Принцип Иджара
«Иджара» означает договор аренды, ренты или проката. Фактически иджара - это использование на договорном условии имущества третьей стороны за установленную плату. При соглашении иджара действует ряд правил Шариата. Первое правило - «хияр ар-руйя», право аннулирования договора покупателем, когда он увидит товар, не соответствующий описанию. Второе из них - «хияр аль-айб», речь идет о низком качестве товара, то есть покупатель вправе отменить сделку, если после покупке был обнаружен недостаток. Третье правило «хияр аш-шарт», здесь признается право сторон на расторжение договора в любое время в зависимости от установленных сроков или от определенных событий. Четвертое - «фасх», т.е. отзыв или аннулирование, и последнее - «икала», т.е. компенсация или замена. Маликитский мазхаб рассматривает иджара как контракт, схожий с договором купли-продажи и который теряет свою силу в следующих ситуациях. Во-первых, договор считается недействительным, если предмет лизинга или аренды используется в целях, запрещенных шариатским правом, как например использование помещения для аморальной деятельности или азартных игр, или, например, производство алкоголя и иных запретных товаров. Во-вторых, если договор обязывает совершать действия, которые по своей природе должны выполняться, к примеру, нанимать мать кормить грудью своего ребенка. Ханафиский мазхаб принимает иджара как контракт, в основе которого лежат материальные вещи или на арабском «‘айн», цели использования и применения которых не противоречат шариатскому праву. С точки зрения шафиитского мазхаба, договор «иджара» - это договор аренды или лизинга, предмет которого определен изначально. Предмет договора должен быть «разрешенным» с точки зрения Шариата, может быть передан/перенесен, и иметь фиксированную выплату или арендную плату. Ханафитский мазхаб со своей стороны считает, что при договоре «иджара» владелец предмета договора предоставляет другой стороне право пользования этим материальным имуществом за определенные выплаты. Все мазхабы едины в том, что «иджара» является юридически обязательным договором. Однако, в отношении аннулирования контракта «иджара» среди ученых разных правовых школ существуют противоречивые мнения. Согласно мнению маликитов и шафиитов, контракт «иджара» отзывается только в случае наличия серьезных дефектов у предмета договора. Кроме того, договор перестает иметь силу, если арендуемый объект перестает служить своим целям. Ханафиский мазхаб признает, что договор может быть отменен, если имеются допустимые причины для этого. Для ханбалиского маз- хаба, основными аргументами прекращения договора служат уничтожение предмета договора или наличие значительных дефектов. Договор «иджара» может быть заключен исходя из того, что 1) предмет договора имеет привязку ко времени или 2) предмет договора находится в зависимости от выполняемых задач. В случае если договор «иджара» основан на временном критерии, то это время должно быть четко прописано, а временные рамки обоснованы. Существует ряд условий, которые должны выполняться, если договор аренды включает в себя земли сельскохозяйственного назначения. Запрещено ставить такие условия, которые могут привести к убыткам, к примеру, требовать, чтобы арендатор выкапывал каналы для отвода воды, в то время, когда зерновые культуры все еще нуждаются в ней. В случае если срок договора истек, а урожай еще не собран, договор продлевается на время его сбора и арендатор, следовательно, продолжает платить арендую плату. Есть еще пара принципов Шариата, имеющих отношение к аренде в сельскохозяйственном секторе. Ими являются «мозара- ах» и «мосакат» и применяются они в иранской исламской банковской системе. Согласно этим принципам, арендные выплаты зависят от ставки на сельскохозяйственную продукцию. «Мозараах» - это договор между владельцем земли или «мозаре», тем, кто предоставляет свою землю на определенный срок другой стороне, т.е. предпринимателю или «амелъ», для сельскохозяйственных целей. Взамен, обе стороны будут делить полученный доход согласно установленным пропорциям. «Мосакат», в свою очередь, является договором между владельцем сельскохозяйственных культур и предпринимателем, который заключается с целью получения урожая. Доходом, который разделяется между двумя сторонами при таком договоре могут считаться фрукты, листья или цветы, (Hedayati, 1993). Одной из разновидностей иджара является «иджара ва-иктина». Это понятие включает в себя аренду движимого и недвижимого имущества. В случае если арендатор по истечении срока аренды захочет приобрести этот товар в свою собственность, его арендные платежи будут рассматриваться как часть покупной цены. Иными словами, «иджара ва-иктина» - это соглашение о передаче права собственности арендатору. В малазийской практике договор «иджара ва-иктина» схож с договором «иджара тумма аль бай» - аренда с правом последующего выкупа. «Иджара тумма аль бай» состоит из двух отдельных соглашений: из договора аренды и договора купли-продажи. Согласно договору аренды, клиент обязуется выплачивать арендую плату в течении указанного периода времени. По истечении первого договора, арендатор выкупает имущество по согласованной обеими сторонами цене (Малазийский банк Негара, 1994). Кроме упомянутых видов иджара, еще одним из распространенных подвидов, практикуемых в Малайзии, является «иджара аль- мунтахийа бит-тамлик» и применяется в лизинге, по итогам которого собственность переходит лизингополучателю. 6.5 Принцип «Кард хасан» В Малайзии данный инструмент исламского финансирования именуется как «аль-кардуль хасан», в Иране - «кард аль-хасана» и в Пакистане - «карз-е-хасна». Все это так называемый «благотворительный» кредит, который обязывает заемщика вернуть кредитору лишь основную сумму займа. Но заемщик имеет право по своему усмотрению выплатить вознаграждение кредитору, добавив его к основной сумме кредита. Эта форма займа является беспроцентной и разрешенной Шариатом, она нацелена на достижения социальной и экономической справедливости. Всевышний Бог в суре «Железо» аяте 11 говорит: «Если кто одолжит Аллаху прекрасный заем, то Аллах увеличит его для него. Ему уготована щедрая награда» (Коран, 57: 11). Исламские банки могут предлагать такой вид займа в следующих ситуациях: (i) Эта услуга может быть предоставлена в случае, если банковские кредиты зачастую структурируются по принципу «мушарака», так как данный принцип предполагает получение большего процента от дохода самим банком, нежели его клиентами. «Кард хасан» может предлагаться в качестве финансирования оборотного капитала. (II) Эта услуга может быть предоставлена клиентам, которые испытывают финансовые трудности. Банк может предложить данный вид кредитования клиентам, в которых он заинтересован с точки зрения инвестиционной деятельности или тем, кто на его взгляд является достаточно надежным с высокой кредитоспособностью. (III) Эта услуга может быть предоставлена клиентам, имеющим большие депозитные вклады в банках. Столкнувшись с финансовыми трудностями, эти клиенты, как правило, либо снимают все свои сбережения, либо обращаются за финансовой помощью к банку. Следовательно, чтобы избежать возможных проблем и сохранить позитивный имидж банка, клиенту может быть предложен «кард хассан». Действительно, исполняя свои социально ориентированные задачи, банки очень часто прибегают к инструменту «кард хассан». Можно привести в пример Исламский банк Иордании, (Jordan Islamic Bank) использует этот принцип и помогает своим клиентам, которые столкнулись с финансовыми проблемами. Этот принцип также широко применяется для развития малого предпринимательства
|