Общие законы шариата в исламском бизнесе
Основная цель Шариата - построить жизнь на основе добродетели и очистить ее от пороков. Следовательно, Шариат, как ожидается, обеспечивает не только правильный путь, но и регулирует все виды деятельности мусульман на благо всей уммы, в том числе получение наград на том свете. В действительности, кроме того, что их жизнь регулируется Шариатом, мусульмане постоянно связаны обычным и позитивным правом. Эта ситуация, которая преобладает в наше время, началась в средневековую эпоху ислама, когда Шариат часто не принимался во внимание в распоряжениях халифов и губернаторов, особенно в вопросах, связанных с торговлей. Отсутствие Шариата в управлении деятельностью мусульман породило новое направление в состоянии отношений между мусульманами и Шариатом. Статус этих отношений стал касаться просто лишь нравственных связей, но не законодательных обязанностей. Такое положение дел имеет место и в исламском бизнесе. Нравственные отношения, как правило, основаны на принципах, которые дает Коран и хадисы. Коран - в первую очередь книга религиозных и моральных принципов и наставлений. Хотя Коран не является юридическим документом, тем не менее, он воплощает в себе важные правовые формулировки. Маннан (1986) высказал мнение, что если в современном контексте законы рассматриваются как то, что формулирует человек, то Коран не несет такого смысла и это не является сутью этики. Вместо этого, Коран содержит основные принципы и фокусируется на благородных качествах, а также на проделанном пути и состоянии человека, необходимыми для достижения милости и щедрости, если они были осведомлены о принципах. Абд аль-Ваххаб ибн Халлаф, ученый из Египта, в соответствии с Закария (1989), составил классификацию правовых положений, содержащихся в Коране. Суть аятов относится к ключевому аспекту конкретного вопроса, хотя нет четкой проработки. Это отношение к законам охватывает такие аспекты, как источники законодательства, конституционное положение, международное право, и т.д. Структура выглядит следующим образом: • Источники права: 50 аятов • Конституционные положения: 10 аятов • Международное право: 25 аятов • Юрисдикция и процедуры: 13 аятов • Уголовное право: 30 аятов • Гражданское право: 70 аятов • Семейное и личное право: 70 аятов • Финансовые и экономические директивы: 20 аятов Что касается исламского бизнеса, Коран дал четкие и ясные разъяснения, что торговые операции должны быть свободны от всех элементов риба. Должно быть соответствие правилам и рекомендациям, приведенным в Коране о ведении его бизнеса деятельности. Например, выполнение обязательств перед своими акционерами, вкладчиками, бизнес-партнерами, заемщиками и другими клиентами. Данное напутствие поясняется Аллахом (с.в.т.) в суре аль-Бакара, аят 177 (К2: 177), суре аль-Маида, аят 1 (К5: 1), суре ан-Нахль, аят 91 (К16: 91) и суре аль-Исра', аят 34 (17: 34). Мусульмане-бизнесмены также должны поддерживать доверие, справедливость и честность в отношениях, как призвано в Коране в аятах 58 и 135 из суры ан-Ниса' (К4: 58 и 135), аятах 8 и 87 из суры аль- Маида (К5: 8 и 87), аяте 152 суры аль-Ан'ам (Кб: 152), аяте 90 из суры ан-Нахль (К16: 90), аяте 35 из суры ан-Исра' (К17: 35), аяте 8 из суры аль-Му'минун (К23: 8), аятах 8 и 9 суры аль-Рахман (К55: 8 и 9) и аятах 32 и 33 из суры аль-Ма'аридж (К70: 32 и 33). Коран также содержит рекомендации для ситуаций заемов и долгов. Об этом написано в суре аль-Бакара, аят 280 (К2: 280) и суре Али Имран, аят 75 (КЗ: 75). Относительно бизнес-процедур, Коран детально прописывает подробности, касающиеся соблюдения договоров и прочих договорных обязательств. Об этом написано в суре аль-Бакара, аяты 282 и 283 (К2: 282 и 283). Запрещено участвовать в делах, которые являются непродуктивными или невыгодными, как указано в Суре аль-Бакара, аят 188 (К2: 188). Кроме того, запрещено иметь деловые отношения