Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сходства и отличия исламской хозяйственной этики от прочих религиозных систем





Исламские учения о морали и поведении во многом схожи с учениями христианства. Одной из задач исламской этики, как и любой другой этики, является объяснение и обоснование того, почему именно те или иные ценности получают статус основных, какова природа и причина их обязательности, в каком отношении ценности профессиональной этики находятся к другим формам регулирования производственной деятельности. Исламская хозяйственная этика основана на положениях Корана и сунны. Совокупность закрепленных в Коране и сунне предписаний является источником норм мусульманского права - шариата.

Шариат - это «комплекс закрепленных прежде всего Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источником конкретных норм, регулирующих их поведение». Шариат включает мусульманское право (фикх), которое является его составной частью. Фикх содержит оценочные категории, разрешаемые действия (халалъ) и запретные действия (харам), одобряемые (мустахаб) и порицаемые (макрух). Шариат - божественное законодательство, отличающееся от светского тем, что оно создано Аллахом и закреплено в Коране и сунне. А светские законы разрабатываются и принимаются уполномоченными органами законотворческой структуры.

Но в целом шариат - это гибкая система законов, регулирующих все стороны жизни, включая хозяйственную, нормы морали и этики, обряды и праздники и многое другое. На шариате основано законодательство Ирана, Судана, Саудовской Аравии, Пакистана, а в большинстве мусульманских стран существуют две правовые системы (светская и шариатская). Последняя применяется в области наследования, семейных отношений и благотворительных фондов.

В мусульманском мире превалирует мнение, что в исламе, в отличие от христианства, не проводится различий между духовной и хозяйственной жизнью верующего, обе эти сферы регулируются шариатом. Согласно шариату запрещены следующие виды хозяйственной деятельности:

• ростовщичество;

• производство и торговля запрещенными товарами (алкоголь, табачная продукция, азартные игры, наркотики, продукция порнографической индустрии, выращивание и переработка свинины и др.);

• неопределенные сделки с повышенным риском (отсюда запрещена спекуляция ценными бумагами, фьючерсы и опционы, игорный бизнес, лотереи и т.п.);

• традиционное коммерческое страхование;

• установление монополии, а также сговор продавцов с целью повышения цен на однородный товар.

Чем объясняется запрет на взимание процентов - рибы («приращение», «увеличение») - за предоставление денег, т.е. ростовщичество? В Коране говорится: «Те, кто берет лихву, восстанут [из могил], как восстанет тот, кого лишает Сатана рассудка прикосновением своим. Это - в наказание им за то, что говорили они: " Воистину, лихва [дозволена] гак же, как и торговля". Но дозволил торговлю Аллах, а лихву запретил. Если придет к кому-либо [из ростовщиков] увещевание Господне, и если поступит он (т.е. ростовщик) согласно увещеванию этому, то простятся ему грехи его прошлые. И рассудит его Аллах. А те, кто [вновь] станут [давать в рост], - обитатели пламени адского на времена вечные» (Сура Аль-Бакара (Корова) Аят 275). Представитель Центра исламоведческих исследований «Имам Амир аль-му'минин Али (ДБМ)» (Исфахан, Республика Иран) поясняет, что согласно данному аяту «ростовщики уподобляются людям, которых Сатана лишил рассудка. В Судный день они будут воскрешены как умалишенные из-за несправедливостей, сотворенных ими в земной жизни. Страсть к наживе лишает их разума. Ростовщики способствуют разделению общества на классы, ведь им неведомы такие человеческие чувства, как сострадание и любовь к ближнему. Нищета и ненависть, порожденные ростовщичеством, могут достичь такой остроты, что это приведет к социальному взрыву, подрывающему сам принцип частной собственности». Причем богословы трактуют кризис как таковое испытание. Положения ислама о рибе, рассматривающие ее как грех, соответствуют этическим воззрениям предшествующих учений - от Аристотеля до раннего христианства. Запрет на ростовщичество существовал и в иудаизме. В протестантизме и позже в католицизме он был отменен, что способствовало быстрому росту банков и становлению капиталистической финансовой системы (в некоторых европейских странах запрет на ростовщичество был упразднен в ходе реформации XVII в.). В православии до сих пор нет, по мнению ученых и богословов, однозначного трактования отношения к проценту. В отличие от христианских богословов мусульманские правоведы в фетвах Совета Исламской академии правоведения в наше время единодушны в вопросе запрета любого ссудного процента. Хотя еще существуют фетва Рашида Ризы (начало XX в.) и нашумевшая фетва Тантави (2002 г.), не столь категоричных в этом вопросе.

Согласно превалирующему в исламской политэкономии мнению, сами по себе деньги не есть товар, который можно продать и получить выгоду, поэтому приращение денег (риба) не может быть получено само по себе. Деньги могут рассматриваться как потенциальный капитал, поэтому получение прибыли владельцем капитала требует от него активного участия в проекте наравне с держателями других факторов производства.

