Представление Ислама о собственности и ответственности за нее
Ислам признает право каждого мужчины или женщины на собственность, приобретенную законным путем, полученную в качестве дара или по наследству. В Коране подчеркивается благочестивый характер частного владения собственностью, основанной на личном труде. При этом не делается различий между собственностью на средства производства (земля, здания, заводы, оборудование и пр.) и на потребительские товары (одежда, продукты, транспортные средства). Также признается и общественная собственность, куда включают государственную и кооперативную собственность. При этом первостепенное значение придается частному владению. Вместе с тем оговаривается необходимость пресечения злоупотребления правом собственности, это относится, в первую очередь к запрету ссудного процента (риба), а также обязательности выплаты собственником налога в пользу бедных – закят. Под термином «риба» подразумевается не только ростовщический процент, но и запрет на всякое несправедливое увеличение капитала. По мнению Закарии аль-Барри и ряда других экономистов, порицание и запрещение риба может быть одной из форм контроля над «богоугодным и греховным» способами владения имуществом. Соблюдение этого предписания приблизит общество к исламскому идеалу равенства. Коран напоминает владельцам разного вида собственности о том, что в действительности они являются лишь временными управляющими того имущества, что даровал им Аллах. Ислам не воспрещает людям приобретать состояние и стремиться улучшить свое материальное положение законным путем и приемлемым способом. Так как человек приходит в этот мир с пустыми руками и покидает его подобным же образом, абсолютным и истинным владельцем всего сущего в мире остается Аллах, милостью Которого право собственности передается во временное пользование человеку. Коран рассматривает богатство как испытание человека на предмет его истинных пристрастий и стремлений. Этот факт заставляет владельца имущества правильно понимать ценность богатства и относится к нему как к средству достижения милости Всевышнего посредством расходования его не только на собственные нужды, но и отдавая часть другим. «Он – Тот, Который сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас в том, что Он вам доставил…» (Коран, 6: 165). Принцип неприкосновенности частной собственности имеет в исламе двойственный характер: с одной стороны, шариат гарантирует право человека на частную собственность, а с другой – дает обществу право воспользоваться частью этой собственности. Это значит, что государство, конституция которого основана на шариате, взимает часть из суммы накопленного собственником актива и распределяет ее между социально необеспеченными группами населения. Выплачивать такой (закят) – долг и обязанность каждого мусульманина, определенная доля имущества которого превышает установленный размер. Ислам поощряет человека приумножать свое материальное достояние, используя его во благо общества и извлекая прибыль. Будучи собственником, человек, заинтересован в увеличении своего достатка, а это, в свою очередь, является фактором роста производства. Однако возрастание капитала допустимо в пределах, не нарушающих социальную стабильность, в формах, не подрывающих нравственность. Если обогащаются немногие, а бедность и нищета становятся уделом большинства населения, то это разлагает все общество, возбуждая зависть, недоверие, иные порочные чувства и помыслы. Поэтому этика деловой культуры мусульман не допускает того безудержного предпринимательства в погоне за наживой, которое попирает интересы общества и мораль. Ислам рассматривает бизнес как стремление, требующее честности и как источник средств к существованию мусульман. Пророк (с.а.в.) до того как получить Откровение Всевышнего и стать Посланником был бизнесмен, как и многие его сподвижники. Следует помнить, что Ислам одобряет занятие бизнесом и поддерживает, если он соответствует принципам, предусмотренным в религии. Смысл праведной торговли в Исламе лучше всего объясняется в суре «Ангелы» в аяте 29, в котором говорится: «Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной» (Коран, 35: 29). То есть те, кто придерживается Корана, никогда не пренебрегает молитвой и поддерживает благотворительность - это те, кто добьется успеха в своем деле. Аят указывает и на то что, делясь своим уделом, мусульманин расходует из того, что даровал ему Всевышний. Таким образом, мусульманин, занятый в сфере бизнеса, должен учитывать два следующих момента: во-первых, он не имеет право неограниченной собственности на то имущество, которым он владеет, а во-вторых, он не может использовать все свое имущество, как это делает трейдер, отделяя часть имущества для реинвестирования с целью увеличения капитала. Это связано с тем, что бизнесмен обязан платить закят со своего имущества. Всевышний заверил верующих, что их щедрость будет вознаграждена и удел их приумножен. Бизнес, который ведется честно и благонадежно, приведет к заработку, как в этом мире, так и в будущей жизни. Помимо честности, Ислам выделяет такое качество, как благонадежность. Об этом говорится в суре «Женщины» аяте 58: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах - Слышащий, Видящий (Коран, 4: 58). Также в суре «Добыча» аяте 27 говорится следующее: «О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника и не покушайтесь на вверенное вам имущество сознательно» (Коран, 8: 27). В процессе ведения бизнеса, исламские банки должны уделять должное внимание тому, какие ресурсы задействованы и как достигается прибыль банка, так как Ислам всегда призывает добыть средства к существованию законным путем. Сура «Женщины» аяты 29-30: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию. Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам. Мы сожжем в Огне того, кто совершит это по своей враждебности и несправедливости. Это для Аллаха легко» (Коран, 4: 29-30). Верующим, кроме всего прочего, нужно сторониться излишка, об этом говорится в суре «Корова» аят 219: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы». Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Излишек». Так Аллах разъясняет вам знамения, - быть может, вы поразмыслите» (Коран, 2: 219). В суре «Женщины», аятах 36-37 описывается должное поведение мусульман, что также применимо для определения меры ответственности бизнесмена-мусульманина перед Всевышним и перед обществом: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов, которые скупятся, велят людям быть скупыми и утаивают то, что Аллах даровал им из Своей милости. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения» (Коран, 4: 36-37). Также в суре «Корова» аяте 215 говорится о помощи нуждающимся: «Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом» (Коран, 2: 215). Вышеприведенные аяты Корана призывают бизнесменов оказывать содействие нуждающимся. Коран призывает предпринимателей к ответственности, об этом, например, свидетельствует сура «Трапеза» аят 1: «О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам..» (Коран, 5: 1). Термин «аль-укуд» или «обязательство» в данном аяте вобрал в себя широкий смысл. Речь может идти о явных и неявных обязательствах. Явное обязательство указывается в заявлениях предпринимателя, направленных в сторону правительства или общественности. Это обязательство может заключаться в целях и функциях предприятия, изложенных в уставе, учредительном договоре. Неявные обязательства, с другой стороны, вбирают в себя все обязательства, которые предприятие должно исполнить с точки зрения организации, работающей под эгидой Ислама, будучи ответственным перед Всевышним, перед Пророком, перед собой и другими людьми, обществу и реальному миру. Исходя из учений Корана и хадисов, в исламской социальной системе благосостояние будет достигнуто только в том случае, если экономические ресурсы распределяются таким образом, чтобы улучшение благополучия одного члена общества не приводило к ухудшению состояния другого. Следовательно, все, что не имеет ярко выраженного запрета в Коране и хадисах, и согласуется с моралью, может считаться исламским. До тех пор, пока деятельность предприятия не противоречит канонам Ислама и хадисам, она является дозволенной. В Исламе, право неограниченного владения на все принадлежит Аллаху, о чем говорится в суре «Семейство Имрана» аят 189: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей, и Аллах способен на всякую вещь» (Коран, 3: 189). Право Всевышнего не означает, что Он создал все для Себя. Напротив, как говорится в суре «Корова» аят 29: «Он - Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. Ему известно обо всякой вещи» (Коран, 2: 29). Все созданное Аллахом принадлежит всему человечеству. Кроме того, Ислам подтверждает и признает такое юридическое право собственности человека, как право владения, пользования и передачу имущества. Все права собственности зависят от моральных обязательств. Необходимо отметить, что даже животные имеют право на долю. О моральных обязательствах говорится в суре «Рассеивающие» аят 19: «Они выделяли известную долю своего имущества для просящих и обездоленных» (Коран, 51: 19). Помощь и доброта должна оказываться не только тем, кто беден, но и тем, кто по какой-то причине не может попросить об этом. Истинно щедрые будут стараться помощь последним. Существует множество причин, по которым нуждающиеся не обращаются за помощью. Вот некоторые: - из-за страха потерять чувство собственного достоинства. - из-за идеалистической модели мышления, которая не позволяет им думать о том, чтобы обратиться за помощью. - из-за нехватки осведомленности в том, что им действительно нужна помощь, особенно, когда духовное богатство для них значительнее. - из-за игнорирования того, что существуют люди, имеющие ресурсы, способные удовлетворить их потребности. - из-за невежества и слабости. Благосостояние заключается в том, чтобы оказывать содействие тем, у кого меньше возможностей. В отношении исламских предприятий, получение дохода является важной задачей, но накопление прибыли без заботы об обществе - запрещено. Исламские предприятия, руководствуясь Кораном, должны быть более чувствительным к потребностям мусульманского общества, развивать различные программы и мероприятия в сфере социального обеспечения, и делать взносы в пользу бедных и нуждающихся. Ислам запрещает заниматься накоплением богатства или иметь физическим лицам неограниченное право владения, преследуя лишь свои собственную выгоду. В действительности, Ислам призывает не накапливать и не использовать в корыстных целях имущество или богатство, приобретенное законным путем, поскольку такое отношение может препятствовать экономическому росту общества и привести к социальному дисбалансу. В суре «Семейство Имрана» аяте 180 Всевышний говорит: «Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обернуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран, 3: 180). И еще раз Всевышний предупреждает в суре «Хулитель» аяты1-4: «Горе всякому хулителю и обидчику, который копит состояние и подсчитывает его, думая, что богатство увековечит его. О нет! Он будет ввергнут в Огонь сокрушающий» (Коран, 104: 1-4). Эти аяты призывают предпринимателей быть более осторожными в управлении предприятием. Запрещается безосновательное накопительство, богатство исламских предприятий должно идти на помощь нуждающимся и на благо общества. Невыполнение этого требования может привести к исчезновению богатств. Разорение может наступить из-за неспособности правильно управлять предприятием, ненадежных сотрудников, партнеров и клиентов, высоких издержек и прочего. Все упомянутое может привести к большим потерям для бизнеса, что в конечном итоге вынудит предприятие прекратить свою деятельность. Вопросы для обсуждения и повторения: 1. С точки зрения Ислама, является ли предприниматель неограниченным собственником своего бизнеса? 2. Какие формы собственности допускает Ислам? 3. Является ли максимизация прибили основной целью бизнесмена-мусульманина? 4. Какие обязательства есть у предпринимателя-мусульманина перед обществом? 5. Каким образом достигается благополучие общества, с точки зрения Ислама?
|