Художник – реалист
Творчество замечательного русского художника Павла Андреевича Федотова, сложившееся в сороковых годах прошлого века, принадлежит к числу лучших достижений нашей культуры и поныне сохраняет силу живого художественного воздействия. Воспроизведение с работ Федотова можно встретить в самых отдаленных уголках нашей страны. Реалистический метод Федотова преодолевает идеализацию и пассивную созерцательность, свойственность его предшественникам. Вслед за Белинским и его соратниками Федотов шел к новому идейному и содержательному, развивающемуся в непосредственной близости к жизни, способному откликаться на основные вопросы современности искусства. Этим и обусловлено историческое значение Федотова – основоположника критического реализма в русской живописи. Нить прямой преемственности ведет от Федотова к передвижникам. Жизнь Федотова сложилась необычно. Он был почти самоучкой и поздно стал профессиональным живописцем. Судьба отвела ему для творчества короткий едва восьмилетний срок. Но упорной работой он сумел наверстать упущенное время, добиться профессионального мастерства и выдвинуться в ряду ведущих русских художников. Первое выступление на академической выставке 1847 года принесло ему шумную славу. Но именно это широкое общественное признание стало причиной его гибели: «Когда Федотов стал слишком живо интересовать… от него отнята была поддержка, на него восстали, и он был раздавлен», - писал И.Н.Крамской. Гонения, которые навлек на себя Федотов, были вызваны содержанием его произведений, направленных против полицейско-крепостнического строя. Федотов Родился в Москве 18 июня 1812 года. Он был сыном бедного отставного офицера, учился в кадетском корпусе и по его окончании в 1853 году стал прапорщиком лейб-гвардии финляндского полка. В первые годы военной службы Федотов много, хотя по-любительски, занимался рисованием, время от времени посещал рисовальные классы Академии художеств. Уже в его ранних опытах явилось оригинальное и сильное дарование. Рисунки эти привлекали внимание гвардейского начальства и даже были показаны царю. Упорным трудом он завоевал право стать художником. Прошло около четырех лет после разговора с Брюлловым, когда в январе 1844 года Федотов покинул полк и сделался профессиональным живописцем. Если бы он пожелал выполнять заказы придворных кругов, его карьера была бы обеспечена. Но у Федотова были другие замыслы. Его мировоззрение складывалось в тесной связи с передовыми течениями русской литературы и с демократической эстетикой, создаваемой Белинским. Своей кистью художник хотел служить народу, откликнуться на его запросы. Специальность Федотова стала живопись бытовых сцен, так называемый «жанр», презираемый в Академии художеств и реакционными критиками: Федотов знал, что на этом пути нельзя сделать карьеры, но он верил в пользу своего дела и с легким сердцем пошел навстречу бедности, испытаниям и лишениям. Первой значительной работой Федотова была большая серия жанровых рисунков (1844-1846 гг.) исполненных сепией. Темы федотовских сепий перекликаются с лучшими произведениями передовой русской литературы, от пушкинского «Станционного смотрителя» (1839 гг.) и гоголевской «Шинели» до Герцена, Некрасова и тогда молодого Островского. Героями произведений Федотова стали простые маленькие люди с их повседневной жизнью. Но «положительный герой» появляется в сепиях редко. Главная задача сепий – сатира. Федотов рисует «Модный магазин» - выставку людской мелочности, мотовства, пошлых интриг и чванства; изображает «Житие на чужой счет» - изнанку мнимого благополучия офицерской жизни. Перед зрителями проходят метко схваченные типы. В двух сепиях – «Болезнь Фидельки» и «Последствия смерти Фидельки» - перед нами раскрываются внутренние покои барского дома в те часы, когда там живут напоказ. С беспощадной иронией разоблачает Федотов праздность, пустоту и ничтожество жизни тех, кого он называл «врагами трудящегося человека». В 1847-1848 годах – период его полной творческой зрелости - он писал свои знаменитые сатирические картины «Свежий кавалер» и «Сватовство майора». В «Свежем кавалере» с поразительной остротой и точностью охарактеризован чиновник, типичный представитель своей среды и своей эпохи. Те же обличие и сатира, только на более широком и разнообразном материале, характеризуют и «Сватовство майора». Сюжет этой картины, перекликающийся с драматургией Островского и с гоголевской «Женитьбой», дал Федотову возможность показать целую вереницу социальных типов, взятых из живой действительности. Художник подчеркивает черты, типичные не только для избранных им персонажей, но и для всего их круга: заносчивость, чванство и победоносную самоуверенность майора, подобострастие и примитивную грубость купеческой черты, мечтающей породниться с дворянством, глуповатое жеманство невесты, плутовское красноречие свахи. Язвительная насмешка художника не коснулась лишь второстепенных персонажей картины, представителей простого народа, которые изображены с полным сочувствием. Картины Федотова появились на осенней академической выставке, которая принесла художнику шумную славу. Но первый успех Федотова стал его последним успехом. Его картина затем уже не появилась перед зрителями и журнальная критика, расточавшая доселе ему хвалу, принялась старательно осуждать его за «отсутствие истинной художественности», злобу и сатирическую насмешку, которым нет места в христианском обществе. Перелом в судьбе Федотова связан с резким усилением реакции. Царское правительство, напуганное революцией 1848-1849 годов на Западе, обрушилось на представителей русской передовой демократической интеллигенции. Федотов стал казаться опасным – его имя было упомянуто в протоколах следственной комиссии по делу петрашевцев. Обстановка последних лет жизни Федотова стала невыносимо тяжелой. Художник задыхался в затхлой, мертвящей атмосфере. Чувство нравственной угнетенности мешало ему жить – «Я боюсь всего, остерегаюсь всего, никому не доверяю» - писал он в своем дневнике. Но именно последние годы жизни отмечены поразительной творческой активностью. Он работал с лихорадочной быстротой. Замыслы будущих картин возникали один ха другим и, едва успев воплотиться в рисунке или эскизе, уступали место новым замыслам, закрывающим все новые и новые стороны действительности. Если бы Федотов успев довести все им начатое, это была грандиозная художественная летопись быта и нравов его времени. Но и того, что ему удалось завершить, с избытком достаточно, чтобы признать Федотова одним из самых глубоких и тонких изобразителей русской жизни. Среди его последних работ выделяется картина «Вдовушка». К последним годам жизни Федотова относится и расцвет его портретной живописи. В 1850 году он написал портрет Жданович – один из самых поэтических женских портретов в русском искусстве XIX века. Обращение к положительным образам не означало, однако, отказа от сатиры. В 1850-1852 годах Федотов написал ряд картин; все они рассказывают о том духовном опустошении, которое внес в русскую действительность николаевский режим, о праздной, лишенной внутреннего содержания, беспросветной-тусклой жизни, на которую обрек людей гнет реакции. Офицер на зимней стоянке, не зная как убить время, учит пуделя прыгать через палочку («Анкор, еще анкор!»). Другой офицер дрессирует котенка («Офицер и денщик»). Чиновники проводят ночи в бессмысленной игре, готовые поставить на карту счастье своих близких («Игроки»). Художник выносит приговор всему социальному строю, растлевающему душу и унижающему достоинство человека. Федотов умер в расцвете сил и таланта, едва достигнув 37 лет. Передовая критика видела в нем одну из бесчисленных жертв «царства» мглы и произвола, молчаливого замирания… мучений с платком во рту», - как писал Герцен. Имя Федотова стоит в длинном списке лучших людей, замученных самодержавием, рядом с именами декабристов, Пушкина, Лермонтова, Белинского и Шевченко.
Задание 2. Отредактируйте статью, обратив внимание на устранение разнобоя при написании наименований.
|