Применительно к банковской деятельности считается, что ссуживание денег под процент как клиентом банку, так и банком клиенту приводит к несправедливой эксплуатации в той или иной форме, поэтому аморально.

Взамен ссудного процента ислам предлагает равноправные отношения бизнесмена и владельца денежного капитала, в которых они выступают как равные партнеры и, соответственно, пропорционально делят как прибыли, так и убытки. В этом смысле вкладчик исламского банка сродни вкладчику паевого инвестиционного фонда.

Такое отличие породило возникновение в 70-х гг. XX в. исламских банков, использующих финансирование и привлечение средств по принципу разделения прибылей и убытков.

Ислам признает частную и общественную собственность. Он устанавливает неприкосновенность имущества и предписывает уважать частную собственность: мусульманину запрещено посягать на жизнь, честь и имущество другого мусульманина, а также наносить ущерб или причинять любой вред. Так же, как и в христианстве, согласно исламу, истинным хозяином имущества является Бог, а человек - лишь доверенный управляющий, который должен распоряжаться им в установленных пределах (т.е. не допустить хищнического обращения с природными богатствами, а также следовать предписаниям, касающимся справедливого распределения материальных благ в обществе). Ислам не ограничивает количества материальных благ, которые могут быть сосредоточены в руках одного человека.

Однако, согласно исламу (аналогично православию), богатство человека не может служить признаком его возвышенного положения в глазах Аллаха. Об этом говорится в Коране: «Человек же, когда Господь ради испытания почтит и одарит его милостями, говорит [горделиво]: «Господь мой почтил меня»; Когда же Он ради испытания ограничивает его в пропитании, гот говорит [недовольно]: «Мой Господь подверг меня унижению»» (Коран, Сура Аль Фаджр (Заря) Аяты: 15-16). Это означает, что ни блага, дарованные милостью Аллаха, ни лишения, ниспосылаемые человеку, не могут быть свидетельством того, что данный человек пользуется его особым расположением, находится на особом счету или впал в немилость. Так же, как и в православии, искушение богатством признается одним из самых сложных испытаний.

А. Смирнов в своей статье «Нравственная природа человека, арабо-мусульманская традиция», говоря об искушениях в исламской традиции, поясняет: «Человек не должен избегать богатства как источника зла (как это трактовалось бы в христианстве): в богатстве нет никакого зла. Дело в том, что богатство (то же касается власти или высокого положения в обществе) надо использовать для того, чтобы оно " вело к Богу": единственная опасность, которая может таиться в нем, - это превратиться в самоценность и заставить человека забыть Бога».

Ответственность за помощь бедным, согласно учению ислама лежит на родственниках, соседях, государстве. «Пророк... осуждал человека, который спит с полным желудком, зная, что за стеной его дома - голодный сосед, и не сделав ничего, чтобы накормить его. Любой мусульманин обязан прилагать все свои силы для устранения несправедливости». Но в то же время человек сам обязан трудиться. В одном из хадисов Пророка говорится о бедняке, который пришел к пророку. Пророк посоветовал продать единственное, чем тот владеет - подстилку и кувшин, и купить на это топор. Потом послал бедняка заготовить дров и продать их и таким образом заработать на жизнь: «Это лучше для тебя, чем предстать в Судный день с печатью попрошайничества на лице...». В данном примере словами Пророка утверждается право человека на возможность зарабатывать средства к существованию и одновременно осуждаются безделье и нищенство.

Ислам не занимается детальной регламентацией способов получения и увеличения богатства. Он называет запрещенные виды деятельности и указывает общие принципы распределения богатства между членами общества, например закят. Закят представляет собой налог в пользу нуждающихся членов мусульманской общины. Эта обязанность верующего помогать бедным способствует обеспечению социальной справедливости в обществе. В Коране сказано: «Уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню» (Сура Аль-Бакара (Корова) - 2: 277 (276)). Во многих странах созданы закятные фонды, куда в добровольном порядке вносятся пожертвования. В то же время в некоторых странах, среди которых Йемен. Пакистан, Саудовская Аравия, Судан, закят является государственным налогом. Закяту подлежит как движимое, так и недвижимое имущество, не находящееся в пользовании, не являющееся предметом первой необходимости, а также урожай, наличность, вклады в банковские счета, ценные бумаги, ПИФы и пр. в сумме, превышающей стоимость 85 грамм золота. В отдельных странах, как, например в Малайзии, существует практика, когда на сумму закята при предъявлении документов уменьшается сумма подоходного налога, выплачиваемого компанией с доходов служащих. Причем, если в развивающихся странах, как, например в Пакистане, дисциплина в отношении уплаты государственных налогов слаба, то это не характерно при выплате закята.

Ислам утверждает право работника на своевременную оплату труда. В сборнике хадисов Ибн Хаджар Аль-'Аскалани говорится, что «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: " Выплачивайте заработок наемного рабочего до того, как успеет высохнуть его пот"» (Книга 7. Торговля, Глава 15: Наем крестьян и оплата труда. Хадис 903-905).

