Студопедия — Определение исламского бизнеса
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Определение исламского бизнеса






Ислам побуждает людей сдерживать свои потребности, ограничиваясь лишь необходимостью. Бизнес, государство и общество нацелены на повышение общественного благосостояния. Приоритет частной собственности в исламской экономике охраняется законом, а свобода предпринимательской деятельности и запрет на монополии являются основой функционирования рынка. Причем, Ислам налагает достаточно строгие правила на ведение бизнеса[7].

Бизнес (от англ. business - дело, предпринимательство), или предпринимательская деятельность, согласно гражданскому кодексу РФ – самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[8].

К определению исламского бизнеса может быть два подхода. Отличаются они по трактовке слова «исламский». В первом подходе «исламский» относится к представителям ислама, т.е. мусульманам, среди вариантов оформления подобного понимания более адекватным видится термин «мусульманский бизнес». Второй подход подразумевает под словом «исламский» учение ислама как таковое. Первый подход представляется достаточно узким, и правомерно было бы определять предпринимательскую деятельность мусульман и мусульманских народов как «арабский бизнес», «ближневосточный бизнес» и т.д., в зависимости от национальности или региона проживания.

Однако возникает другой вопрос. Существует широкий спектр экономической деятельности, не противоречащий Исламу. Можно ли его относить к исламскому бизнесу? Здесь все зависит от намерения субъекта осуществлять свой бизнес именно в соответствии с нормами ислама. Хотя потенциально они могут быть вовлечены в исламский бизнес. Таким образом, чтобы быть классифицированными как субъекты исламского бизнеса, экономические агенты должны иметь намерения осуществлять свой бизнес в соответствии с нормами Ислама.

Один из ведущих теоретиков исламского бизнеса в РФ Калимуллина М.Э. определяет исламский бизнес следующим образом:

Исламский бизнес — это совокупность всех видов предпринимательской (экономической) деятельности, основанной на (либо не противоречащей) этико-правовых принципах Ислама, осуществляемой физическими и юридическими лицами, независимо от их религиозных воззрений, с намерением соответствовать этим принципам. Субъектами исламского бизнеса могут быть все люди независимо от вероисповедания. Преобладание Ислама как традиционной религии того или иного государства отнюдь не свидетельствует о развитости исламского бизнеса внутри государства[9].

Наиболее быстрорастущей формой ведения исламского бизнеса сегодня является финансовая деятельность, известная как исламские финансы. Консенсус исламских ученых относительно двух фундаментальных вопросов: что банковский процент является риба (ростовщичеством) и что исламской альтернативой процента является разделение прибылей и рисков, - привело к прогрессу и быстрому развитию исламских финансов.

Исламские финансы - совокупность финансовых институтов и продуктов, соответствующих нормам ислама. Такие институты и продукты получили название «исламские». Исламские финансовые институты - это субъекты исламского бизнеса, осуществляющие деятельность на финансовом рынке. Исламские финансовые продукты - это виды финансовых операций (контрактов, договоров), соответствующие нормам исламского права.

В совокупности теоретические постулаты исламской экономики совместно с различными формами проявления исламского бизнеса формируют исламскую экономическую модель.

Исламская экономическая модель - это совокупность гражданско-правовых и морально-этических принципов ислама, нашедших отражение в конкретных формах финансово-экономических институтов и продуктов. Они разрабатываются и утверждаются учеными в области исламского права как альтернатива общераспространенным, но являющимся запретными формами хозяйствования с точки зрения ислама. Формы договоров и институтов могут отличаться в зависимости от национальной модели той или иной страны и меняться с течением времени. При этом, являясь альтернативой для представителей ислама, для остальных людей данная модель представляет собой возможность диверсификации финансово-экономической деятельности.

Следуя приведенному выше обоснованию, не следует ассоциировать исламскую экономическую модель только со странами исламского мира. Более того, в отдельных случаях модели экономики стран Запада могут иметь гораздо больше общих черт с исламской экономической моделью, чем страны исламского мира. Исламский бизнес сегодня не ограничивается странами с преобладающим мусульманским населением. Наоборот, зачастую, во многих этих странах до сих пор не созданы условия для развития отдельных видов институтов исламского бизнеса, в частности, исламских финансовых институтов.

