Сущность исламской экономики
Согласно учению традиционной западной экономической теории, суть экономических проблем заключается в наличии ограниченных ресурсов призванных удовлетворить неограниченные потребности человека. Отсюда следует, что при обсуждении основных экономических понятий нужно учесть такие вопросы, как что производить, как производить и для кого производить. Поэтому необходимо понять, должно ли развитие знаний в исламской экономике происходить тем же путем, что и теория познания традиционной экономики. Первый момент, требующий корректировки – это теория ограниченности или недостатка всех ресурсов на Земле, принятая в традиционной экономике. В качестве решения была создана западная система, учитывающая методы распределения этих ограниченных ресурсов, также известных как экономические блага. Согласно этой логике, если все, что захочет человек, может быть им получено без истощения ресурсов, то дисциплина экономики не должна существовать вовсе. В случае, если мы также примем тот факт, что ресурсы, созданные Всевышним Аллахом исчерпаемые, то основа обсуждения будет строиться на той же платформе, что и предположения западной экономики. Однако, некоторые исламские экономисты считают понятие ограниченных ресурсов чуждым исламскому учению. Исходя из множества коранических аятов (например, 51: 59, 17: 31 и др.), можно сделать вывод, что Аллах предоставил человечеству достаточное количество ресурсов, которое хватит ему до конца жизни. Нехватка ресурсов обусловлена не их отсутствием, исчерпаемостью или исчезновением, а скорее пренебрежительным отношением человека к процессу разведывания и обнаружения новых источников или заменителей. К примеру, Всевышний поощряет мусульман искать Его щедрость на земной поверхности. Это описывается в следующих аятах: «Ваш Господь ведет для вас по морю корабли, дабы вы могли снискать Его милость. Воистину, Он милосерден к вам» (Коран, 17: 66). «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие» (Коран, 28: 77, также см. Коран, 30: 41). «Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, - быть может, вы преуспеете» (Коран, 62: 10). «Он - Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения» (Коран, 67: 15).
В вышеприведенных коранических стихах нигде мусульманам не сообщается об истощении или исчезновении щедрот Аллаха. Однако аяты являются инструкцией и правилами, которые должны соблюдаться верующими. Далее приведены некоторые из правил: 1. Богатство или щедроты Аллаха не сосредоточены только в одном месте. Иными словами, Всевышний призывает мусульман рассеиваться по земле и морям в поисках Своих даров - дары Аллаха в изобилии можно обнаружить во всех регионах. 2. В поисках богатства никогда не следует забывать о жизни после смерти. Поэтому, прилагая усилия в поисках даров, человек должен понимать, что он несет ответственность за все свои действия в следующей жизни. 3. Поиск щедрот не должен наносить вред окружающей среде. Смысл сказанного весьма глубок. В целом, люди могут стремиться получить богатство столько, сколько они желают, но в то же время это должно происходить без ущерба окружающей среде, нельзя ставить под угрозу жизнь на Земле и эксплуатировать невозобновляемые источники.
