Роль труда в развитии человека и общества: социально-историческое значение труда
К. Маркс и Ф. Энгельс внесли существенный вклад в понимание труда как главного фактора всего социально-исторического процесса. Труд понимается ими как общественно-историческая деятельность, в которой люди, осуществляя условия своего существования, вызывают изменения не только в природе, но и в самих себе и в отношениях, в которые они вступают в процессе труда. Производство и воспроизводство действительной жизни, как указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, есть целостный, двуединый процесс, представляющий, с одной стороны, материальное производство средств к жизни, а с другой – самого человека.1 В процессе труда создаются не только материальные блага для удовлетворения потребностей существования, но и духовные ценности. Развивается в конечном итоге и сам человек: раскрывает свои способности, обогащает знания. Данный подход лег в основу разработки понимания труда как способа жизнедеятельности и базовой формы существования человека и общества. Труд есть не только преобразование природы человеком и «практическое созидание предметного мира», но одновременно «есть самоутверждение человека как сознательного родового существа». 2 Именно в труде человек проявляет и утверждает себя как «родовое» (общественное) существо, создавая условия для своего существования и духовного развития. Трактовка труда, данная классиками марксизма, легла в основу так называемого «диалектико-материалистического понимания» развития человека, общества и человеческой истории. Согласно Марксу, на всех этапах истории труд образует фундамент, основу общественного бытия человека, в силу чего развитие и изменение труда неизбежно сказывается буквально на всех сторонах общественной жизни. Если придерживаться точки зрения трудовой теории антропогенеза, само возникновение и развитие человека и общества связано с возникновением и развитием труда. Труд, являясь генетической основой всех других сторон общественной жизни, исторически обусловил выделение человека из животного мира, а общества из природы. Ф. Энгельс так писал об этом: «Труд – источник всякого богатства, утверждают политико-экономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека».1 Для понимания социально-исторической роли труда важны следующие три положения в учении К. Маркса о труде: 1) Труд есть вечное, естественное условие человеческой жизни и в этом смысле он независим от различных общественных форм этой жизни, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам. 2 2) Человек есть центральное звено своего материального производства, которое он осуществляет и поэтому все обстоятельства, которые влияют на человека как субъекта производства, влияют и на материальное производство и опосредованно определяют это производство. 3) Труд как способ отношения человека к миру (так называемое «предметно-деятельное», трудовое отношение) определяет и отношение человека к другому человеку. Последнее положение важно и для экономического понимания труда. В производстве, которое всегда носит совместный характер, люди, помимо воздействия на природу, воздействуют и друг на друга и соотносятся как носители и создатели стоимости. К. Маркс понимал труд и в более узком смысле как производство орудий труда. Однако и здесь труд носит общественный характер, представляет собой активное отношение человека к миру и одновременно взаимодействие участников этого отношения. В социально-историческом плане труд предстает как созидание, процесс создания нового. Созидательный характер труда выражается в рождении новых форм организации труда и хозяйственного сотрудничества, новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, которые в свою очередь как новые и совершенные предметы потребления ведут к развитию потребностей людей. Именно производство новых потребностей Маркс назвал первым историческим актом. Рост уровня и качества удовлетворения потребностей сказывается на воспроизводстве населения (человека), повышении его материального и культурного уровня. В конечном итоге развитие труда ведет к изменению социальных форм жизни людей. Воздействие труда в процессе развития человека и общества в схематичном виде можно представить следующим образом: рисунок 5.
Рис. 5. Воздействие труда на процесс развития человека и общества Таким образом, следствием труда как фундаментального общественного процесса становятся, с одной стороны, прогресс производства, а с другой –появление новых потребностей и развитие качеств человека. Данный рисунок лишь в самом общем виде отражает механизм развития человеческого общества через прогресс производства, рост материального благосостояния и культурного уровня людей и развитие самого общественного человека. Итак, функции труда в обществе можно обобщить следующим образом: 1) базовая (воспроизводственная) функция: труд выступает как способ удовлетворения человеческих потребностей, воспроизводства человека и общества (Это важнейшая генетическая функция труда, с которой начинается общественное бытие человека); 2) созидающая функция труда раскрывается в трех основных аспектах: а) труд как создатель общественного богатства; б) труд – фактор развития самого общественного человека; в)труд – творец общества (фактор общественного развития); 3) освобождающая функция: труд – фактор освобождения человека не только от стихии природы, но и от стихийного развития общества, так как в процессе трудовой, предметной деятельности общество познает законы своего развития и учится ими управлять. 4) системообразующая функция труда: труд выступает как структурно-функциональная основа экономики и общества в целом. В плане общеисторического, «вечного» среза человеческого развития следует отметить вклад марксизма в разработку вопроса об историческом предназначении человека и его универсальном развитии. В плане конкретно-исторической сущности человек исследуется марксизмом как «аккумулят» социального, и как частичное, разорванное, неразвитое явление в условиях общественного антагонизма. В футурологическом аспекте им отмечена тенденция многостороннего, всестороннего развития человека как работника уже в условиях капитализма, выступающая предпосылкой всестороннего развития его личности в обществе освобожденного труда. Однако воздействие труда на этот процесс носит сложный, противоречивый характер. Развитие человека как работника (то есть как агента, или «носителя» труда) осуществляется преимущественно в сфере конкретного труда, в его взаимоотношениях с природой. Развитие его как личности (субъекта производственных, экономических отношений) детерминируется, прежде всего изменениями в сфере абстрактного труда, системой его экономических отношений с обществом. При этом, если в сфере конкретного труда перспективы развития человека как работника в принципе беспредельны и ограничены лишь степенью научного познания и овладения реальностью, то в сфере абстрактного труда возможности развития человека как личности ограничены рамками того или иного типа экономических (стоимостных) отношений.
|