Сложно найти страну, в которой бы не был представлен исламский бизнес. Также нельзя и дать четкие временные рамки появления исламского бизнеса. Он возник с появлением религии ислам в VII в. н.э., впоследствии возникали все новые и новые его формы. Особенно активным в этом плане был ХХ в., когда появились исламские финансовые институты. Однако неверно будет думать, что исламская финансовая индустрия как совокупность исламских финансовых институтов и продуктов возникла лишь в ХХ в. Многие привычные для нас финансовые продукты, ценные бумаги и даже виды фирм возникли на Ближнем Востоке еще в средние века в эпоху расцвета ислама. К ним относятся чек, вексель[10], торгово-ремесленные корпорации. Последние являлись наиболее важным социально-экономическим институтом в обществе в Аббасидскую эпоху. Во главе каждой корпорации традиционно стоял мастер (устаз), в круг обязанностей которого входила не только передача ученикам профессиональных навыков, но также и наставление, надзор за их моральным поведением. Профессиональная деятельность ремесленников оказывалась тесно переплетенной с деятельностью духовной.

Безусловно, свое зарождение исламский бизнес получил именно в государствах, где мусульмане составляют большинство населения.

Численность мусульман во всем мире составляет около 1, 5 млрд человек, это примерно 23% населения Земли. Что касается России, то в процентном соотношении мусульманское население, представленное 57 народами и национальностями, составляет, по разным оценкам, от 14% до 17% населения страны. Стран исламской культуры насчитывается порядка 60. Прежде всего, это страны, объединенные в крупнейшую международную организацию - Организацию Исламская конференция (ОИК)[11].

В ОИК входят 57 стран-членов и 5 наблюдателей, [12] т. е. ОИК охватывает Ближний Восток, Африку, страны Азии, Европы и СНГ. По показателю ВВП на душу населения свыше 10 тыс. долл. США имеют 13 стран ОИК, лидирующими из которых являются страны Персидского Залива - Катар, Кувейт, ОАЭ, а также Бруней (табл. 1).

Таблица 1

Рейтинг стран ОИК по ВВП на душу населения в долларах по официальному курсу за 2011 год

 

Рейтинг Страна Тыс.долл.
  Катар 104, 300
  Бруней 50, 000
  ОАЭ 48, 800
  Кувейт 42, 200
  Бахрейн 27, 900
  Оман 26, 900
  Саудовская Аравия 24, 500
  Малайзия 15, 800
  Ливан 15, 700
  Турция 14, 700
  Ливия 14, 100
  Казахстан 13, 200
  Иран 13, 200
  Азербайджан 10, 300
  Тунис 9, 600

 

Можно по-разному классифицировать страны-члены ОИК. С точки зрения реализации принципов исламского права в правовой системе страны вперед выходят страны, в которых шариат составляет основу правовой системы. Это Саудовская Аравия, Йемен, Судан, Катар. С точки зрения реализации исламской экономической модели на первых местах Малайзия и Иран. Р.И. Беккин приводит следующую классификацию стран с точки зрения реализации принципов исламской экономики:

1. Монистическая модель, в которой господствовавшая западная экономическая модель вытеснена исламской моделью (Иран, Пакистан, Судан).

2. Дуалистическая модель, в которой традиционные и исламские финансовые институты действуют в едином правовом поле (Бахрейн, Малайзия, Казахстан).

3. Традиционная модель, при которой исламские финансовые институты могут существовать, но не имеют особого статуса.

Для России наиболее интересным представляется опыт стран с дуалистической и традиционной моделью, имеющих достаточно высокий доход на душу населения.

Труды ряда ученых ХХ в.[13] заложили основу и дали теоретическое обоснование современной исламской экономике, воплощенной на практике в форме исламского бизнеса, охватывающего сегодня рынок в более чем 1 трлн долл. США, и получившего еще более широкую известность и распространение во время мирового финансового кризиса 2008 г.

Многие страны не только обсуждают теоретическую возможность реализации принципов исламской экономики, но и вносят поправки в законодательство для создания условий функционирования на своей территории исламских финансовых учреждений. Это не только страны ОИК, но и ряд других государств (Великобритания, Германия, Франция, США, Сингапур, Австралия).

Важно выделить причину возникновения и развития понятий «исламская экономика», «исламский бизнес», «исламские финансы» и др. именно в ХХ в., их обособления от всех иных видов экономической деятельности. Причина кроется в большей степени в финансовой, и в меньшей степени — производственной сфере, и заключается в сложившейся в ХХ в. мировой финансовой системе, которая основана на проценте, ничем не обеспеченных бумажных деньгах, повсеместном распространении высокорисковых операций и спекуляции.

Исламская экономика как самостоятельный термин появилась лишь в середине ХХ в., несмотря на то, что принципы в ее основе существуют уже более 14 столетий. Появление данного понятия именно в это время можно объяснить несколькими причинами: 1) распад колониальной системы, обретение независимости многими странами исламского мира; 2) поиск путей национальной и религиозной самоидентификации; 3) возрождение исламской богословской и научной мысли на фоне неудовлетворенности распространившимися в исламском мире западными ценностями.

Современный российский исследователь исламской экономики А.Ю. Журавлев пишет в этой связи: «Процессы национального возрождения в бывших зависимых странах стимулировали в них возвращение «к истокам», к сакраментальным ценностям. Возрастало внимание к конфессиональной самоидентификации ко всему, связанному с традиционным вероучением. Это, в частности, вызвало к жизни новое направление экономики, получившее название исламской экономики, которая пользуется признанием как направление, близкое таким течениям, как этическая экономика и экономика третьего пути»[14].

Как результат, сначала возникли труды по описанию исходных начал ислама, его способов хозяйствования и их отличий от распространенной в то время системы. Позже исходные начала получили название «исламская экономика», а совокупность появившихся затем финансовых институтов, построенных на данных принципах, сформировали исламскую финансовую систему.

Проникновение европейских экономических теорий и финансовых институтов в мусульманские страны внесло существенные коррективы в хозяйственную жизнь общества, однако целый ряд ее сфер остался в зоне действия экономических представлений шариата. Это относится, прежде всего, к моральным мотивациям экономического поведения, а также и к некоторым социально-экономическим и коммерческим институтам, например, кредитно-финансовой системе.[15] Первые исламские финансовые институты появились в 60-х гг. ХХ в. в Египте и Малайзии (табл. 2), однако распространение получили в 70-х гг. на волне нефтяного кризиса и расцвета экономик стран Ближнего Востока. В 90-х гг. новыми финансовыми институтами всерьез заинтересовались в странах Европы. Мощным стимулом развития исламских финансовых институтов и продуктов в странах неисламского мира стали два события: 1) 11 сентября 2001 г., когда многие ближневосточные инвесторы изъяли свои сбережения из американских банков и переориентировали их на Европу, прежде всего, Лондон; 2) мировой финансовый кризис, показавший неэффективность многих принципов, лежащих в основе мировой финансовой системы.

Год Событие Причина Характерные черты
1890-1930 гг. Критика исламских ученых западной банковской системы, основанной на ростовщическом проценте В 1890 г. Барклай Банк открыл первый филиал в Каире, для финансирования строительства Суэцкого канала[16] Большинство ученых исламского мира сошлись во мнении, что деятельность западных коммерческих банков является запретной
30-50 гг. ХХ в. Исламские ученые в области экономики разрабатывают альтернативу в форме партнерства финансовым взаимоотношениям, основанным на процентах Партнерство - основной инструмент ведения торговой деятельности, практиковавшийся еще во время Мухаммада -
50-е гг. ХХ в. Появление трудов по исламской экономике (Индия, Пакистан, Малайзия), сводившихся преимущественно к социальной солидарности и обоснованию исламской альтернативы капитализму и социализму Распад колониальной системы побудил ученых данных стран к поиску своего пути развития экономики страны Концепция исламской экономики носит лишь идеологическую роль
1960-е гг. Появление первых исламских финансовых организаций в Египте (Митгамр банк, 1961-64 гг.) и Малайзии (Инвестиционный фонд сбережений паломников, хадж-фонд 1962 г.) В 1953 г. исламские ученые-экономисты предлагают модель беспроцентной банковской системы, основанной на двусторонней мудараба[17] Египетский исламский банк разорен благодаря политике властей. Малазийский фонд представляет собой один из наиболее успешных примеров хадж-фондов
Таблица 2