В другом хадисе приводятся слова Аллаха: «В день воскресения Я буду противником троих людей: того, кто посягнул на имущество, которое ему доверили с Моим именем на устах; того, кто продал в рабство свободного человека и съел заработанные на нем деньги; и того, кто сполна воспользовался услугами работника и не расплатился с ним» (Книга 7. Торговля. Глава 15: Наем крестьян и оплата труда. Хадис 901).

Ислам не призывает человека к отказу от материальных благ, не поощряет аскетизма и монашества. Он призывает к разумному сочетанию религиозной практики и активной трудовой деятельности, но деятельность должна осуществляться в рамках шариата.

Если использовать формулу, приведенную выше, то он призывает «молиться и трудиться». В то же время исполнение религиозных обрядов не должно стать основным занятием и поглощать основную часть рабочего времени. Труд - обязанность каждого член общества. Это подтверждается изречениями Пророка: «Если человек встретит ночь утомленным после напряженного труда в течение дня, его грехи будут прощены» (Хадис № 424 Сахих аль-Бухари). Ислам, как и православие, не отдает предпочтения отдельным видам деятельности.

Принцип социальной справедливости является одним из основных принципов ислама. В статье Османа Бакхача «Все богатство принадлежит Аллаху» приводятся слова пророка Мухаммада, который «провел наглядную аналогию между обществом и кораблем с двумя палубами. Пассажиры нижней палубы не имели прямого доступа к воде, и каждый раз были вынуждены обращаться к пассажирам верхней палубы, чтобы пройти к ней. Из-за этого между людьми возник конфликт. И тогда пассажиры нижней палубы решили пробить брешь в днище корабля, чтобы получить воду. Итак, как говорил Пророк (с.а.в.), все общество может погибнуть, если позволить нуждающимся терпеть бедствия и не вмешиваться».

Таким образом, мы видим, что ислам достаточно детально рeгламентирует хозяйственную жизнь верующего. «Мусульманская этика исходит из достаточно приземленного, но зато более цельного образа человека, который принимает ограниченность своих человеческих возможностей. Она отказывает человеку в богоподобии и более реалистична, чем христианская этика, очеркивает пространство нравственно ответственного поведения (заметим в скобках, что в исламе нет идеи наследственного греха; согласно Корану, Адам был прощен Аллахом, и его вина не распространяется на потомков)».

Именно идея греха является основой мотивации поведения верующего в католицизме и протестантизме, в намного меньшей степени в православии и отсутствует в исламе. Это позволило некоторым историкам говорить в отношении культуры о пессимистическом Западе и оптимистическом Востоке (имея в виду, что адамов грех в православии не переносится автоматически на его потомков, а в исламе отсутствует).

В то же время религиозное сознание мусульман подобно православным направлено на духовную работу. Религиозные принципы ислама, заложенные в основу социально-экономической доктрины, дали так называемые «исламские экономики», возникшие с распадом колониальной системы Африки и Азии в 50-х гг. XX в. Освобождение от колониализма придало мощный импульс исламским теологам для разработки принципов исламской экономической доктрины, что позволяет ей быть гибкой системой, регулирующей поведение человека, потенциал которой до конца не реализован[6].

Вопросы для обсуждения:

1. В чем выгодное преимущество протестантской этики, по сравнению с католической?

2. Как вы думаете, могла бы иметь место индустриализация и развитие капитализма без изменения сознания в Западном обществе и приобщения большей его части к протестантизму?

3. Почему, на ваш взгляд, протестантизм перестал считать банковский процент аморальным?

4. Какую альтернативу предложили протестанты тезису: «Невозможно одновременно служить Богу и мамоне»?

5. Каким образом соотносится с Исламом американский протестантский тезис: «Если такой ты умный, ты почему не богатый?»

6. В чем кардинальное отличие православной бизнес-этики от протестантской?

7. В Евангелии от Матфея (гл. 22, ст. 15—21) приведен ответ Иисуса Христа людям, посланным от фарисеев. Намереваясь «уловить Его в словах», они спросили Иисуса: позволительно ли платить налоги кесарю? Иисус, указывая на динарий (римская монета) с изображением кесаря, спросил их: «Чье этот изображение и надпись? Говорят Ему: кесарево. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Каким образом, на ваш взгляд, понимают данные стихи протестанты, католики и православные в контексте бизнес-этики?

8. Может ли искренне верующий православный христианин быть одновременно и успешным бизнесменом? Считается ли в православии обладание материальным благополучием достоинством, или же наоборот?

9. Какую роль сыграло православие, как государственная религия, на становлении капитализма в России?

10. Чем отличается Ислам от прочих религиозных систем по вопросу отношения к частной собственности, труду и бизнесу?

11. Является ли материальное благополучие основной целью бизнесменов-мусульман?

12. Приведите примеры из жизни Пророка (с.а.в.) и праведных сахабов, как они решали проблемы бедности и безработности.

13. Возможно ли, на ваш взгляд, широкое распространение исламской бизнес-этики среди предпринимателей России? Аргументируйте свой ответ.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 2911. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия