает свои склонности и задатки. Стимулом к труду должно быть не внешнее принуждение, в том числе и стремление к заработку, а прежде всего глубокая внутренняя потребность в творчестве. Творчество характеризуется как самостоятельная деятельность человека (субъекта) с постановкой или выбором задачи, поиском условий и способа его решения и создание социально нового результата Результатом творческой деятельности может быть субъективно и объективно новое. Субъективно новое характеризует такой результат творческой деятельности человека, который есть новым только для него самого, а объективно уже известный. Такая ситуация возникает, когда человек, приступая к решению задачи, например, технической, не владеет информацией (знаниями) о том, решалась ли эта задача до него и какие решения уже известны. Объективно новое является одновременно и субъективно новым, и характеризует ту социальную новизну результата творческого процесса, которая отвечает общественным нуждам. Примером объективно новых творческих результатов являются изобретения. Изобретательская деятельность – это высшая степень технического творчества. Творчество может быть личным (для себя), коллективным (для бригады, цеха, завода) и обобщенным (для страны, нескольких стран, социума). Ускорение научно-технического прогресса экстенсивными методами – путем роста численности кадров научных работников и научно-вспомогательного персонала не может отвечать целям сегодняшнего дня. Чтобы ускорить процесс получения новых знаний, создания высокоэффективной техники на базе изобретений необходимо знать законы и закономерности творческого мышления, условий его возникновения и функционирования, признаки творческой личности и методы их формирования. Указанными вопросами в настоящее время интенсивно занимаются ученые, как в нашей стране, так и за рубежом. Вопросы для самооценки уровня усвоения материала темы 1. 1. Что является объектом и предметом дисциплины ОИ-ПТ? 2. Каковы задачи дисциплины ОИ-ПТ? 3. Что такое творчество? 4. Субъективное и объективно творчество, в чем их сходство и различие? 5. Почему творчество является общей биологической потребностью человека? 6. Какие виды творчества существуют, в чем их сходство и различие? 7. Как зависит благосостояние социума страны от уровня его творческого потенциала? 8. Что необходимо для увеличения уровня творческого потенциала страны? 9. Какие виды творчества существуют, их сходство и различие? 10. Почему сущность творчества несовместима с деятельностью враждебной человеку, почему истинное творчество гуманно по своей природе?
|