Второй важный фактор, признанный Западом в процессе развития экономических знаний, заключается в том, что человеческие желания бескрайние. Ненасытные желания будут продолжать развивать экономику, а продукты по-прежнему будут создаваться, дабы удовлетворить неограниченные потребности. Западные ученые, изучая желания человека, породили много разных теорий. Одной из ранних теорий Запада, принятая большинством, является теория иерархии потребностей, приписываемая Абраму Маслоу. Согласно этой теории, человек мотивируется пятью природными потребностями, начиная с первого уровня потребностей действия человека направлены на удовлетворения своих требований и так до тех пор, пока он не дойдет до последнего уровня. На первом уровне находятся физиологические потребности человека: потребность в еде, жилье, здоровье. Второй уровень говорит о потребности в безопасности. Третий - включает в себя социальные потребности, то есть потребность в любви, привязанности. Потребность чувства собственного достоинства находится на четвертом уровне. И последний пятый уровень описывает потребность в самовыражении. Таким образом, мы стараемся осуществить свои желания, посредством способностей, которыми обладаем. Теории человеческих желаний и потребностей были представлены и многими другими западными теоретиками. Зарка в своих трудах о поведение человека с точки зрения Ислама, принял во внимание мнения аль-Газали и аль-Шатиби о том, что желания мусульман могут быть разделены на три основные иерархии: предметы первой необходимости, комфорт и улучшения. Как, например, термин «потребность» включает в себя мероприятия по формированию, развитию и поддержанию пяти стратегических целей исламского права, а именно: религия, жизнь, мысли, дети и благосостояние. Существует множество учений, основанных на Коране и сунне, обучающих человека совершенствовать указанные цели. Третий важный фактор, который необходимо учесть при развитии теории исламской экономики заключается в переоценке экономических теорий, разработанных Западом. Теории должны быть подвергнуты пересмотру, так как они не могут служить основой для развития исламской экономики. Арифф представил ряд западных экономических теорий, которые являются сомнительными или вовсе не могут быть использованы в исламской экономике. Вот некоторые теории, которые должны быть пересмотрены: теория конкуренции, теория максимизации прибыли, и теория, связанная с процентными ставками. На основании ключевых фактов приведенных выше, можно сделать вывод, что сущность исламской экономики довольно сильно отличается от западной. Более того, вопрос развития этих знаний тесно связан с развитием личности и исламского общества, и этот процесс должен происходить согласованно с нормами Ислама, изложенными в Коране и сунне. Карим подытожил, что процесс развития исламской экономики должен основываться на пяти основополагающих принципах: таухид (единство Аллаха), 'адлъ (справедливость Аллаха), нубуввах (пророчества), халифа (наместник Аллаха на Земле) и ма’ад (конечная судьба человечества). Таухид – это система взглядов, в соответствии с которой человек формирует свое поведение исходя из цели своего создания. Человечество было создано для поклонения Всевышнему, следовательно, в этом мире люди должны вести себя ответственно по отношению к этой цели. Таким образом, любая деятельность, связанная с экономическим развитием или бизнесом должна сопровождаться ответственностью. Любой, кто действует в разрез с исламским учением, должен нести ответственность за свои поступки. Концепция 'адлъ или справедливости включает в себя философию «не будь несправедливым по отношению к другим и не будь несправедливо обиженным». То есть эксплуатация и предательство не приемлемы. Нубув- вах это концепция, согласно которой человечество должно руководствоваться поведением и поступками пророков. Среди их качеств выделяются такие, как сыдк (правдивость), амана (ответственность и надежность), фадана (ловкость, интеллект и мудрость) и таблиг (восприимчивость к мнениям других и способность к общению). Концепция халифа подразумевает, что человек является лидером и хранителем всего, что есть на земле. Посредством этого положения, человек несет ответственность за использование ресурсов таким образом, чтобы приносить пользу не только людям, но и всем другим творениям Всевышнего на земле. Последняя концепция ма'ад, - представление о существовании Судного дня - согласно которой человек должен творить добро, чтобы получить воздаяние и награду в Судный день. Чапра обозначил следующие ценности и цели исламской экономики: 1. Экономическое благосостояние в рамках исламских моральных ценностей. 2. Чувство братства и справедливости. 3. Честное и справедливое распределения доходов и материальных ценностей. 4. Свобода личности в контексте социального благосостояния.
