Труд как природопреобразующий (хозяйственный) процесс: «биофизическая» природа труда
Человек является «продуктом космической эволюции» (В. И. Вернадский), он включен в природу в качестве ее особого компонента, и его жизнедеятельность предполагает непрекращающееся взаимодействие с окружающей природной средой. Но в отличие от животных, которые преимущественно адаптируются к природной среде в ходе естественной эволюции и потребляют как бы «созданное» самой природой, человек целенаправленно изменяет природу. Он сам формирует необходимые для своей жизнедеятельности предметы и процессы, чаще всего не возникающие в ходе естественной эволюции природы и даже маловероятные для этой линии эволюции, хотя и не противоречащие законам природы. Основой взаимодействия человека с природой является труд как практическая, по характеру «адаптивно-адаптирующая» деятельность, в процессе которой он присваивает вещество и энергию природы, преобразуя их в формы, пригодные для своего потребления. На философском (метатеоретическом) уровне рассмотрения отношений между человеком и природой труд, как мы видим у К. Маркса, «есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой».1 На этом уровне рассмотрения человек противостоит «веществу природы» сам как «сила природы» (как естественное природное существо). Человек возник из противоречия между частями природы – приматами и окружающей природной средой. Это противоречие разрешилось возникновением труда как опосредующего звена и трансформировалось в противоречие между человеком и природой. Труд схватывается здесь как своеобразный природный процесс, в том смысле, что совершается он по законам самой природы, которые определяют технологию этого процесса. «Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа, т.е. может изменять лишь формы веществ. Более того. В самом этом труде формирования он постоянно опирается на содействие сил природы». 2 Для того, чтобы осуществить этот обмен необходимо преобразовать вещество природы в формы, пригодные для его потребления. Для этого преобразования человеку необходимо затрачивать энергию, то есть совершать работу. Причем затрачивать не только энергию химических реакций и работу механизмов, но и собственную мускульную и психическую энергию. Маркс замечает: «для того, чтобы присвоить вещество природы в форме пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки, ноги, голову и пальцы».3 Отсюда, понятие о биофизической природе труда, где труд предстает как процесс, лежащий в основе жизнедеятельности человека как живого существа, вытекает из необходимости для человека в осуществлении этого процесса жизнедеятельности совершать работу, требующую затрат и, соответственно, восполнения энергии. Это характерно для всех видов и форм человеческого труда. Даже умственный (интеллектуальный) труд требует затрат энергии психофизиологических процессов и нервов. «…Как бы различны ни были отдельные виды полезного труда, или производственной деятельности, с физиологической стороны это – функции человеческого организма, и каждая такая функция, каковы бы ни были ее содержание и ее форма, по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т.д.», - отмечено К. Марксом в «Капитале».1 В этом сходится с Марксом и известный русский экономист Н. Д. Кондратьев: «… всякий труд как целесообразная деятельность предполагает затрату и известной нервно-психической энергии, предполагает работу ума. Однако удельный вес затрат нервно-психической энергии в трудовом процессе может быть совершенно различен. С этой точки зрения мы различаем труд физический, труд умственный и труд смешанный. …Совершенно ясно, что, переходя от форм физического труда к труду смешанному и далее умственному, мы переходим от труда, выполняющего более простые функции, к труду, выполняющему более сложные функции. В этом смысле приведенное деление есть вместе с тем и различение труда по степени сложности»2. Однако, если не выходить на этот уровень анализа труда, оставаясь в пределах понимания его как простой затраты энергии человеком в процессе целесообразной деятельности, имеем то общее, что объединяет разнообразные виды труда. Может ли это общее быть субстанцией стоимости или не может, требует отдельного рассмотрения, поскольку требует постановки вопроса о трудовой ценности. Сложность в том, что стоимость как категория экономическая представляет собой единство количественной соизмеримости и качественной определенности, где ценностное основание, схватываемое в разном качестве, играет определяющую роль. Итак, т руд, понимаемый как работа, представляет собой комплекс изменений в организме человека и его практические действия с компонентами труда, сопровождаемые затратой энергии. Для целенаправленного изменения исходного материала природы, человеку необходимы особые средства, которые служат проводниками его воздействия на преобразуемый предмет и представляют собой своеобразные усилители его естественных органов. Орудия и средства труда, применяемые в производственной деятельности (станки, машины, энергетические установки, информационные компьютерные системы, транспортные средства и т.п.), предметы бытовой техники от простейших до более сложных, возникших на современном этапе развития цивилизации (персональный компьютер), здания, сооружения, транспортные магистрали и средства связи – все это многообразие созданного человеком предметного мира («второй природы») функционально служит своеобразным продолжением и дополнением человеческого тела. К.Маркс образно характеризовал этот мир, освоенных человеком природных объектов и искусственно созданных предметов (техники) как «неорганическое тело человека». Только благодаря постоянному взаимодействию с этим миром, его воспроизводству и развитию возможна человеческая жизнь. Человек предстает здесь как существо, бытие которого определено его особой телесностью, включающей два взаимосвязанных компонента: биофизическую организацию человеческого тела и его «неорганического тела». Итак, в самом общем плане Маркс рассматривает труд как процесс обмена веществ между человеком и природой (своего рода «биофизический», природный процесс), требующий затрат энергии. Тем самым Маркс выделяет первую, базовую сторону труда, которая в самых общих чертах выявляет труд как «физический» (или технико-технологический) способ взаимодействия между человеком и природой, посредством которого совершается обмен веществ между ними. Социальная и собственно экономическая стороны труда здесь им еще не рассматриваются. В этом плане «процесс труда, с точки зрения его всеобщей формы, - указывал К. Маркс, - еще не выступает … ни в какой особой экономической определенности. В нем не выражено никакого определенного исторического (общественного) производственного отношения, в которое люди вступают в производстве их общественной жизни, напротив, в нем выражена всеобщая форма и те всеобщие элементы, на которые во всех общественных способах производства одинаково должен разлагаться труд, чтобы действовать в качестве труда».1
|