РАЗДЕЛ 3. ФИЛОСОФИЯ И МИФ
Тема 7. Особенности мифа как формы знания и как формы жизни. Методические рекомендации Миф как форма жизни Раскройте смысл следующих высказываниий М. К. Мамардашвили: миф – «способ внесения и утверждения порядка того, что без мифа было бы хаосом»; миф – «способ организации и конструирования человеческих сил и самого человека, а не представление о мире – правильное или неправильное». Прокомментируйте следующие определения мифа, данные А.Ф.Лосевым: 1) «никакая отрешенность, никакая фантастика, никакое расхождение с обычной и повседневной " действительностью" не мешает мифу быть живой и совершенно буквальной реальностью»; 2) «миф не есть произведение или предмет чистой мысли… Это есть сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаянием, со всей ее реальной повседневностью и чисто личной заинтересованностью; 3) «миф есть чудо», а «в чуде мы имеем дело прежде всего с совпадением или по крайней мере с взаимоотношением и столкновением двух каких-то планов реальности». Можно ли рассматривать миф как «нуминозный опыт» (таинственный, выходящий за рамки повседневного опыта, ужасающий, притягтвающий), опыт принадлежности и связи с вневременным и божественным миром (К. Хюбнер)? Аргументируйте свою позицию.
Миф как форма знания. Раскройте на примерах следующие черты мифа: внеисторичность, синкретичность, символичность, алогичность. Покажите на примерах противоположность философии как культуры сомнения и вопрошания и мифа как культуры приятия и включенности в традицию. Согласны ли Вы с точкой зрения М. К. Мамардашвили, что «миф, ритуал и т. д. отличаются от философии и науки тем, что миф и ритуал есть такой мир, в котором нет непонятного, нет проблем»? Насколько это характерно для современных мифов? Можно ли согласиться с К. Хюбнером, что философия и наука, разрывая сущность и явление, человека и мир, внутреннее и внешнее, сводят нуминозный опыт к иллюзии и тем самым приводят к «культурному пессимизму» и к рождению новых непредсказуемых и опасных мифов? Обоснуйте свою точку зрения.
Литература 1. Мамардашвили М. К. Появление философии на фоне мифа // Введение в философию // Мамардашвили М. К. Необходимость себя. М., 1996. С. 13‑ 24. 2. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль // Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 111–336. 3. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 21-186. 4. Пятигорский А.М. Мифологические размышления // Пятигорский А.М. Непрекращаемый разговор. СПб., 2004. С. 103-349. 5. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
|