 

 

70-е гг. ХХ в. Появление первых успешно действующих исламских финансовых учреждений в странах Персидского Залива: ОАЭ (Dubai Islamic Bank), Саудовской Аравии (Islamic Development Bank), Кувейте (Kuwait Finance House) Нефтяной «бум» в странах Залива, экономическое оживление региона Исламские финансовые учреждения - единичные примеры в своих странах, отсутствие какого- либо единого подхода к их регулированию
1976 г. Первый международный конгресс по исламской экономике (Мекка, 1976г.) Схожесть проблем вызвала необходимость выработки единых подходов к их решению  
1980-е гг. Пакистан, Иран и Судан объявляют о переходе на исламскую экономическую модель. МВФ выпускает статьи и публикует исследования и на тему исламского банкинга   Руководства Центральных банков стран-членов ОИК приняли решение о необходимости усиления регулирования и надзора исламских финансовых институтов
1990-е гг. Бурный рост количества ИФИ по всему миру. Учреждение Организации по бухгалтерскому учету и аудиту исламских финансовых учреждений (ААОИФИ). Учреждение Гарвардского исламского финансового форума. Создание исламских индексов Доу- Джонса[18] и Financial Times Коммерческий интерес и ориентация на мусульманское население побудили многие западные компании диверсифицировать финансовый бизнес, развивая, в том числе, направление исламских финансов Открытие «исламских окон»[19] показало принципиальную совместимость исходных начал исламской экономики с современными рыночными требованиями и механизмами[20]
Начало XXI в. Исламские финансовые институты стали заметной частью мирового финансового рынка, появляется и стремительно растет исламский аналог секьюритизации - сукук[21]. Учреждение международных организаций: Совет по исламским финансовым услугам (IFSB), Международный исламский финансовый рынок (IIFM), Международное исламское рейтинговое агентство, Центр управления ликвидностью (LMC) Развитие исламского финансового рынка потребовало появления инструмента, обеспечивающего финансирование крупных проектов, в том числе на рынке государственного заимствования Великобритания принимает поправки к законам, создавая возможности для развития исламских финансовых продуктов на равных условиях с традиционными. Одна из земель Германии выпускает сукук.
2008-2010гг. Во многих странах готовятся и вводятся изменения в законодательство для создания условий для функционирования в стране исламских финансовых институтов Мировой финансовый кризис 2007-2008 гг. показал большую устойчивость исламских финансовых институтов к рыночным колебаниям Поправки к законам принимаются в Казахстане, Франции

 

Исламский бизнес представлен почти по всех отраслях экономики. Можно выделить следующие сферы исламского бизнеса: производство товаров и услуг, торговля и продвижение, финансово-инвестиционная сфера (схема 1).

 

 

Схема 1. Сферы исламского бизнеса[22].

Рассмотрим последовательно каждую из сфер.

В сфере производства исламский бизнес больше распространен под определением «халяль», означающим все дозволенное в исламе.

Сфера халяль-торговли включает определенные правила упаковки, перевозки и хранения. Продвижение товаров и услуг в исламском бизнесе подлежит строгим правилам по соблюдению достоверности донесения информации о товаре (услуге) до потребителя.

Финансово-инвестиционная сфера находится в тесном взаимодействии с первыми двумя, т.к. основная функция финансирования - перераспределение ресурсов в экономике, что возможно лишь в разрешенные сферы, соответственно, исламские финансовые и инвестиционные институты могут осуществлять финансирование только сферы халяльного производства и торговли.