Часть красоты и силы Ислама заключается в его учении о том, как важно пожинать плоды в этом мире и зарабатывать благими делами для будущей жизни. Ислам поощряет мусульман в их стремлении к дарам Всевышнего и повышению уровня жизни (смотрите Коран 17: 66, 28: 77; 62: 10; и 67: 15) Помимо этого, в Коране говорится, что все созданное на земле было уготовано для людей. Вот некоторые из аятов: «Он - Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. Ему известно обо всякой вещи» (Коран, 2: 29). «Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?». Скажи: «В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них». Так Мы разъясняем знамения людям знающим» (Коран, 7: 32). Мусульмане могут извлечь много пользы из тех щедрот, которые даровал Аллах, при условии, что они повысят свой уровень экономических знаний. К примеру, имея материальный достаток, мусульмане могут выплачивать закят (очистительная милостыня), раздавать милостыню, оказывать помощь другим и стремиться к милости Всевышнего. Об этом свидетельствуют следующие аяты: «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» (Коран, 2: 43, смотрите также аяты 2: 110, 117 и 277; 4: 162; 5: 55; 9: 103; и 92: 178). «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите пути приближения к Нему и сражайтесь на Его пути, - быть может, вы преуспеете» (Коран, 5: 35, см. тоже 4: 95; 9: 20-21; 9: 41; 22: 78; 29: 6; 45: 15; и 29: 69). «Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» (Коран, 2: 195, также аяты 2: 267; 14: 31; 34: 39; и 57: 10).
Помимо отмеченных стихов Корана есть целый ряд хадисов с подобными призывами. К примеру, Пророк (с.а.в.) советовал мусульманам часть своего времени расходовать на мирские дела, а часть времени посвящать вопросам будущей жизни, и настоятельно призывал свою общину совершать добро и распоряжаться своим благосостоянием так, чтобы получить благословение Всевышнего. В отношении прибыли или выгоды применяются те же принципы. Говоря о теории прибылей, в западной экономике подразумевается теория максимизации прибыли. В исламской экономике вопрос прибыли рассматривается не только с точки зрения экономического прироста или денежного дохода, но и как способ укрепления веры. В Исламе прибыль имеет долгосрочную перспективу, так как будет иметь вес в этом мире и в будущей жизни. Вот некоторые аяты Корана, которые описывают преуспевающих в обоих мирах людей и их качества: 2: 2-5; 3: 200; 5: 35, 90 и 100; 6: 21 и 135; 7: 8-9; 8: 45; 9: 88; 35: 29; 41: 35; 42: 20; 45: 30; и 64: 16. Преданные и верные Всевышнему Аллаху люди достигнут процветания, кроме того, в Коране изложены качества, которыми должны обладать люди, стремящиеся к благополучию. Далее Чапра говорит, что цель исламского экономического развития, характеризуется такими понятиями, как чувство братства и социально-экономическая справедливость. Под этим подразумевается, что исламское экономическое развитие не должно учитывать интересы только одной группы мусульман, в то время как другие группы мусульман терпят лишения и страдают. Как говорит Всевышний в Коране в суре «Комнаты»: «Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный» (Коран, 49: 13). В различных аятах Корана и хадисах, призывающих мусульман делать добро друг другу, большое значение придается такому качеству, как всеобщее братство. В качестве руководства можно привести следующий хадис. Абдулла бин Умар (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (с.а.в.) сказал: «Каждый мусульманин – брат мусульманину, а потому он не должен притеснять его. Всякому, кто поможет в нужде своему брату, Аллах поможет в его собственной нужде. Всякого, кто оградит мусульманина от напасти, Аллах оградит от тягот в День Суда» (Сахих аль-Бухари). Анас (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Посланник (с.а.в.) сказал: «Помоги брату своему - обидчику или обиженному». Какой-то человек спросил: «О, Посланник Аллаха, я помогу ему, если он обижен. Скажи, а если он - обидчик, как помогу я ему?». И он сказал: «Удержи его - или не позволь ему совершить зло. Это - и есть твоя помощь» (Сахих аль-Бухари). Абу Муса (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Посланник (с.а.в.) сказал: «Верующие подобны единому строению, разные части которого укрепляют друг друга» и при этом сцепил свои руки так, что пальцы одной руки прошли между пальцами другой» (Сахих аль-Бухари).
