Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Протестантская доктрина хозяйственной деятельности





 

Исследования религиозных ценностей протестантизма связаны прежде всего с именем М. Вебера. Изучив хозяйственную этику основных мировых религий и различные формы протестантского вероучения, он выявил определяющее влияние протестантской этики на формирование западной капиталистической системы. Вебер отмечал, что в рамках протестантизма «этический вклад лютеранства носил негативный характер», а именно, кальвинизм и протестантские секты, имели «поразительную по своему значению роль... в истории развития капитализма».

В своих работах М. Вебер рассматривает, как основные положения католицизма и протестантизма влияют на «дух» капитализма, определенный им как «комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения». На основе изучения работ теологов обоих направлений ученый отмечает, что для протестантизма решающее значение имеет «концепция своей избранности, обретения уверенности в спасении посредством деятельности в рамках своей профессии». И далее: «Она, и только она, прогоняет сомнения религиозного характера и дает уверенность в своем избранничестве». Католицизм же предлагает «иные средства спасения». Так, например, «католику предоставлялась возможность обрести благодать, сообщаемую таинствами его церкви, и тем самым преодолеть несовершенство человеческой природы: священник был магом, совершавшим чудо пресуществления, в руках которого была " власть ключей": к нему мог обратиться верующий, преисполненный раскаяния и готовности к покаянию; священник даровал умиротворение, надежду на спасение, уверенность в прощении.... Кальвинист не знал этого милосердного человечного утешения...»

Еще одним важным различием между двумя этими направлениями, с точки зрения интересующего нас вопроса, является тот факт, что в протестантстве отрицается превосходство аскетического долга над мирским. В результате «перемещения аскезы из мирской повседневной жизни в монастыри была поставлена преграда, и те глубокие и страстные натуры, которые до той поры становились лучшими представителями монашества, теперь вынуждены были осуществлять аскетические идеалы в рамках своей мирской профессии». Более того, «в ходе дальнейшей эволюции кальвинизм присовокупил к этому и нечто позитивное: идею о необходимости найти подтверждение своей вере в мирской профессиональной деятельности».

Это обоснование пуританской идеи профессионального призвания оказало огромное влияние на сферу предпринимательской деятельности и формирование современного капитализма. Аскеза, по убеждению М. Вебера, давала «психологический импульс, который возникал в результате отношения к своей работе как к призванию, как к самому верному, в конечном итоге единственному средству увериться в своем избранничестве... Совершенно очевидно, в какой сильной степени устремленность исключительно к тому, чтобы обрести спасение в загробной жизни посредством выполнения своих профессиональных обязанностей в качестве своего призвания, и строгая аскеза, которой церковь подчиняла в первую очередь, конечно, неимущие классы, способствовали увеличению " производительности" труда в капиталистическом значении этого понятия». М. Вебер отмечает и тот факт, как результат пуританской аскезы, что «протестантские секты и строго пуританские общины действительно не знали нищенства в своей среде». Из духа христианской аскезы, а именно пуританской профессиональной аскезы формулируется и «дух» капитализма.

Важное значение в рамках интересующей нас проблемы имеет отношение протестантов к богатству. Осторожное отношение к богатству характерно всем христианским течениям. На основе анализа пуританской литературы, а именно трудов Р. Бакстера, Вебер делает вывод о том, что богатство, согласно протестантской доктрине, может быть греховным, поскольку влечет за собой успокоенность и излишнюю роскошь: «Морального осуждения достойны успокоенность и довольство достигнутым, наслаждение богатством и вытекающие из этого последствия - бездействие и плотские утехи - и прежде всего ослабление стремления к " святой жизни". И только потому, что собственность влечет за собой эту опасность бездействия и успокоенности, она вызывает сомнения. Ибо " вечный: покой" ждет " святых" в потустороннем мире, в земной жизни человеку, для того чтобы увериться в своем спасении, должно делать дела пославшего его, доколе есть день. Не бездействие и наслаждение, а лишь деятельность служит приумножению славы Господней согласно недвусмысленно выраженной воле Его... Трата этого времени на светские развлечения, " пустую болтовню", роскошь, даже не превышающий необходимое время сон - не более шести, в крайнем случае, восьми часов - морально совершенно недопустима». Вебер отмечает, что испытание богатством - одно из самых сложных: «Правда, и пуританские жизненные идеалы подчас не выдерживали натиска слишком сильных " искушений", которые, как хорошо было известно и пуританам, таило в себе богатство».

