ЛЕКЦИЯ № 6
МЕТОДЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ – МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Теория решения творческих задач (ТРИЗ) и алгоритм решения творческих задач (АРИЗ) формулируют принципы и правила решения технических творческих задач. Их знание, во-первых, алгоритмизирует поиск правильного решения и, во-вторых, избавляет во многих случаях от поиска того, что уже сделано (не изобретать того, что уже изобретено). Но эффективность решения технических (и других видов) творческих задач значительно увеличивается при знании и использовании методов интенсификации решения указанных задач, которые основаны на знании законов и закономерностей психологии человека, особенностей индивидуального и коллективного мышления, рационального соотношения умственного и физического труда, труда и отдыха. 6.1. Метод мозгового штурма Критика или боязнь критики служат помехой творческому мышлению. Если человек считает, что его идея плоха, он не захочет высказывать ее в слух. В этом случае многие потенциально хорошие идеи оказываются навсегда потерянными. Чтобы устранить препятствия, вызываемые боязнью критики при высказывании идей, и был разработан метод мозгового штурма (метод мозговой атаки). Метод прямой мозговой атаки. Основателем современных методов мозговой атаки Алекс Осборн, который создал школу подготовки изобретателей и разработал метод мозговой атаки – эффективный способ решения творческих задач. Этот метод оказался универсальным и применимым не только в технике, но и во всех других сферах человеческой деятельности: в экономике, бизнесе, социологии, военном деле, уголовном розыске, сфере обслуживания и т.д. Этот метод можно использовать в сочетании с другими эвристическими методами творческой деятельности. А Осборн считал, что творческие способности есть у всех людей, но многие люди не высказывают свои смелые идеи, боясь быть осмеянными своими коллегами, руководителем. А. Осборн предложил разделить во времени процесс генерирования идей от их критической оценки и анализа. Более того, он считал, что желательно проводить оба процесса разными людьми. Для проведения мозговой атаки по решению творческий задачи подбирают коллектив, состоящий из двух групп людей по 3 – 10 человек в каждой. Одна группа «генераторов идей» только выдвигает идеи без права их критики. Другая группа «экспертов» выносит коллективное суждение о ценности выдвинутых идей. В состав группы генераторов идей включаются лица, легко и плодотворно генерирующие идеи, обладающие фантазией и творческим воображением. В группу экспертов включаются люди с аналитическим складом ума, более компетентные в области создаваемого технического объекта. В группу генераторов идей желательно включить: - специалистов-смежников (конструкторов, экономистов, экологов и т.д.), которые обеспечат комплексное и всестороннее рассмотрение задачи; - людей «со стороны», не имеющих никакого отношения к решаемой задачи; - женщин, которые оригинально мыслят, стимулируют и повышают дух соревновательности среди мужчин. Правила для участников мозговой атаки таковы: - надо стремиться высказывать максимальное количество идей, отдавая предпочтение их количеству, а не качеству. При этом можно выдвигать любые идеи, в том числе фантастические и нереальные, шуточные. Чем фантастичнее идеи, тем сильнее сказывается их действие на процесс генерации последующих идей. «Безумные» идеи – это катализаторы, без которых не возникнут «цепные» реакции творчества, без которых будет труден путь к хорошим идеям; - во время сеанса абсолютно запрещена критика высказанных идей; - способствуют продуктивному мышлению шутки, каламбуры; - надо стремиться развивать, комбинировать и улучшать высказанные идеи, получать от них новые ассоциативные идеи; - между участниками сеанса должны быть свободные, демократические, дружественные и доверительные отношения. Успех поиска во многом зависит от того, как организуется мозговая атака. Руководитель творческой группы заранее (за 2-3 дня) приглашает на сеанс его будущих участников, чтобы они смогли за это время подумать и настроиться. Иногда он заранее обсуждает с некоторыми из участников постановку задачи. Полная продолжительность сеанса не должна превышать 1, 5 – 2 часа, из которых: 1) 5 – 10 минут идет на представление участников совещания друг другу и на их ознакомление с правилами проведения мозговой атаки; 2) далее 5 -10 минут ведущих совещание ставит задачу поиска идей и отвечает на вопросы участников; 3) процесс мозговой атаки занимает 20 -30 минут; 4) 30 - 45 минут затрачивается на составление отредактированного списка идей. Обычно сеанс проводится в изолированном помещении за «круглым» столом. Во время сеанса участников угощают кофе или чаем. Весьма повышает эффективность работы участников сеанса показ натурных образцов, макетов и эскизов технического объекта, который требуется улучшить. Успешность и результативность мозговой атаки во многом определяется опытом, эрудицией и искусством руководителя творческой группы. Во время сеанса он обеспечивает соблюдение правил участниками без всяких приказаний и критических замечаний. Он обеспечивает непрерывность высказывания идей, заполняет образовавшиеся паузы поощрительными репликами, шутками, следит, чтобы обсуждение не шло в слишком прагматическом и узком направлении. Кроме того, он следит за регламентом совещания и периодически сообщает сколько минут осталось до конца сеанса. После завершения сеанса и небольшого перерыва производится быстрое коллективное редактирование полученного списка идей (полученного в виде стенограммы, либо с помощью магнитофона и т.д.). Эксперты очень тщательно анализируют и оценивают представленные идеи, подразделяют их на подгруппы: 1) наиболее приемлемые и легко реализуемые; 2) наиболее эффективные и перспективные; 3) малозначимые. Эксперты дают рекомендации об использовании самых лучших идей в проектно-конструкторских разработках, а также по их патентной проработке на предмет закрепления приоритета и защиты интеллектуальной собственности. Другие разновидности метода «мозгового штурма» приведены в приложении 1. 6.2.Метод инверсии Прием инверсия или обратная аналогия означает – выполнить что-нибудь наоборот. Для него характерны выражения: перевернуть вверх «ногами», вывернуть наизнанку, поменять местами и т.д. Этот прием может означать, что если объект рассматривается снаружи, то возможно, мы достигнем желательного результата, если будем его исследовать изнутри. Если какой-то объект расположен вертикально, то применение инверсии означает, что его следует поставить горизонтально – и наоборот. Инверсия предполагает возможную замену подвижной части неподвижной, отказ от симметрии в пользу асимметрии, переход от растяжения к сжатию. Инверсные понятия – приемник и передатчик, модулятор и демодулятор, электрогенератор и электродвигатель. Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом. Изобретатели давно обратили внимание на то, что часто в ситуациях, когда логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными и заходят в тупик, естественно предположить, что оптимальной является принципиально противоположная альтернатива решения. Например, ведется поиск прочности изделия, и для этой цели стремятся увеличить его вес, конструкцию делают цельнометаллическую, в то время как лучших результатов удается достигнуть путем решения задачи в противоположном направлении, например, уменьшить вес конструкции, сделав ее полой. Другой пример. Объект исследуют с его внешней стороны. Это традиционный подход, который исчерпал себя и не дает новых оригинальных решений. В этих ситуациях целесообразно рассматривать этот же объект с внутренней стороны. Этот метод часто называют методом обращения. А.Ф. Эсаулов в связи с анализом метода приводит классический пример решения задачи методом инверсии: Гениальное изобретение ракеты К. Э. Циолковским. В своей повести «Вне Земли» он писал, что «придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы…». Метод инверсии базируется на закономерности и, соответственно, принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления (анализа и синтеза, дивергентного и конвергентного мышления), а также распространения диалектического подхода к анализу объекта исследования (изучение внешнего и внутреннего, интенсификации и замедления, объединения и разъединения элементов системы и т.д.). Метод инверсии в поисках истины «объединяет» в процессе мышления «связанные противоположности» анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и внутренние стороны объекта, увеличение или, наоборот, уменьшение размеров, конкретное и абстрактное, реальное и фантастическое, разъединение и объединение, конвергенцию (сужение поиска) и дивергенцию (расширение поля поиска), если не удается решить задачу сначала до конца, то попытайтесь решить задачу от конца до начала. Достоинства метода: позволяет развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, найти оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач. Недостатки и ограничения применения метода: требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базовых знаний, умений и опыта. Пример 1. Спортсмены тренируются. Бегая по беговой дорожке на стадионе. Сейчас имеются движущиеся беговые дорожки и тренажеры, в которых можно задавать скорость движения ленты, ее наклон и другие параметры.
|