Т.к. многие отрасли нельзя однозначно оценить как соответствующие исламу (в них присутствуют как дозволенные, так и запретные элементы), возникла необходимость в появлении исламских индексов. Как определить, можно ли инвестору, следующему нормам ислама, вкладывать средства в строительство гостиничного комплекса? На первый взгляд, строительство само по себе не включает элементы запретного, и оказание услуг по предоставлению гостиничных номеров также не является запрещенным. Однако на практике в каждой гостинице осуществляется продажа алкоголя, доход от чего может составлять значительную долю выручку компании. Таким образом, инвестору необходимо точно знать, предполагается ли такого рода доход в деятельности гостиницы. Так, целью Исламского индекса Доу-Джонса является отбор акций компаний, в чьей деятельности доход от запретных и сомнительных видов бизнеса не превышает 5%.

В отличие от других экономических школ, достижения экономистов в области обоснования положений исламской экономики не находят своего отражения ни в одном труде по экономической теории либо теории финансов, предназначенном для высшего экономического образования в России. Следовательно, отсутствует база для глубокого исследования данной области знаний.

Исламская экономика до настоящего времени рассматривается в российской экономической науке как нечто, носящее прикладной характер, и имеющее отношение к экономике стран Ближнего Востока, поэтому изучается в рамках образовательного процесса в лучшем случае в рамках спецкурсов по направлению «Мировая экономика». Однако действительность требует более фундаментального подхода науки к данному направлению. «Определяющим для развития тематики исламских финансов в современной российской науке является развитие фундаментальных исследований, интегрирование соответствующих спецкурсов в учебные планы наиболее авторитетных университетов, вкрапление тематики исламских финансов в современные учебники по теории финансов и кредита, финансового и налогового права. При этом не для иллюстрирования исторических фактов, а для применения сравнительного метода исследования, позволяющего выявить общие и специфические черты важнейших современных институтов исламских финансов».[23]

Более того, в центре внимания учебных программ по экономической теории - человек эгоистичный, единственной целью которого является максимизация прибыли. Вся инфраструктура - институты общества и государства, СМИ, реклама - приспособлена к достижению этой цели.

Всё сказанное позволяет сделать вывод, что влияние института религии на экономическую деятельность людей в случае ислама является настолько сильным, что это привело к возникновению целого направления в экономической науке, получившего название «исламская экономика», которое продолжает вызывать глубокий интерес со стороны исследователей. И если до XXI в. институты исламского бизнеса были представлены преимущественно в странах исламского мира (Ближний Восток и Юго-Восточная Азия), то в новом столетии под влиянием глобализации и диверсификации финансовых инструментов они перешагнули рубеж национальных экономик и стали достоянием стран Запада. Отличительной чертой исламской экономики является эндогенность этики во всех экономических отношениях. Исламский бизнес представляет собой практическое воплощение норм исламской экономики.

Безусловно, процесс формирования «исламской экономики» был обусловлен, прежде всего, несоответствием сложившейся и распространившейся во всем мире деловой практики нормам ислама. Целесообразным видится выделение следующих сфер исламского бизнеса: производство, торговля и продвижение товаров и услуг, и инвестиции и финансовые взаимоотношения[24].

Вопросы для обсуждения и повторения:

1. Насколько нормы шариата в области экономики реализуемы в современной России?

2. По каким экономическим вопросам, на ваш взгляд, необходим срочный иджтихад?

3. Перечислите источники исламской бизнес-этики.

4. К какой области шариата относятся вопросы бизнес-этики, каким образом шариат регулирует отношения в сфере бизнеса?

5. Дайте определения понятиям: «бизнес», «мусульманский бизнес», «исламский бизнес», «исламские финансы», «исламская экономическая модель».

6. Перечислите модели исламской экономики.

7. Предположите по какому пути пойдет развитие исламского бизнеса в России, в мире в целом.

8. Расскажите об основных событиях, которые привели к становлению современного исламского бизнеса.

9. Что такое Исламский индекс Доу-Джонса?







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 1252. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия