Источники исламской бизнес этики
Ислам, как и другие божественные религии, основывается на письменных источниках. Существует четыре фундаментальных источника шариатского права, и так как исламская бизнес этика основывается на положениях шариата, то источники шариата идентичны источникам бизнес этики. Первый источник - это Коран, священная книга мусульман. Коран - это подлинный и вечный источник Ислама. Он представляет собой послания, которые Аллах (с.в.т.) подарил Пророку (с.а.в.) в качестве руководства для человечества. Эти послания являются универсальными, вечными и фундаментальными. Второй источник шариатского права - это сунна Посланника Аллаха (с.а.в.), которая занимает следующее место по значению после Корана. Не стоит путать сунну с хадисами. Сунна представляет собой жизненный путь, привычки и обычаи Пророка (с.а.в.). Она также описывает поведение, действия Пророка (с.а.в.), его высказывания и заявления в различных обстоятельствах жизни. Хадисы включают в себя информацию, хроники, повести, рассказы и записи сунны Пророка (с.а.в.), которая передается из поколения в поколение, чтобы стать правилом веры и практики для мусульман. Третий источник называется иджма. Иджма означает единое мнение муджтахидов, или согласие мусульманских юристов определенной эпохи по какому-либо вопросу права. Муджтахиды - просвещенные исламские ученые или лица, уполномоченные на осуществление независимого правового обоснования. Процесс, в ходе которого эти эксперты обсуждают с полной серьезностью решение того или иного религиозного вопроса, называется иджтихад. Четвертый и последний источник - кыяс, что буквально означает «измеряемый (чем-либо)» или «по сравнению с». По Шариату, кыяс - это процесс обоснования путем аналогии, осуществляемый муджтахидом, по трудным и сомнительным вопросам доктрины или практики путем сравнения их с аналогичными делами, уже урегулированными Кораном и хадисами и, таким образом, приходя к разрешению нерешенных вопросов. Коран и хадисы также известны как аль-адиллат - аль-катыйя, что означает «абсолютно твердые аргументы неопровержимого доказательства». Это потому, что эти два источника содержат абсолютную истину и несомненные фундаментальные доктрины ислама. Эти источники также иногда называют усулъ, или главным корнем Шариата. Иджма и кыяс известны как аль-адиллат аль-ижтихадия, или аргументы, полученные посредством умственного усилия. Эти два источника также называют фуру, или ветвью шариатского права. В рамках этих четырех элементов, шариатское право может успешно взаимодействовать состоянии иметь дело с многогранностью современного динамичного мира и способно решать различные противоречивые проблемы современной жизни.
|