Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психология массовых движений




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Французский социальный психолог П. Мокор писал: «Психология социальных дви­жений пытается установить, в какой степени индивидуальные убеждения и установ­ки, общественное мнение, спонтанно проявляющиеся или спровоцированные систе­мами убеждения, которые различным образом комбинируются в социальной жизни, влияют на становление общностей» (Maucorps, 1950).

Будем понимать под массовым движением устойчивую широкую общность
людей, осознающих социальную проблему, возникшую перед определенным обще­
ственным классом, группой, социальным слоем или обществом в целом, разделяющих
единые взгляды на характер и пути решения этой проблемы и вполне добровольно
объединяющихся для определенных действий ради внесения в жизнь общества соот­
ветствующих изменений1. Движения обычно оцениваются конкретно — прежде все­
го, в соответствии с ролью, которую они играют в данном обществе. Соответственно,
в расчет принимается социальная специфика движения: в каком именно сегменте об­
щества оно развивается, чьи интересы оно выражает или отражает (что не всегда озна­
чает одно и то же).
---------------

1 См.: Основы социальной психологии и пропаганды. М, 1984. С. 287.

г


Глава 3.6. Психология политических партий и массовых движений 331

С внешней точки зрения, любое движение характеризуется четырьмя основными моментами: 1) социальной базой; 2) целями движения и основной сферой приложе­ния усилий; 3) степенью организованности; 4) направленностью идеологии.

Социальная база — это та многочисленная группа (социальный слой, класс) или масса, на которую опирается данное движение. Она определяется разными призна­ками; кроме чисто социальных, существуют объединения на основе пола, возраста, национальности, профессии вероисповедания и т. д.

Цели и усилия движения могут быть не только политическими, но и чисто профес­сиональными, культурными, духовными, экологическими и т. д. Они могут быть даже половыми (типа движений за эмансипацию женщин, за права сексуальных мень­шинств), демографическими (движения пенсионеров, молодежи) или почти любыми иными. Однако в целом они всегда носят социальный характер, так как главной це­лью для них всегда является увеличение числа членов и расширение человеческой сферы приложения сил.

По степени организованности движение может быть спонтанным или создавае­мым. Новые члены могут вовлекаться в движение стихийно или отбираться целена­правленно. У движения могут присутствовать или отсутствовать организационные нормы и принципы построения, руководства и т. п. Таким образом, массовое движе­ние, как и любая масса, может быть либо естественным, либо же искусственным.

Под направленностью идеологии принято понимать определенный уровень как ра­циональных, теоретических представлений, так и эмоциональной увлеченности це­лями движения.

С внутренней точки зрения, практически любое движение также характеризует­ся: 1) идеологией; 2) организацией; 3) социальной психологией. При всей любопыт-ности прочих аспектов нас будет интересовать прежде всего социальная психология движения, поскольку именно она лежит в основе организации, а в опосредованном виде является основой и идеологии1.

Организация всегда отражает природу движения. Понятно, что в случае «есте­ственных» движений об организации можно говорить лишь достаточно условно: обычно они самоорганизуемы, причем самоорганизация таких движений носит го стихийный, мало управляемый характер. В случае «искусственных» движений уро­вень организации всегда выше, однако и здесь он не должен слишком превышать не­которые естественные пределы — иначе движение превратится в организацию. На­пример, излишне заорганизованное партизанское движение очень быстро перестает быть собственно движением, превращаясь в ополчение или даже в придаток армии, после чего утрачивает свои именно «движенческие» функции, отличия и преимуще­ства. Известен жесткий закон: уровень организации всегда обратно пропорционален степени массовости движения.

Идеология любого движения выражает социальную психологию эпохи или общ­ности, их потребности и проблемы. Социальные движения — это один из непосред­ственных механизмов реализации потребностей, разрешения проблем. Их идеологии всегда конкретны, обычно не слишком оформлены и недостаточно рационализирова­ны (в отличие, скажем, от партийных идеологий, всегда носящих программно-теоре­тический характер). В большинстве случаев они носят эмоциональный характер. Если

1 Об этом см.: Ольшанский Д. В. Основы политической психологии. М., 2001.


332 Часть 3. Массовые социально-психологические явления

в самом полном виде идеология включает нормы, ценности и образцы поведения, то массовые движения обычно ограничиваются двумя последними компонентами — массы не любят, когда их «нормируют».

Социальная психология движений — это эмпирическое отражение условий повсе­дневной жизни и основных проблем в психике, реально сплотившее людей в особую массу членов данного движения. Ее стержнем является эмоционально яркая, увлека­ющая основная проблема, под влиянием которой или для разрешения которой люди, подчас независимо от их воли, вовлекаются в движение. Проблема может выступать как в обобщенном виде («Так жить нельзя!» или «Сохраним планету зеленой!»), так и в конкретных формах («Свободу Юрию Деточкину!»). Вокруг такой центральной проблемы группируются соответствующие чувства и настроения людей, не носящие систематизированного характера. Социальная психология движения включает широ­кое разнообразие индивидуальных и групповых психологических условий, в которых зарождается движение, однако к моменту появления движения как такового все это разнообразие оказывается подчиненным основной, массообразующей, заражающей и увлекающей, эмоционально подчиняющей проблеме. Это та самая проблема, которая доставляет беспокойство значительному количеству людей.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 472. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.019 сек.) русская версия | украинская версия