Нуаман ибн Башир сообщил, что Посланник (с.а.в.) сказал: «Умма подобна единому телу. Если одна часть тела чувствует боль, то тогда все тело страдает от двух вещей: бессонница и лихорадка» (Сахих аль-Бухари). Следовательно, важнейшее место в развитии исламской экономики занимают принципы взаимной жертвы и сотрудничества. Эти принципы тесно связаны с понятием справедливости, которая также является важнейшей концепцией в Исламе и об этом свидетельствуют многие стихи Корана, среди которых: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран, 5: 8, 4: 58; 6: 152; и 49: 9). Чапра считает, что понятие справедливости может делиться на социальную и экономическую справедливости. Социальная справедливость тесно связана с взаимоотношением мусульман друг с другом независимо от расы, цвета кожи или мировоззрения, так как в Исламе единственными критериями отличия являются вера в Бога и благочестие. И в Коране многие аяты побуждают мусульман совершать благое, словами и делом, и быть полезными друг другу (смотрите аяты 2: 95 и 104; 4: 36 и 48; и 148-9, 5: 93; 16: 90 и 128; 17: 23 и 153; 28: 77; 29: 46; 42: 40; и 60: 8). Экономическая справедливость подразумевает отсутствие признаков эксплуатации и злоупотребления правами других, ставя выше свои личные интересы. В суре «Поэты» Всевышний предостерегает: «Не убавляйте людям того, что им причитается, и не творите на земле зла, распространяя нечестие» (Коран, 26: 183). На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что производитель, работающий по принципам исламской экономики, обязан знать не только свои права, но и права своих работников, производящих товар, а также права тех, кто этот товар приобретает. Третья цель в рамках исламской экономики, которую обозначил Чапра, это справедливое и честное распределение доходов. Идея исламской экономики заключается в том, что каждый мусульманин сможет воспользоваться правом пользования дарами, которыми Всевышний усыпал нашу землю. Согласно кораническому тексту, все благое на земле было создано для человека и он является распорядителем этих богатств (смотрите Коран 2: 30; 6: 165; и 35: 39). В связи с этим исламская экономика не должна упустить такие важные вопросы, как распределение благосостояния и ресурсов между менее удачливыми членами общества. Процесс распределения благосостояния в рамках исламской экономики включает в себя помощь нуждающимся, сбор и выплату закята, распределение имущества умершего среди наследников. Следующие аяты указывают на то, что наличие неравенства в обществе является замыслом Всевышнего. «Он - Тот, Кто сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он - Прощающий, Милосердный» (Коран, 6: 165. «Воистину, твой Господь увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает. Он видит и знает Своих рабов» (Коран, 17: 30, 17: 21; 2: 269; 13: 26; 16: 15; 9: 21 и 62; 30: 37; 34: 36 и 39; 39: 52; и 42: 12). Чапра считает, что свобода личности является конечной целью исламской экономической системы. Свобода является абсолютным правом индивидуума, и согласно учению Ислама, человечество создано исключительно для поклонения Аллаху. Однако свобода не является синонимом произвола, следовательно, у человека есть ряд ограничений, которых он должен придерживаться. Исламские юристы считают, что личностная свобода в Исламе учитывает следующие принципы: 1. Интересы большинства приоритетнее интересов отдельного человека. 2. Несмотря на то, что облегчение бремени мусульман и поиск выгод являются целями Шариата, первый принцип является более предпочтительным. 3. Во избежание более значительных потерь, малые - допустимы. Принесение в жертву малой прибыли с целью получения большей - оправдано. Вопросы для обсуждения и повторения: 1. Каким образом различается понимание ограниченности ресурсов в современной экономической теории и Исламе? 2. Расскажите об основных целях исламской экономики. 3. Каким образом пирамида Маслоу соотносится с учением Ислама? 4. Расскажите об экономической справедливости в Исламе.
|