с предприятиями, деятельность которых способствует распространению непристойности или связана с производством, продажей и транспортировкой спиртных напитков, изготовлением и продажей идолов и оказанием услуг языческим храмам или внутри них, а также компаниями, занимающимися гаданием и азартными играми, проституцией, либо имеющими дело с ростовщичеством и взяточничеством. Эти запреты озвучены через аят 188 и аяты с 275 по 280 из суры аль-Бакара (К2: 188, 275-280), аят 130 из суры Али Имран (КЗ: 130), аяты 42 и 90 из суры аль-Маида (К5: 42 и 90) и аят 19 суры аль-Нур (К24: 19). Есть также много хадисов, особенно категории сахих, которые имеют очень важное значение и служат в качестве руководящих принципов исламского бизнеса. Среди наиболее важных хадисов - те, которые запрещают взятие риба. Кроме того, есть также много других хадисов в отношении продаж, салам (продажа, при которой уплачивается цена за товар, который будет доставлен позднее); аренды, хивала (перевод долга от одного человека к другому); выступления в качестве представителя; кредитования; оплаты кредитов; замораживания собственности; банкротства; партнерства; ипотеки; выступления в качестве свидетеля и условий сделок. Эти хадисы являются важным источником информации для повседневной коммерческой деятельности. Понятия иджма и кыяс становятся все более важными в разработке новых законов Шариата в современном деловом мире. Эти понятия должны приниматься всерьез исламскими учеными и юристами по четырем основным причинам. Первая причина основывается на концепции самого Шариата, который содержит вопросы законодательства и религии. Вопросы, связанные с религией, основаны на духовном опыте. Вера в Аллаха (с.в.т.) и Пророка (с.а.в.) и другие аспекты, включающие убеждения и веру (иман) не являются взаимозаменяемыми. Тем не менее, вопросы, связанные с законодательством, основаны на потребностях и желаниях общества, которые выражаются через законы, принимаемые правительством или другими органами власти, уполномоченными принимать законы. Законы различаются в зависимости от стран и периодов. Законы не могут быть постоянно неизменными, так как только неживым вещам свойственна статичность. Изменения, которые имеют место, являются результатом контроля человека над ситуациями, их взглядов и представлений о жизни, и их желания улучшить свою жизненную ситуацию. Многие считают, что то, что однажды было создано, должно соблюдаться, и не должно исправляться. Однако, это утверждение - одно из тех, которые следует пересмотреть, а его достоверность - проверить. Это перекликается со словами Аллаха (с.в.т.) в суре Али Имран, аят 7 (КЗ: 7). Этот аят может трактоваться в смысле возможности изменения законов, интерпретировать в том смысле, что законы могут быть изменены, тогда как вопросы, связанные с религией, вечны и неисправимы. Во-вторых, ислам уже установил очень высокие этические планки, которые требуют от каждого из его последователей достижения установленного стандарта, который тот установил. Любые сформулированные законы или другие нормативные акты являются чем-то, что приближается к уровню совершенства. Ислам также призывает своих последователей определить то необходимое, что они должны иметь в жизни, чтобы достичь такого уровня совершенства. После того, как основные потребности были определены, метод их достижения должен обеспечиваться исходя из текущей ситуации. Все это доказывает, что ислам является недвусмысленным и легким для понимания; и он имеет возможность постоянно обновляться и возрождаться, приспосабливаясь под время и ситуацию. Третья причина существует на основе того, что произошло во времена Пророка (с.а.в.). В течение этого периода, законы, доступные через Коран или сунну Пророка (с.а.