Иными словами, речь идет о борьбе «не с рациональным приобретательством, а с иррациональным использованием имущества». Протестантизм «против стремления к богатству как самоцели». Однако «Богу угодно рациональное и утилитарное использование богатства на благо каждого отдельного человека и общества в целом. Аскеза требовала от богатых людей не умерщвления плоти, а такого употребления богатства, которое служило бы необходимым и практически полезным целям».

Таким образом, протестантская доктрина оправдала стремление людей к прибыли, сделав возможным формирование этики бизнеса в результате морального освящения стремления к прибыли. Стремление к прибыли и стремление к Богу стали не только совместимыми, но и взаимообуславливающими, а вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога.

Протестантская этика бизнеса явилась важной составной частью западной общественной культуры. Можно быть одновременно добродетельным и преуспевающим в бизнесе человеком, а моральная добродетель - необходимое условие для успеха. Таким образом, М. Вебер утверждает, что роль религии и именно протестантизма заключается в особом воспитании тех человеческих качеств, которые способствовали развитию цивилизованного капитализма.

Какова роль религии в формировании хозяйственного поведения протестанта? На основе работы М. Вебера можно выделить следующее ее функции.

Формирование нужных качеств. «Для вступления в сферу какого-либо сообщества член секты (или кружка) должен был обладать определенными качествами, которые... имели большое значение для развития рационального современного капитализма. Для того же чтобы прочно утвердиться в данной общине, новый член общины должен был постоянно подтверждать наличие у него требуемых качеств: тем самым они непрерывно в нем воспитывались. Ибо... от| этого " подтверждения" полностью зависело, как его потустороннее блаженство, так и все его земное существование и социальное благополучие».

Возможность социализации в обществе. «Лишь местная община, а не какая-либо административная церковная инстанция межлокального типа (как бы свободно она ни избиралась) могла на основе личного знакомства и непосредственной проверки поведения каждого ее члена судить о его квалификации». Это своего рода квалификационный аттестат, необходимый для получения политических и гражданских прав. Данное суждение было основанием для получения кредита, открытия своего дела и т. д.

Формирование кодекса поведения. Этика протестантской организации методистов, по мнению Вебера, может служить примером буржуазной этики раннекапиталистического периода. Методистам, например, запрещалось: «1) многословие при покупке или продаже (" торговаться"); 2) торговать товарами, за которые не уплачена пошлина; 3) взимать проценты, превышающие установленную законом норму; 4) " собирать сокровища на земле" (то есть превращать капитал в " состояние"); 5) брать в кредит без уверенности в том, что деньги могут быть вовремя возвращены; 6) всякое расточительство». Многочисленные указания такого рода легко можно обнаружить во всех сектах.

Негативная мотивация - наказание за неэтичное поведение. «В ряде случаев методисты пытались карать за обращение к светскому суду исключением из секты. Вместе с тем они часто сами создавали соответствующие инстанции, в компетенцию которых входило рассмотрение жалоб на неаккуратных должников. В старом методизме прекращение платежей в каждом отдельном случае рассматривалось комиссией братьев. Долги, сделанные без твердой уверенности в том, что они могут быть оплачены, служили достаточной причиной для исключения из общины - отсюда и широкий кредит».

Таково, согласно М. Веберу, значение религии в регламентации деятельности человека, в том числе в хозяйственной деятельности. Он отмечает, что протестантизм (и его различные организации) создал определенную методически-рациональную систему жизненного поведения, которая, при известных условиях, проложила путь «духу» современного капитализма.

Выше сказанное не означает, что становление западного капитализма ограничивается влиянием лишь протестантской этики. На этот процесс влияли и другие институциональные и политические факторы. Это объясняет, почему Запад включает и католические страны.

Свое влияние оказал также иудаизм, значение которого рассматривал современник М. Вебера В. Зомбарт в работе «Буржуа». Однако именно протестантская этика лежит в основе «духа» капитализма современного Запада, она формирует особую культуру, которая закрепляется в социальных и политических институтах[4].







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 1235. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.02 сек.) русская версия | украинская версия