Задания. D 5.1. Укажите основные характеристики диалогической речи по стенограмме суда (первый суд над Иосифом Бродским
D 5.1. Укажите основные характеристики диалогической речи по стенограмме суда (первый суд над Иосифом Бродским. 18 февраля 1964 г.). К какому типу относится данный диалог? Обратите внимание на неполные предложения, объясните, как в данном случае действует принцип экономии речевых средств. СудьЯ: Чем вы занимаетесь? Бродский: Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю... Суд ь я: Никаких «полагаю». Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стене. Смотрите на суд! Отвечайте суду как следует!.. У вас есть постоянная работа? Б р о д с к и й: Я думал, что это постоянная работа. Судья: Отвечайте точно! Б р о д с к и й: Я писал стихи. Я думал, что они будут напечатаны. Я полагаю... С уд ь я: Нас не интересует «Я полагаю». Отвечайте, почему вы не работали? Б р о д с к и й: Я работал. Я писал стихи. Судья: Нас это не интересует. Нас интересует, с каким издательством вы были связаны. Б р о д с к и й: У меня были договоры с издательством. Суд ь я: Так и отвечайте. У вас договоров достаточно, чтобы прокормиться? Перечислите, какие, от какого числа, на какую сумму? Бродский: Точно не помню. Все договоры у моего адвоката (...) Судья: Ваш трудовой стаж? Бродский: Примерно... Судья: Нас не интересует «Примерно»! Б р о д с к и й: Пять лет. Судья: Где вы работали? Функционально-смысловые типы речи Б р о д с к и й: На заводе, в геологических партиях... С уд ь я: Сколько лет вы работали на заводе? Б р о д с к и й: Год. Судья: Кем? Бродский: Фрезеровщиком. Судь я: А вообще, какая ваша специальность? Бродский: Поэт, поэт-переводчик. • 5.2. Прочитайте запись передачи «Воскресенье с Дмитрием Дибровым» (ОРТ. 13.03.94). Укажите типичные признаки монолога. Добрый вечер, дорогие друзья. Очень приятно, что вы смотрите именно... нас. В студии с вами Дмитрий Дибров. В 23.45 у нас с вами писатель Владимир Войнович... Нучто же... Ну... А сейчас я вам расскажу историю, благодаря которой мы с вами будем иметь сорок пять минут, я уверен, что... сенсационной и весьма динамичной беседы. У меня есть приятель, который работает в региональном Управлении по борьбе с экономическими преступлениями. Я ему как-то раз и говорю: «Слушай, говорю, помоги мне, приходи ко мне на эфир рассказать именно об экономических преступлениях, потому что у меня что-то одни поэты и писатели». А он говорит: «Да ну что ты, мне нельзя и по оперативным соображениям, и вообще - разве это у нас интересно, про экономические преступления». Ая: А вот чтоу вас такого интересного в милиции. Вотчто у вас в милиции сейчас самое-самое важное, на переднем плане как бы стоит во всей борьбе, чтобы прямо у нас эфир держал людей сорок пять минут только так? Гм, пожалуйста. ЛИТЕРАТУРА 1. Русскийязык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000 (глава II, § 2). 2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997 (главы 2, 4). 3. Диалог. Монолог / Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. М., 4. Якубинский Л.П. О диалогической речи / Якубинский Л.П. Избранные работы: язык и его функционирование. М., 1986. Тема 6
|