в.), представляли собой только гражданское законодательство, которое было крайне необходимо обществу в то время. Нормативно-правовые акты были минимальны, и то, что было дано, демонстрирует очевидность того, что ислам в общих чертах описывает необходимые указания, учитывая ситуацию. Здесь четко дается понять, что ислам предпочитает или поощряет, чтобы его последователи искали методы для решения вопросов, которые подвержены времени и ситуации. При этом, мусульманская умма будет постоянно увеличивать и расширять свои знания и использовать свой опыт и интеллект. Все эти действия и практика в конечном итоге принесут пользу всей мусульманской умме. Четвертая причина, которая дает возможность понятиям иджма и кыяс играть более важную роль в формировании шариатского законодательства, видно через уроки, извлеченные из учения Пророка (с.а.в.). Учения Пророка (с.а.в.) не ограничивают мусульманскую умму, за исключением вопросов, связанных с религией, нравственных и других вопросов, связанных с ними. Ученые ислама утверждают, что мусульмане не обязаны следовать чисто хадисам, в чисто бытовых вопросах. В подтверждение своего взгляда, приводится хадис, в котором рассказывалось, как Пророк (с.а.в.) проходил через фруктовый сад, где несколько людей проводили опыление финиковых пальм, и Пророк (с.а.в.) спросил: «Что делают эти люди?». После того, как ему рассказали, что крестьяне делали, Пророк (с.а.в.) сказал: «Если не делать этого, растения будут цвести». Узнав об этом, крестьяне оставили это занятие, и в результате, финики не созрели. Когда Пророку (с.а.в.) рассказали об этом результате, он сказал: «Я всего лишь обычный человек; если я поручаю вам выполнить что-либо, связанное с религией, вы обязаны соответствовать этому. Однако, если я попрошу вас сделать нечто, основанное на моих взглядах, то я всего лишь человек. Вы лучше разбираетесь в вопросах, касающихся вашей жизни».
На основании приведенного выше хадиса, существуют некоторые мнения, что нет никакой связи между исламом и повседневной жизнью, за исключением вопросов религии. Вопросы религии охватывают вопросы убеждений и веры, практики для повышения убеждений и веры, а также нравственные принципы и правила, включая законодательную базу для определенных действий. В заключение, роль, которую играют иджма и кыяс - определить, будь то в терминах теории или практики, законодательные вопросы, связанные с действиями мусульман, и в то же время сделать известными наставления, предусмотренные Кораном и хадисами. Другими словами, оба эти источника играют роль далилей Шариата, или доказательств Шариата в вопросах муамалят, не касаясь вопросов ибадат или и'тикадат. Существуют группы, которые чрезмерно фанатичны в своих взглядах, утверждая, что Коран, хадисы и все четыре мазахаба уже сформулировали и дали ответы на каждый вопрос, который существует в современном законодательстве и нормативных актах. Эта точка зрения на самом деле демонстрирует две грани невежества. Во-первых, она показывает их невежество в современном законодательстве, которое заполнено рядом аспектов, очень широкого спектра и различной интерпретации. Во-вторых, они не знают о том, что исламская законодательная система сама потратила много времени на то, чтобы развить себя, и что она прошла через различные процессы на основе потребностей и ситуации. Тем не менее, шариатское право должно соблюдать определенные основополагающие принципы. Основу принципов Шариата можно обобщить следующим образом: (i) интерес общества имеет более высокий приоритет по сравнению с личными интересами; (ii)хотя и преодоление страданий, и поощрение прибыли или выгоды являются основными целями Шариата, преодолению страданий уделяется более пристальное внимание; (iii) нельзя допускать большого вреда ради того, чтобы избежать небольшого, или большая прибыль не может быть принесена в жертву ради получения небольшой прибыли. Кроме того, можно смириться с малыми потерями, чтобы избежать больших потерь, или небольшая прибыль может быть принесена в жертву ради получения большей прибыли.
|